Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Школьный дыбр

На онлайн-курс "Системное мышление 2020" через наш вебсайт записалось уже 473 студента, сертификат получили 37 выпускников. К тамошнему таймеру помодоро, помогающему управлять временем занятий, добавили полнотекстовый поиск. А сегодня на странице записи на курс появилась возможность попробовать себя в решении кейсов (с проверкой!) -- https://system-school.ru/sm2019. Даётся случайным образом выбранных 6 кейсов из 173. После записи на курс для получения сертификата вам нужно будет пройти все 173 кейса, но при записи вы хотя бы будете представлять, что вас ожидает. Это не экзаменационные кейсы, а тренажёрные. Их можно проходить многократно. И ещё рекомендуем не лениться, и честно писать обоснования, это ведь "мышление письмом" (https://ailev.livejournal.com/1513051.html).

Завтра (3 июня 2020) я читаю в Юрайте в 14:45 часовой вебинар по системному мышлению в образовании: https://urait.ru/events/1335. Слайды будут вот эти: https://yadi.sk/i/puraENv8XGnV6A. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=QEe9RAsS3dk. Ничего особо нового, хотя делал сильный акцент именно на образование. Слайды тоже все старые (кроме вытащенной из недр интернета картинки со стадом коров, у которого есть хвост -- хвост коровы Маргариты).


Книжка "Образование для образованных" написана уже на 20%, и очень хочется добавить "виден свет в конце туннеля". Но нет, это как раз гаснет свет в начале туннеля: бросить уже нельзя, а до конца ещё четыре пятых. А потом послетуннельная жизнь: из книжки сделать онлайн-курс.

Курс системного менеджмента у меня наконец-то идёт ровно как задумывалось: с flip teaching и blended learning. Онлайн просто дал волшебный пендель, все-то было давно готово к такому повороту. Весь материал проходится студентами между нашими встречами, а на встречах мы целый день делаем упражнения и разбираем рабочие ситуации из живых проектов участников курса. Почти все студенты успевают за пару недель между занятиями не только посмотреть учебный материал, но и что-то из него попробовать. Я стараюсь, чтобы студенты не столько углубляли понимание отдельных тем, сколько тренировались соединять рассуждения разных частей курса. Мне кажется, что ещё маловато "мышления письмом", не все участвуют в выпуске "стенгазеты", хотя и больше половины группы. Что интересно, так это практически у всех в проектах существенно подправили целевую систему.

По курсу онтологики сейчас идёт 25 человек, уже три занятия они сражаются с мыслительной операцией заземления (grounding) -- нужно для предъявленной модели понять (и выразить схемоидом, "псевдоонтокодом"), что отражает эта модель в физическом мире. Ибо если этого не сделать, то договориться невозможно. Слово "понять" тут ключевое, ибо если тебе дают текст, а ты не представляешь, какое отношение к миру имеет этот текст, чего от тебя (с учётом ролей дающего текст и твоей роли) пытаются этим предъявлением текста добиться, то ты этого текста не понимаешь. Примеров текста даётся пока три типа:
-- учебник системного мышления (и чётко демонстрируется, что люди и впрямь читают его бездумно, не понимая -- с первого же абзаца. В упражнениях делается эта постановка понимания. Книжка явно не художественная, текст абстрактный, и работа по заземлению перелагается на читателя. Если эту работу не делать, книжка пролетает мимо мозга читающего, что мы очень часто и наблюдаем. Курс онтологики этой работе учит).
-- рассказы о своих рабочих проектах, которые участники группы делают для других участников. Рассказчик ставит оценки понимания. 5/10 (понята половина из рассказанного) -- очень частая оценка, 8/10 -- это очень хороший результат! Заодно рассказчик начинает обращать внимание на то, что же он такое говорит.
-- бред, сгенерированный глупой нейронной сеткой. Если кто-то говорит, что понял, о чём эти тексты, то к его мышлению большие вопросы!

Интересное наблюдение по этой группе -- половина её пришла сразу на онтологику, а не после прохождения курса системного мышления. А раньше приходили только после других курсов, сразу на онтологику первой практически никто не приходил. Оказалось, что люди просто прочли мои материалы по интеллект-стеку, где растолковывалась нехитрая мысль: обычный путь идти от прикладных дисциплин к методологическим, а правильный -- начинать с методологических. Они просто вняли этой рекомендации. И тут я подумал, что вот такой рекомендации просто ещё никто не давал, обоснований развёрнутых не писал. Идея интеллект-стека в её отношении к жизненному пути практика оформилась в компактном изложении буквально в апреле 2020(https://ailev.livejournal.com/1511824.html), так что откуда людям было знать рекомендуемую последовательность? Может быть, проблема обратной последовательности изучения интеллект-стека преувеличена.

Мы наконец-то сформулировали, что наши курсы делятся на основные и подготовительные. Основные курсы у нас не попса, и поэтому не все сходу могут запрыгнуть на эту высокую образовательную ступеньку. Лицеи и вузы организуют для тех, кто хочет подготовиться к поступлению, подготовительные курсы. Вот и мы тоже организуем подготовительные курсы. До вступительных экзаменов пока дело не дошло, но собрать мозги в кучку для того, чтобы уже осознанно идти на основные курсы -- это мы обеспечиваем. В диаграмме на главной странице сайта их уже переименовали -- https://system-school.ru/.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218599561474293
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments