Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Терминологические замечания по структуре учебного стандарта образования для образованных

Выбор терминологии -- дело благодарное. Плохо выбранные слова могут прийти из английского оригинала, могут появиться из-за ошибки переводчика, попавшей в перевод стандарта, могут просто отстать от изменений в предмете. Я поменял стейкхолдера на проектную роль. И дело пошло, материал по ролям теперь заходит в мозг студентам с одного занятия, роль и исполнителя роли путать перестают сразу. Поменял архимейтовскую "оценку" интереса (assesment) на "предпочтение" -- и тоже дело пошло в разы веселее, ошибки в понимании исчезли. Поменял компоненты-модули на конструктивные и функциональные объекты -- и тут стало тоже полегче, меньше путаницы.

Вот ещё некоторые выборы, которые мы делаем прямо сейчас:
-- Academic standard, учебный стандарт. Ибо "образовательный стандарт" срывает людям крышу, и они думают об официальном бумагомарательстве, а не о содержании образования. Слово "учебный" снимает лишний государственный пафос. Хотя "учебный стандарт по системному мышлению" можно прочесть как "учебный, а не настоящий стандарт по системному мышлению", вряд ли кто так будет читать.
-- Competency, мастерство. Столярная компетенция и столярное мастерство, онтологическая компетенция и онтологическое мастерство -- понятно, да? Skills при этом -- умения и навыки, часто отдельных операций. Мастерство -- это ещё и отношение к делу, позволяющее быть успешным в разнообразных сложных ситуациях, оно подразумевает творческое использование различных умений и навыков, а также разных других знаний, творчество. В любом случае, "Петины менеджерские компетенции", "Петя компетентен в менеджменте", "у Пети менеджерские компетенции" против "Петино менеджерское мастерство", "Петя мастер в менеджменте", "у Пети менеджерское мастерство" -- как и в случае "учебного стандарта" уходит лишний пафос, и исчезает лишний канцелярит.
-- selfcollectedness, self ownership, собранность. Собранность себя в кучку, коннотация с конструктивизмом, в котором знания и вообще личность прирастает кусочками, а не одним целым. В собранности как осознанность (присмотр за вниманием на разных временных шкалах, причём не только свидетельствование, но и действие -- не только замечать прокрастинацию, но и уметь себя заставить что-то сделать), и владение собственным телом (захотел вылезти из-за стола огурчиком через 8 часов онлайн-совещания -- вылез огурчиком. Захотел, покататься на горных лыжах -- в первых рядах, никаких проблем с телом). В бытовом понимании собранности есть некоторая засада, это почти синоним хладнокровности, умения отстраниться от эмоций, сохранить разумность в кратковременном стрессе. Но зато лексически слово выражает буквально то, что мы хотим: чтобы человек владел собой -- и умом, и телом, и расширением ума за счёт компьютера и тела за счёт инструментов. В том числе в то время, когда человек играет проектную роль. Слово "осознанность" в значении уже, это только присмотр за вниманием.

Интересно, что ещё можно сказать попроще, сбить пафос и занаученность сленга образованцев? Глаз-то у меня (да и у всех вокруг) давно замылен, все эти "компетенции" и ЗУНы ведь вбивают чуть ли не с детства (я ведь педагогику сдавал ещё на экзамене в университете, вот с тех пор глаз и замылен). Вот вам пример всего этого словоупотребления в кусочке текста из "Образования для образованных".

Чему учиться уже образованным?
Занимаясь парой-тройкой прикладных практик, умнее не станешь, интеллект не разовьёшь. Интеллект трансдисциплинарен, он по ту сторону от прикладных практик, сами прикладные практики его объекты. Эти трансдисциплины могут быть неосознаваемые «народные», «самопальные», или наоборот -- хорошо осознаваемые лучшие известные на данный момент человечеству, SoTA. Если это SoTA трансдисциплины, то это лучшие известные человечеству способы рассуждения о прикладных практиках, о методах прикладной работы, прикладного мастерства.

Много ли таких SoTA трансдисциплин вы изучали в школе, бакалавриате, магистратуре традиционной государственной системы образования? Можно поспорить, что ничтожное количество. Вот физкультура там была предметом, который понятным образом влияет на качество последующей жизни: здоровое тело может долго поддерживать ясность внимания, меньше уставать за полный рабочий день. Но большинство других предметов имели более чем прикладное значение, сегодня их знание не помогает ориентироваться в непрерывно меняющейся жизни, не используется никак.

Прошивку интеллекта, полученную в традиционном образовании, нужно менять на современную 2020 года, нацеленную на жизнь в условиях полной рабочей неопределённости.

Вспомним театральную метафору. Работа интеллекта, мышление нужно, чтобы учиться играть разные проектные роли в проектах, как жизненных спектаклях. Мастерство в каких трансдисциплинах даст нам мастерство в мышлении, то есть мастерство справляться со всё новыми и новыми ситуациями, с новыми и новыми задачами?

Структура учебного стандарта для мастерства в мышлении с краткими пояснениями в рамках театральной метафоры:
-- Ролевое мастерство, в котором выделим:
     -- Деятельностный кругозор – системные менеджмент, инженерия, предпринимательство, лечебная деятельность, правоохрана, и т.д. Вам нужно знать пьесу целиком, а не только свою в ней роль. Распознавать партнёров по спектаклю и понимать, о чём с ними говорить.
     -- Собранность – selfcollectedness, self ownership: системные психотехники и системный фитнес. Вам нужно удерживать и правдиво играть роль без отвлечений внимания, отделять себя от роли, уметь быстро учиться новым ролям, иметь эмоциональную стабильность, удерживать работоспособность часами, свободно владеть здоровым телом, уметь совмещать личную и рабочую жизнь, брать ответственность за выбор личных и рабочих целей и их достижение, и включить в состав своего мозга компьютерную поддержку.
-- Методологическое мастерство – онтологика и коммуникация, системное мышление, вычислительное мышление. Методология – это всё про методы работы, как думать о прикладных практиках. Это то, как эффективней (то есть быстрей даже в сложных ситуациях) думать о человеческой деятельности и участвующих в ней людях и компьютерах. Методологическое мастерство нужно, чтобы импровизировать и творить в рамках роли с выходом за её пределы, сочинять новые роли по необходимости, выбирать и обсуждать культурнообусловленные роли и их инструментарий/реквизит, находить чужие и свои ошибки исполнения ролей, ошибки собственного мышления и мышления других людей при отслеживании длинных цепочек причинно-следственных связей.

Жизненное мастерство в целом (мастерство отличного проживания своей жизни) включает непрерывно развиваемое прикладное мастерство («компетенции» для рынка труда), получаемое в разных магистратурах, и мыслительное мастерство (ролевое и методологическое), получаемое в бакалавриате. Звучит немножко формально, но теперь можно строить план действий по приобретению жизненного мастерства.

За силу интеллекта (мастерство в мышлении) не платят, платят за прикладное мастерство. Ваше жизненное мастерство может быть оплачено только при наличии прикладного мастерства, которое нужно будет менять довольно часто. Часто менять прикладное мастерство без мастерства в мышлении не получится.

Так что после традиционного высшего образования пройдем второй бакалавриат, в котором обновим прошивку нашего интеллекта до SoTA 2020 года. Это мы получим мастерство в современном мышлении. Если сразу учиться во втором бакалавриате окажется трудным, то проходим подготовительные курсы, собираем себя в кучку: восстанавливаем свою способность читать сложные тексты, сосредоточенно думать, внятно писать. И уже тогда проходим второй бакалавриат, без него к прикладному мастерству доступ не получишь. Потом используем мастерство в мышлении по прямому назначению: разбираемся во всё новых и новых проблемах, выполняя всё новые и новые роли (их жизнь будет подкидывать с избытком), причём за деньги. Бесконечно развиваемся, наносим непоправимую пользу человечеству, и нам за это платят! Это и есть жизненное мастерство.

Методологическое и ролевое мастерство могут быть использованы не только для изучения прикладных дисциплин! Они могут быть использованы и для усиления интеллекта. Вам самому решать, сколько времени "мозговые мышцы" качать, развивая мозг с экзокортексом, а сколько времени использовать их текущее состояние для работы в проектах. Хотите небольшие результаты прямо сейчас, или большие немного погодя? Синицу в руках прямо сейчас, или журавля в руках -- но попозже? Бесконечное развитие включает в себя не только бесконечную череду всё новых и новых прикладных задач, рост прикладного мастерства. Бесконечное развитие включает в себя и развитие своего интеллекта, рост мастерства в мышлении. Не факт, что это означает прохождение ещё одного бакалавриата. Развивать интеллект на уровень выше бакалавра вам придётся самостоятельно, возможно даже проводя для этого самостоятельные исследования. Вдруг вы выйдете на интеллектуальный фронтир, где нет ещё никаких учебных курсов, где нет ещё цивилизационного state-of-the-art? Почему бы и нет?

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/2757891640983314/, https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2629195660625320&set=a.1377271229151109

Замены: "самообладание" на "собранность", пафоса меньше и значение точнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments