Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

Два дня прошли в продуктивной и не очень продуктивной суете, книга стоит на тех же 14 процентах, велосити тем самым упала до 3% в день. Зато сдвинулось с места многое другое. В рабочей группе учебного стандарта по системному мышлению уже пятеро, не считая меня. И ещё непонятно, какой стандарт движется быстрее: онтологики с коммуникацией, или системного мышления. А ещё системная психопрактика потихоньку движется, и на этой базе стартовало лидерство. Когда я в книжке подойду к кратенькому описанию всех этих дисциплин, это очень пригодится (я бы хотел просто привести отрывки из этих стандартов, как иллюстрацию к содержанию образования).

Максим Цепков очень правильно подмечает в https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/3056232301100370, что Пётр Щедровицкий в своих лекциях поднимает ровно ту же тему мышления, что поднимаем и мы: школьники выходят из школы без мышления в голове, в беспамятстве заканчивают вуз, а потом так же работают. И у них что-то получается! Пока не попадается достаточно сложный проект. И вот тут люди вдруг делятся на тех, кто справляется, и кто не справляется ввиду отсутствия мышления. Да, мы полностью разделяем эту оценку. Но мы ещё и предлагаем курсы. Вот прямо завтра будет третье из двенадцати занятий курса онтологики. И Максим правильно говорит, что если в голове нет вот этой онтологики, то и системного мышления нет. На втором занятии курса онтологики просят составить схему заземления (т.е. привязки к реальности) первого абзаца из моего учебника системного мышления. Да, 20% с этим как-то справляются, а вот остальные -- нет. Это и есть отсутствие практики понятийной работы. Вот это место в голове, с дыркой после школы, вуза и ещё нескольких лет работы, мы и заштопываем. Но это трудно и больно. Зато потом выпускники радуют.

Мне показали наводку на онтодидактику Ляпунова: https://cyberleninka.ru/article/n/ontodidakticheskie-opyty-metodologicheskoe-obespechenie-novoy-didaktiki/pdf. Мы делаем что-то похожее: акцент на онтологической проработке содержания образования, обучение мышлению и упор на решение задач. Я не придерживаюсь классического членения педагогики на дидактику (в том числе онтодидактику), теорию воспитания и организацию образования (см. материалы круглых столов по проблемам педагогики, в последнем есть все ссылки -- там много любопытного по этому старинному делению говорилось, https://ailev.livejournal.com/1316601.html). Но регулярно приходится встречаться с олдовыми педагогами, у которых вынуто из мозга то место, где обсуждается содержание образования (им как партия и правительство говорили, чему учить, так и сейчас говорить. Вот от бездействия орган и атрофировался за десятки-то лет). Вот буду им теперь эту онтодидактику приводить как хоть что-то им знакомое, чтобы хоть как-то объяснять, чем мы занимаемся. Хотя мы занимаемся совсем другим, онтодидактике же уже 50 лет, за это время много чего произошло и гальванизировать эти старинные представления об образовании мы не будем, оставим это историкам советской педагогики.

Тут случилось ещё одно обсуждение моей позиции по коронабесию головного мозга. Я цитировал: “This is not a sprint, it’s a marathon,” Foreign Minister (Швеции) Ann Linde said -- https://freefeed.net/dsumin/cfe56c3c-058a-4733-a9c9-6e8011856762. Вот тут я нашёл картинку, иллюстрирующую моё мнение:

Я думаю по норме, использую системный подход: от проблемы сначала наружу. Если обсуждать происходящее сейчас вокруг первого печального шарика на картинке и игнорировать всё вокруг в пространстве и времени, то есть игнорировать второй ещё более печальный шарик, то это показывать несостоятельность мышления. Напомню, что я вот тут давал ссылки, что только по оценке метаисследования психологов ответка от стрессов, связанных с общей неустроенностью бытия, вызванной локдаунами может быть от 7 до 90 раз превышать смертность от коронавируса (я добавил эту ссылку чуть позже, чем в момент публикации. Ну, и ещё заменил там картинки на более убедительные) -- https://ailev.livejournal.com/1520730.html. Вот ещё одна картинка ровно про то же самое, любимая среди системщиков. Она иллюстрирует поговорку, что в системах причина и следствие иногда далеко удалены в пространстве и времени. И именно так нужно думать про а) локдауны, б) более чем сомнительные операции центральных банков, в) предписываемые протоколы лечения, ведущие к ятрогенным смертям и т.д.:

Поэтому я бы задавался вопросами не о том, сколько человеко-лет из-за корона-вируса теряет человечество прямо сейчас, а о том, сколько человеко-лет теряет человечество в целом из-за принимаемых правительственных мер.
UPDATE: Doctors at John Muir Medical Center in Walnut Creek say they have seen more deaths by suicide during this quarantine period than deaths from the COVID-19 virus -- "we've seen a year's worth of suicide attempts in the last four weeks" -- https://abc7news.com/health/suicides-on-the-rise-amid-stay-at-home-order-bay-area-doctors-say/6201962/

При этом политики будут подрумянивать печальную статистику, и надежда у меня только на оппозиционных политиков, которые в какой-то момент припомнят текущим власть предержащим про их нынешние решения. По всему глобусу припомнят.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218555122683351
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments