Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

На праздник знаний (но не умений, навыков, но не мастерства, не бесконечного развития)

Никогда этого не было, и вот опять: первое сентября, а у меня дома никто никуда сегодня не идёт. Вьюнош и тот сидит дома, посколько он теперь студент, а у студентов занятия начинаются только через несколько дней -- в вузах посвободней обращаются с датами, в них ещё не такая казарменная дисциплина и унификация, как в школе.

Да и вообще, обучение из официальной государственной системы активно утекает, и этому можно только порадоваться. Одно из самых обсуждаемых в мире событий сейчас -- это готовность Гугля и многих других крупных организаций принимать на позиции разработчиков (а не только уборщиков) людей без дорогущего вуза за плечами, но после некоторых дешёвых онлайн-курсов (погуглите Google Career Certificate, это один из крупных скандалов в области образования. Слово подрыв/disruption во всех текстах на эту тему). Вуз остаётся только средством откосить от армии, хотя не во всех странах есть призывное рабство, и в этой роли он не во всех странах нужен. Университеты были рассадниками интеллекта, а теперь их роль в этом качестве оказывается под вопросом.

И даже "день знаний" звучит уже анахронизмом. Перешли к "знаниям, умениям, навыкам" (ибо знания ничего не дают для действия), потом к компетенциям (которые включают отношение к делу, но и их быстро опошлили и теперь их упоминать на русском языке не очень прилично), и сейчас я говорю об обучении какому-то мастерству.

Всё это не означает, что образовательная жизнь закончилась. Образование никогда не заканчивается, даже если речь не идёт об учебном заведении. "Человечество научилось летать в космос и строить небоскрёбы" -- это людей не в университетах такое делать учили, но слово "научились" тут используется ровно то же самое, что и при научении с учителем. Я об этом успел к нынешнему дню знаний написать "Образование для образованных 2020" -- книгу и онлайн-курс в одном флаконе (https://system-school.ru/uptodate, https://ridero.ru/books/obrazovanie_dlya_obrazovannykh/). Это и есть мой подарок всем на день знаний (ссылка на бесплатный текст в припиненном посте в чате поддержки https://t.me/odo_course).

В книге написано, что курсы (неважно какие: с учителем, с искусственным интеллектом, с онлайн-курсом, с учебником, через чтение свежайших статей) нужны для усиления интеллекта. Эти курсы только ступенька к бесконечному развитию человека, в ходе которого он осваивает новые предметные области, о которых его учителя и не догадывались. Моя метафора обучения с учителями -- это как автомашину заводить толканием. Пятеро толкают машину, она никак не заводится, а потом вдруг заводится -- и быстро-быстро от этих толкателей уезжает своим ходом, на своём двигателе. Толкать дальше не нужно, да и не угонишься подтолкнуть! Другая метафора тут будет понятна только программистам: bootstrapping/раскрутка, последовательность загрузчиков в софте (начальный загрузчик, загрузчик OS, загрузчик прикладной программы, а дальше программы сами себе всё достают разными способами из разных мест).

Вопрос, а сам я следую тому, что написал? А как же! Вот только некоторые из таких поворотов в жизни, о которых мои учителя не могли догадаться:
-- школу я закончил в Анапе, с золотой медалью -- но там все считали, что поступать я буду в краснодарский институт культуры (я в школе всю дорогу пел, танцевал, но в институт культуры поступила моя одноклассница, партнёрша по танцам, а потом она стала заслуженным работником искусств Кубани)
-- дальше я пять лет учился на химфаке, закончил с первым местом на студенческой научной конференции, диплом-автомат. Материал химический, каталитическая способность хелатных соединений, а метод -- машинное обучение (ага, занимался им 1977-1980 год, только называлось это "распознавание образов" в те времена, а так -- всё то же самое, что сегодня). И ещё получил диплом факультета общественных профессий по специальности "Руководитель дискотеки" (вот и институт культуры сбылся, но мне пришлось с 1977 года раскрутить эту предметную область самому, потом сделать учебную программу, потом выучить группу диджеев, а потом выписать этот диплом себе самому. Учителей диджеев в те годы не было!).
-- дальше переквалификация из химика в программиста, работа в ВЦ РГУ. Далее работа программистом в мединституте (нейрофизиология -- обработка сигналов с инвазивных нейроинтерфейсов, пять лет!), занятия в том числе искусственным интеллектом и онтологией (экспертные системы, делал к ним knowledge aquisition средства, как сейчас скажут -- онтологические моделеры), занятия диджейством и преподаванием танцев (кушать-то надо!). А ещё преподавал системное администрирование, выпустил несколько групп "системных программистов", как тогда назывались системные администраторы.
-- дальше переквалификация в бизнесмена (организация городского клуба информатики), переезд в Москву в 1987. С этого момента я всё время генеральный директор какой-нибудь фирмы, перестал им быть только пару лет назад.
-- в Москве занимался школьной информатикой (да, слово КуМир -- это я придумал), созданием предприятий, и пытался разобраться с происходящим в перестройку: стал крупным специалистом по биржам (их было более семисот в России, но на деле это были просто такие инвестиционные компании: инвестировали в негосударственные предприятия).
-- с 1990 года занимался рынком ценных бумаг, строил депозитарии и прочую инфраструктуру, писал закон о рынке ценных бумаг -- и ушёл с этого рынка в 1997. А ещё занялся управленческим консультированием, штудировал активно менеджерскую литературу.
-- с 1991 года занимался интернетом: и чего там только не было (организация Релкома, первые непрограммистские телеконференции, первые вебсайты, первые работы вебстудии -- задолго до Тёмы Лебедева, создание вебсайтовых движков, и много чего ещё).
-- где-то в начале 90-х активно занялся австрийской экономикой: сделал вебсайт Либертариума, штудировал Хайека и Мизеса
-- с 1998 года я стал электроэнергетиком: занимался реформой электроэнергетики, был генеральным консультантом полудюжины крупных компаний в электроэнергетики
-- где-то в 2003 году занялся электронным государством, и занимался этим до 2007 года. После этого объявил односторонний мораторий на работы с государством, готов продолжить -- но не при текущей власти.
-- ещё я спец по транспорту: редактор сборника "Горизонты транспорта", один из соавторов концепции развития транспорта в России (ужас!), разработчик концепции развития транспорта для Тверской области
-- с осени 2007 года занимался системной инженерией в атомной энергетике. Был просто энергетиком, стал атомным энергетиком. В части системной инженерии организовывал Русское отделение INCOSE, до сих пор я там директор по исследованиям.
-- вернулся где-то с 2012 года к онтологическим штудиям, стал онтологом (был втянут аж в попечительский совет Ontolog Forum), продолжил заниматься онтологическими моделерами, до 2015 года. Отследил появление нейронных сетей в 2012 году, с тех пор активно читаю литературу по современному AI. Читал лекции на первой паре DeepHack (2015-2016).
-- с 2012 года начал разрабатывать курсы системной инженерии и системного мышления. Занимаюсь этим до сих пор: заканчиваю в пятый раз переписывать учебник системного мышления, переписано уже 90%, осталось всего 50 вордовых страниц переписать. В конце недели отправлю текст на вёрстку и в издательство, и в качестве онлайн-курса.
-- в 2015 году таки занялся образованием, а не консалтингом: появилась Школа системного менеджмента, мы там начали заниматься усилением интеллекта (хотя начиналось это скромно, с курса системного менеджмента, которого прошло уже 19 потоков).
-- в 2016 году занялся танцами по-новой (но уже социальными танцами), в 2017 году стартанул системный фитнес, в 2019 году стартанул программу мультиданса.
-- где-то с 2017 года Школа стала основным делом, и поменялась цель: занялись усилением интеллекта. "Образование для образованных 2020" как раз описывает целевую систему для этой Школы: чему нужно научить человека, чтобы он стал бесконечно развивающимся.

Попутно я многому чему ещё научился: играть на клавишных, гитаре, саксофоне (хотя гитару и саксофон забыл уже), разобрался довольно глубоко в аниме и манге, в детстве был радиолюбителем (старшим оператором школьной УКВ радиостанции, участвовал в городских соревнованиях по морзянке). Ещё мама была преподавателем домоводства несколько лет, так что я умею вязать и спицами, и крючком, и макраме, и на вязальной машине, и строчку перевить, и мережку, и крестиком, и гладью! А на военных сборах научили работать кухонным ножом (роту ж надо было кормить, когда дежуришь по кухне!), большой тазик оливье за пару часов настрогать -- это проверено, делаю.

Насколько глубоко я овладевал каждым новы делом? Жизнь долгая, мне 62 года, а 5-7 лет занятий по 4-6 часов каждой дисциплиной вполне дают те самые 10тыс. часов, которые требуются для достижения мастерства (5лет*365дней*5.5часов=10тыс. часов набора опыта). И цифра 10тыс. часов дутая/журналистская, обычно это меньше часов. Так что смена 10 предметных областей за жизнь, и каждая на профессиональном уровне мастерства -- это реально!

Хотя мне тут свезло, у меня есть "несправедливое конкурентное преимущество": трансдисциплинам меня начали учить достаточно рано, с 1980 года, в ВЦ РГУ, где меня познакомили с тогдашней онтологикой -- это, замечу, 40 лет назад, и я только сейчас понимаю, как мне тогда свезло! Поэтому профи в каждой новой предметной области было интересно со мной поговорить гораздо раньше, чем я набирал свои 10тыс. часов опыта, и этот опыт дальше я набирал в общении с крутыми профи. Идея Школы системного менеджмента примерно такая же: обучить трансдисциплинам, чтобы ускорить получение прикладного мастерства.

Так что ничего необычного, просто долгая жизнь и непрерывное развитие (а не совершенствование): прихват новых дисциплин и новых трудных задач, а не двадцатилетний опыт как однолетний опыт, повторённый двадцать раз. Пруфлинки: моя деловая биография (по апрель 2013, лень обновлять): http://techinvestlab.ru/ailev, а ещё последние 18 лет я вёл блог и там легко понять, что меня интересовало все эти годы, и на каком профессиональном уровне: https://ailev.livejournal.com/

Всё, похвастался своей интересной жизнью, а теперь пора возвращаться рабом на галеры: дописывать "Системное мышление 2020". По факту я ничем другим уже месяц не занимаюсь: разнообразие дел у меня накопилось за всю жизнь, а в каждый отдельный момент это по факту одно большое дело.

Жить в бесконечном развитии вполне можно, и это очень интересно. Старость наступает тогда, когда больше вспоминаешь, а не воспринимаешь. Я не очень люблю вспоминать (хотя очень даже есть что: мне посчастливилось поучаствовать в весьма нетривиальных проектах. Но вы ведь не так много читаете тут в блоге мои мемуары про развитие рынка ценных бумаг, про развитие интернета? Вот это оно и есть: я меньше вспоминаю, больше занимаюсь настоящим и будущим).

Бесконечно развивайтесь, не бойтесь заняться чем-то новым! Не ограничивайтесь школьной и вузовской образовательной программой! Не привязывайтесь в образовании именно к 1 сентября! Усильте прежде всего свой интеллект, затем быстрее будете осваивать прикладные дисциплины. И не ограничивайтесь получением знаний. Делайте что-нибудь, меняйте мир вокруг себя к лучшему!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments