Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Обновите прошивку своего интеллекта, возьмите версию 2020 года

Перемены в занятости стали скоростными. Менять "дело жизни" нужно уже каждый пяток лет. Чиновники пробуют делать официальные прогнозы роста «цифровой экономики». Но прогнозы не сбываются, будущее не угадаешь. Вот алгоритм, который поможет справиться с жизнью в условиях постоянной неопределённости:

1. Личное стратегирование: выбирайте проекты.
Менять работу приходится стремительно, предугадать требуемые в будущем компетенции невозможно. Инновации приходят сбоку, а не из тех отраслей, откуда сами инновации — микроволновки изобрели те, кто занимались радарами, роботами-юристами занимаются телекоммуникационные компании, такси занимаются поисковые компании, и так везде. Профессий по факту уже нет, на 60 лет рабочей карьеры одним делом не займёшься. Зацикливание на достижении стратегической мечты становится признаком не упорства, а меднолобости и нездорового фанатизма. Регулярно меняйте стратегию, не цепляйтесь за прошлые мечты, смелее идите в будущее. Что будет в этом будущем, какая потребуется компетенция -- непонятно. Будьте готовы к чему угодно, прежде всего к постоянной смене собственных проектных ролей.

Это не интриги правительства, хотя эти ребята в пиджаках добавляют неразберихи, подкрепляя чужими деньгами собственные хотелки. Это не интриги мировой закулисы, англичанка не может так круто и быстро гадить в масштабах глобуса! Процессы квазиэволюционного бесконечного развития устроили в жизни постоянные перемены. Личное стратегирование приходится делать постоянно, а не один раз в студенческие годы. Кто не меняет регулярно жизненных планов — меднолобый фанат-фундаменталист, упёртый идиот, а не цельный человек. Люди адаптивны, подстраиваются под перемены. Одна мечта на длинную жизнь бессмысленна.

Выстраивать жизнь по примеру Билла Гейтса или Элона Маска — это повторять «ошибку выжившего», игнорировать статистику в пользу исключений. Лучше сразу начинать учиться и переучиваться много раз за жизнь. Не будет одной "профессии" на жизнь, будет длинная цепочка усложняющихся компетенций. Счастье преследования романтической идеи типа полётов на Альфа Центавра — это счастье преследования утопии.

Эволюция бесконечна, (open-endedness), развитие не сводится к достижению единственной выбранной в молодости цели. Меняющие жизнь и работу изобретения (disruption technologies) ворвутся сбоку и неожиданно, жить и работать по-прежнему не получится. Применяйте методы стратегирования, которые разработаны транснациональными корпорациями для себя, для стратегирования собственной судьбы. В корпоративном мире стратегии тоже не пишутся одна навсегда, но постоянно меняются. Техноэволюция не дремлет, компетенции компаний так же приходят и уходят, как и компетенции людей. И каждая из этих приходящих компетенций будет сложнее предыдущих, это усложнение и есть развитие. Нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.

2. Ролевое мастерство: быстро вписывайтесь в проекты.
Попали в ситуацию постоянной смены проектных ролей -- овладейте психотехникой осознанной смены этих ролей. Различайте собственную личность как исполнителя всевозможных проектных ролей и себя «в роли», не заигрывайтесь и не путайте роль с собой. Оценивайте уровень компетенции в исполнении роли -- и собственный, и других участников проекта. Осознанно выбирайте будущие роли к разучиванию долгими зимними вечерами и последующему исполнению за деньги. Умейте войти в проект в выбранной роли, и договориться в проекте с другими ролями (знать пьесу, а не только собственную роль).

Учитесь не только лидерству и менеджменту ("режиссёрской" работе), но и исполнению проектных ролей ("актёрской" работе, выполнению часто меняющихся ролей, а не руководству людьми). Знайте типовые роли в проекте хотя бы на уровне прочтения обзорного учебника для каждой такой роли. Научитесь различать роли людей по словам и действиям: операционного менеджера не путайте с инженером по требованиям, даже если они себя так не назвали.

3. Сильный интеллект: готовьтесь к неведомому.
Интеллект определим как часть мозга, отвечающая за научение новой компетенции. Это неважно, будет ли учить новому делу, новой компетенции учитель, или придётся учиться самому методом проб и ошибок. Мышление -- это то, чем занимается интеллект.

В интеллекте выделим две части. Первая часть -- врождённый интеллект (человек — это звучит гордо по сравнению с кошечками и собачками) как встроенный в "аппаратуру" человеческого мозга животной эволюцией. Вторая часть -- интеллект, "прошиваемый" в мозгу фундаментальным образованием. Фундаментальное образование прошивает мозг свежими версиями трансдисциплин — онтологикой (и там много чего внутри, например, логика, эпистемология и научное мышление) и коммуникацией (включая конфликтологию и ненасильственные переговоры), системным мышлением (удерживание целого при рассуждении о частях этого целого), вычислительным мышлением (информатика как вычисления для моделей мира). После прошивки мозга свежими версиями трансдисциплин результирующий интеллект становится способен освоить прикладные проектные дисциплины, такие как управление проектами и прочностные расчёты.

Трансдисциплины тоже участвуют в эволюции, но это эволюция человеческой цивилизации. В 21 веке, то есть уже после 2000 года, в каждой из этих трансдисциплин прошла революция, и появились новые версии для "прошивки мозгов". Об этих революциях в фундаментальном знании о мире образованные люди ещё не знают, они пользуются устаревшей прошивкой, несовместимой с современными прикладными дисциплинами. Биологический мозг у людей более-менее одинаков, так что разница в интеллекте, дающая разницу в скорости освоения новых компетенций, определяется версией "прошивки".

Прошейте мозг новыми версиями трансдисциплин, получите новое фундаментальное образование. Это усилит интеллект и даст преимущество в скорости и силе мышления в новых проектах. Перед человечеством в 2020 стоит задача просвещения, то есть массовой перепрошивки мозгов на ставшую доступной новую версию цивилизационного интеллекта.

Образование для образованных, "второй бакалавриат" -- это обновление "цивилизационной прошивки" на версию 2020 года. Версия трансдисциплин 2020 года уже несовместима с версией 2000 года, которую получили сорокалетние, и уж тем более с версией 1980 года, которая прошита в мозгах шестидесятилетних. И уже на новую прошивку можно устанавливать многочисленные приложения-компетенции в ходе прохождения многочисленных магистратур, аспирантур и курсов повышения квалификации, или просто разбираясь с новыми предметными областями в том предмете, для которого ещё нет никаких курсов.

4. Личное развитие: займитесь телесными и психопрактиками.
Чтобы освоить трансдисциплины и ролевое мастерство, натренируйте осознанность -- это надёжно удерживаемое внимание, не отвлекающееся на внешние раздражители, не сшибаемое эмоциями, не блуждающее между фейсбуком и работой.

Осознанность как удержание внимания идёт на четырёх масштабах времени: в моменте действия и мышления (доли секунды), в рассуждении (десятки минут), при изменении образа жизни (от пары недель до четырёх месяцев на постановку привычки), и на экзистенциальном уровне (долгосрочные интересы и потребности, ощущение счастливой жизни и т.д.).

Удерживать внимание научитесь не только с помощью психопрактик, но и с помощью компьютера: станьте киборгом, отрастите в компьютере себе дополнительный мозг, экзокортекс. Ведите записи как собственных идей, так и планов. Ничего не держите в голове: мышление происходит письмом, моделированием, кодированием.

В ситуации постоянного стресса и неизменно сидячей работы занимайтесь телесными практиками, чтобы поддерживать биохимию бодрости ума. Займитесь прикладной практикой, связанной с интенсивным движением (спорт, танцы, единоборства и т.д.): батарейки мозговой работы нужно регулярно заряжать, а надёжно это делается только через работу тела. Движение тела даёт энергию для интенсивной умственной работы годами без выгорания и усталости.

5. Системное развитие: развивайте каждый уровень интеллект-стека.
Интеллект-стек -- это проектный групповой интеллект, в котором рассматриваются системные уровни интеллектов входящих в него участников проекта (личный прикладной интеллект, и "прошивка" трансдисциплин: деятельностный кругозорный интеллект, системный интеллект, онтологический и коммуникационный интеллект, психопрактический интеллект, телесный интеллект) и коллективных уровни выше уровня проекта (распределённый интеллект предприятия, эко-системы, глобальный производственный интеллект). Эти системные уровни работают «одномоментно». Внимание выделяет их как части в совокупном интеллекте. Целый интеллект трудно рассматривать, поэтому рассматриваем его по частям, бьём на отвечающие за разные трансдисциплины и прикладные дисциплины части.

Вот это всё происходит одновременно и слитно: коллективный интеллект предприятия реализует распределённое мышление уровня предприятия, интеллекты команды проекта реализуют мышление проекта, каждый человек в проекте занят прикладным мышлением своей проектной роли, мышление роли поддерживается мышлением трансдисциплин, осознанность мышления поддерживается психопрактиками работы с вниманием. Развивайте интеллект на всех этих уровнях: и ваш собственный интеллект, и даже коллективные интеллекты уровня выше вашего.

Сначала получите через фундаментальное образование свежую "прошивку" 2020 года для интеллекта нижних уровней интеллект-стека. Если у вас будет системное мышление, вам будет проще овладеть и инженерией, и менеджментом. Когда получите деятельностный кругозор, будет проще справиться и с новинками операционного менеджмента, и с новинками инженерии требований. Чем круче прокачаете нижние уровни интеллект-стека, тем больше у вас будет скорость маневра при резкой перестройке вышележащих уровней.

Заниматься нужно "прошивкой", то есть нижними уровнями интеллект-стека, хотя деньги платят за прикладные компетенции, за участие в проекте. Как ни хочется сразу учиться прикладным компетенциям, без современной "прошивки" быстро стать компетентным не получится. Вариант тут -- учиться не с самого низа интеллект-стека, а с какого-то среднего уровня, чтобы понимать его связь с прикладным уровнем: начните с системного мышления (начинать с онтологики полезней, но будет трудней себя мотивировать).

После начальной "прошивки" системного мышления версии 2020 станет понятно, зачем идти по уровням вниз и заниматься онтологикой и коммуникацией, а после прокачивания всех личных уровней станет понятно, зачем прокачивать и коллективные уровни. Учитесь так же, как работаете -- по многу часов в день. Лучше учиться не только на учебных проектах, но и на рабочих проектах. Надежда в этом обучении только на себя, остальным или всё равно, или они ничего не знают про системность развития и существовании современной "прошивки" усиления интеллекта.
* * *
Это по сути краткое содержание пишущейся книги. Из новинок -- метафора мозговой аппаратуры интеллекта, её "прошивки" трансдисциплинами в ходе фундаментального/бакалаврского образования и последующей установки этим интеллектом с обновлённой прошивкой приложений-компетенций в ходе прохождения многочисленных магистратур, аспирантур и курсов повышения квалификации.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218492643761417
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments