Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Магическая уборка, getting things done и extended cognition

Вадим Новиков натолкнул меня на книжку по магической уборке "метод КонМари" (https://yadi.sk/i/HLwFyS6qBTCj9A). Книжка написана сумасшедшей (т.е. реально свихнувшейся на уборке) японской тёткой-синтоисткой. Тётка имеет зуд к уборке и выкидыванию. А поскольку у себя в доме она многократно уже всё убрала и выкинула, то чтобы унять зуд, она придумала помогать убираться и выкидывать вещи клиентам, у которых жизнь немножко захламлена: "ты хочешь пить, я хочу писать, не дадим друг другу умереть". В итоге все счастливы, и даже об этом счастье написана книга. Читать книгу невозможно, ибо у синтоистов как во всех шаманских практиках духи живут в каждом предмете, с ними нужно разговаривать и почаще благодарить -- и книжка активно это пропагандирует. Поговорите с вашей наволочкой, поблагодарите её за все эротические сны, которые она вам принесла -- а потом мрачно вспомните все те ночные кошмары, что на ней приснились, и смело выбросите, "не радует". Ибо главное в методе уборки -- выкидывать то, что не радует (нет, не то, что не нравится, а вот просто не доставляет активной радости). Метод определения -- взять в руки (и иногда поговорить, слово "магическая" в этой уборке, похоже, нужно понимать буквально), радость сразу будет понятна. Читать это было невозможно, но я таки прочёл. Какие-то крупицы интересного/полезного там есть, если пропускать все те места, где вы благодарите перчатки перед тем, как их выбросить. Далее несколько моих комментариев по поводу вычитанного.

Вся описанная идеология удивительно напоминает GTD:
-- начинать незахламленную жизнь нужно с того, что вывалить всё куда-нибудь посередь комнаты и разобрать одним махом (а не по 15 минут в день). Это очень напоминает начальное заполнение inbox в GTD.
-- по поводу каждой вещи нужно принять решение: оставить или выкинуть. Критерии в выкидывании примерно те же, что при выкидывании дел из списка: как бы ни хотелось оставить нереализуемые планы, их нужно из списка выкидывать, с вещами то же самое. Явное волевое усилие, принятие осознанного решения.
-- в результате гарантируется мир в голове, улучшение работоспособности и прочие ништяки. Вот это общее место в обоих методах: главным результатом объявляется освобождение мозга. Ибо если есть какая-то штука, которая требует мозга для её удержания в памяти, то этого куска мозга у вас в результате нет. Это может быть незаписанное дело, или какая-то вещь как незаписанное её потенциальное употребление.

Вот этот тезис про мир в голове при уборке требует некоторого раскрытия. В GTD необходимость держать мозг пустым от дел обсуждается довольно подробно и проверено -- работает. Эффект Зейгарник: записано -- можно забыть! В КонМари в этом месте мутно, ибо "магия" -- всё ж и так понятно?!

Каждая окружающая нас вещь по факту является триггером, заставляющим мозг прокрутить возможные варианты её использования. Extended cognition, внешние вещи участвуют в мышлении. Если вы не записали "попить чай" в GTD, но на пустом столе у вас стоит чашечка чаю, и больше ничего нет, то действовать эта чашечка будет так же, как несделанное незаписанное дело: отъедать часть мозга на поддержание мысли о "попить бы чаю". То же с рубашкой, которую "надо бы наконец, хоть куда-нибудь в ней выйти, три года уже откладываю этот праздничный момент". Потенциальные вещеупотребления отъедают мозг примерно так же, как потенциальные дела, не записанные в GTD. Вещь просто заводит в мозгу мысль, а не выключает эти мысли -- никакого эффекта Зейгарник.

КонМари рекомендует:
-- если это отъедание мозга вызывает радость (особо оговаривается, что радость должна быть бурной, а не так себе), то вещь остаётся дома
-- если не вызывает радость, то заигрывание мозга с вещью прекращается путём физического выкидывания вещи.

Всё это относится не только к реально полезным вещам (типа рубашек), но и вещам, имеющим сентиментальную полезность (всякие брелоки/статуэтки и даже фотографии): если на вещи для нашего мозга нацеплено приятное воспоминание, то благодарим вещь и выкидываем. Если от этого воспоминания подпрыгиваем от радости -- ОК, оставляем. Для надёжности решение принимаем, держа вещь в руках (в книге это оговаривается отдельно и специально много раз, ну и я повторю. Странно, что в сложных случаях вещь не предлагают лизнуть).

Из сугубо практических советов ценных есть несколько, что мне показались неординарными:
1. Ничего не хранить горизонтально, только вертикально, как книги на полке. Ибо стопки растут неограниченной высоты, нижние вещи неизвлекаемы, если речь идёт о рубашках, то они мнутся внизу стопки, и т.д. Да, это относится и к рубашкам, и к носкам. Всё вертикально, как книжки. Вещи не развешивают на плечиках, кроме особо избранных (опять же, спросите у вещи, как она хочет свернуться, или она всё-таки хочет быть повешена на плечиках).
2. Начинать всегда со своих вещей в порядке: одежда, книги, "разное", сувениры (те самые "сентиментально полезные предметы") -- и начинать с того, что сваливать сначала всё в кучу (чтобы для возврата вещи на место пришлось брать каждую в руки).

3. Бесполезно убирать вещи членов семьи, они всё быстро вернут "как было". Нужно просто показать пример на своих вещах, и дальше как-то наладится -- они собезьянничают ваши усилия по уборке. Ни в коем случае не вовлекайте в свою уборку членов семьи, они не дадут вам ничего выбросить. А ещё ни в коем случае нельзя отдавать выкидываемое членам семьи, это не сделает их счастливей: перекладывание мусора из правой семейной руки в левую не уменьшает количества мусора в семье, только сдвигает моральные акценты.

Раз в десяток лет я считаю, что очередные книжки у меня в доме стали слишком стары, чтобы их можно было разумно употреблять -- и выношу очередные морально устаревшие сто килограммов бумаги (иногда под раздачу попадают и другие носители информации, в 2013 я отдал больше пары тысяч фирменных сидишек в своей музыкальной коллекции, https://ailev.livejournal.com/1054455.html). Сегодня как раз такой день. Убрал с полочек залежи менеджерской литературы нулевых годов (я ж оргконсультантом был, читать всё это и быть в курсе новинок -- святая обязанность), и много чего ещё уже архивной и не то что бы сентиментальной, но ностальгической ценности (например, оригинальную англоязычную многотомную серию Extreme Programming, которую я покупал через Amazon разве что не в день выхода, а затем мы по тамошним методам делали Communiware -- все эти парные программирования, игры планирования и т.д.).

А дальше я думаю, что избавлюсь от значительной части архивов. Кому охота рыться в старье? КонМари утверждает, что это ж нужно совсем-совсем не иметь интереса к текущей жизни, чтобы предпочесть ковыряться в прошлом! Хотя там есть прелюбопытные документы, конечно. Но их "любопытность" для кого? Типа инструкции пользователя Relcom 1993 года (толстая такая книжечка!).

Безумная японская женщина таки была права: в мою уборку вмешалась семья, она уже подрастащила мою кучу на выброс -- часть уже не уйдёт из дома, просто передислоцируется на другие полки. Ну ничего, и это пройдёт. Я никуда не тороплюсь, вернусь к этому вопросу ещё через десять лет.

Но меня не оставляет мысль о том, что окружающие вещи -- это потенциальные дела, не попавшие в GTD, и поэтому лучше бы их иметь вокруг поменьше. Я думаю, что в этот раз моя уборка будет более беспощадна.

UPDATE: обсуждения в https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10219083277646895, https://freefeed.net/ailev/c4823e9b-aa6c-4e98-9b13-d477c4936e77.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments