1. Личное стратегирование: выбирайте проекты.
Менять работу приходится стремительно, предугадать требуемые в будущем компетенции невозможно. Инновации приходят сбоку, а не из тех отраслей, откуда сами инновации — микроволновки изобрели те, кто занимались радарами, роботами-юристами занимаются телекоммуникационные компании, такси занимаются поисковые компании, и так везде. Профессий по факту уже нет, на 60 лет рабочей карьеры одним делом не займёшься. Зацикливание на достижении стратегической мечты становится признаком не упорства, а меднолобости и нездорового фанатизма. Регулярно меняйте стратегию, не цепляйтесь за прошлые мечты, смелее идите в будущее. Что будет в этом будущем, какая потребуется компетенция -- непонятно. Будьте готовы к чему угодно, прежде всего к постоянной смене собственных проектных ролей.
Это не интриги правительства, хотя эти ребята в пиджаках добавляют неразберихи, подкрепляя чужими деньгами собственные хотелки. Это не интриги мировой закулисы, англичанка не может так круто и быстро гадить в масштабах глобуса! Процессы квазиэволюционного бесконечного развития устроили в жизни постоянные перемены. Личное стратегирование приходится делать постоянно, а не один раз в студенческие годы. Кто не меняет регулярно жизненных планов — меднолобый фанат-фундаменталист, упёртый идиот, а не цельный человек. Люди адаптивны, подстраиваются под перемены. Одна мечта на длинную жизнь бессмысленна.
Выстраивать жизнь по примеру Билла Гейтса или Элона Маска — это повторять «ошибку выжившего», игнорировать статистику в пользу исключений. Лучше сразу начинать учиться и переучиваться много раз за жизнь. Не будет одной "профессии" на жизнь, будет длинная цепочка усложняющихся компетенций. Счастье преследования романтической идеи типа полётов на Альфа Центавра — это счастье преследования утопии.
Эволюция бесконечна, (open-endedness), развитие не сводится к достижению единственной выбранной в молодости цели. Меняющие жизнь и работу изобретения (disruption technologies) ворвутся сбоку и неожиданно, жить и работать по-прежнему не получится. Применяйте методы стратегирования, которые разработаны транснациональными корпорациями для себя, для стратегирования собственной судьбы. В корпоративном мире стратегии тоже не пишутся одна навсегда, но постоянно меняются. Техноэволюция не дремлет, компетенции компаний так же приходят и уходят, как и компетенции людей. И каждая из этих приходящих компетенций будет сложнее предыдущих, это усложнение и есть развитие. Нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.
2. Ролевое мастерство: быстро вписывайтесь в проекты.
Попали в ситуацию постоянной смены проектных ролей -- овладейте психотехникой осознанной смены этих ролей. Различайте собственную личность как исполнителя всевозможных проектных ролей и себя «в роли», не заигрывайтесь и не путайте роль с собой. Оценивайте уровень компетенции в исполнении роли -- и собственный, и других участников проекта. Осознанно выбирайте будущие роли к разучиванию долгими зимними вечерами и последующему исполнению за деньги. Умейте войти в проект в выбранной роли, и договориться в проекте с другими ролями (знать пьесу, а не только собственную роль).
Учитесь не только лидерству и менеджменту ("режиссёрской" работе), но и исполнению проектных ролей ("актёрской" работе, выполнению часто меняющихся ролей, а не руководству людьми). Знайте типовые роли в проекте хотя бы на уровне прочтения обзорного учебника для каждой такой роли. Научитесь различать роли людей по словам и действиям: операционного менеджера не путайте с инженером по требованиям, даже если они себя так не назвали.
3. Сильный интеллект: готовьтесь к неведомому.
Интеллект определим как часть мозга, отвечающая за научение новой компетенции. Это неважно, будет ли учить новому делу, новой компетенции учитель, или придётся учиться самому методом проб и ошибок. Мышление -- это то, чем занимается интеллект.
В интеллекте выделим две части. Первая часть -- врождённый интеллект (человек — это звучит гордо по сравнению с кошечками и собачками) как встроенный в "аппаратуру" человеческого мозга животной эволюцией. Вторая часть -- интеллект, "прошиваемый" в мозгу фундаментальным образованием. Фундаментальное образование прошивает мозг свежими версиями трансдисциплин — онтологикой (и там много чего внутри, например, логика, эпистемология и научное мышление) и коммуникацией (включая конфликтологию и ненасильственные переговоры), системным мышлением (удерживание целого при рассуждении о частях этого целого), вычислительным мышлением (информатика как вычисления для моделей мира). После прошивки мозга свежими версиями трансдисциплин результирующий интеллект становится способен освоить прикладные проектные дисциплины, такие как управление проектами и прочностные расчёты.
Трансдисциплины тоже участвуют в эволюции, но это эволюция человеческой цивилизации. В 21 веке, то есть уже после 2000 года, в каждой из этих трансдисциплин прошла революция, и появились новые версии для "прошивки мозгов". Об этих революциях в фундаментальном знании о мире образованные люди ещё не знают, они пользуются устаревшей прошивкой, несовместимой с современными прикладными дисциплинами. Биологический мозг у людей более-менее одинаков, так что разница в интеллекте, дающая разницу в скорости освоения новых компетенций, определяется версией "прошивки".
Прошейте мозг новыми версиями трансдисциплин, получите новое фундаментальное образование. Это усилит интеллект и даст преимущество в скорости и силе мышления в новых проектах. Перед человечеством в 2020 стоит задача просвещения, то есть массовой перепрошивки мозгов на ставшую доступной новую версию цивилизационного интеллекта.
Образование для образованных, "второй бакалавриат" -- это обновление "цивилизационной прошивки" на версию 2020 года. Версия трансдисциплин 2020 года уже несовместима с версией 2000 года, которую получили сорокалетние, и уж тем более с версией 1980 года, которая прошита в мозгах шестидесятилетних. И уже на новую прошивку можно устанавливать многочисленные приложения-компетенции в ходе прохождения многочисленных магистратур, аспирантур и курсов повышения квалификации, или просто разбираясь с новыми предметными областями в том предмете, для которого ещё нет никаких курсов.
4. Личное развитие: займитесь телесными и психопрактиками.
Чтобы освоить трансдисциплины и ролевое мастерство, натренируйте осознанность -- это надёжно удерживаемое внимание, не отвлекающееся на внешние раздражители, не сшибаемое эмоциями, не блуждающее между фейсбуком и работой.
Осознанность как удержание внимания идёт на четырёх масштабах времени: в моменте действия и мышления (доли секунды), в рассуждении (десятки минут), при изменении образа жизни (от пары недель до четырёх месяцев на постановку привычки), и на экзистенциальном уровне (долгосрочные интересы и потребности, ощущение счастливой жизни и т.д.).
Удерживать внимание научитесь не только с помощью психопрактик, но и с помощью компьютера: станьте киборгом, отрастите в компьютере себе дополнительный мозг, экзокортекс. Ведите записи как собственных идей, так и планов. Ничего не держите в голове: мышление происходит письмом, моделированием, кодированием.
В ситуации постоянного стресса и неизменно сидячей работы занимайтесь телесными практиками, чтобы поддерживать биохимию бодрости ума. Займитесь прикладной практикой, связанной с интенсивным движением (спорт, танцы, единоборства и т.д.): батарейки мозговой работы нужно регулярно заряжать, а надёжно это делается только через работу тела. Движение тела даёт энергию для интенсивной умственной работы годами без выгорания и усталости.
5. Системное развитие: развивайте каждый уровень интеллект-стека.
Интеллект-стек -- это проектный групповой интеллект, в котором рассматриваются системные уровни интеллектов входящих в него участников проекта (личный прикладной интеллект, и "прошивка" трансдисциплин: деятельностный кругозорный интеллект, системный интеллект, онтологический и коммуникационный интеллект, психопрактический интеллект, телесный интеллект) и коллективных уровни выше уровня проекта (распределённый интеллект предприятия, эко-системы, глобальный производственный интеллект). Эти системные уровни работают «одномоментно». Внимание выделяет их как части в совокупном интеллекте. Целый интеллект трудно рассматривать, поэтому рассматриваем его по частям, бьём на отвечающие за разные трансдисциплины и прикладные дисциплины части.
Вот это всё происходит одновременно и слитно: коллективный интеллект предприятия реализует распределённое мышление уровня предприятия, интеллекты команды проекта реализуют мышление проекта, каждый человек в проекте занят прикладным мышлением своей проектной роли, мышление роли поддерживается мышлением трансдисциплин, осознанность мышления поддерживается психопрактиками работы с вниманием. Развивайте интеллект на всех этих уровнях: и ваш собственный интеллект, и даже коллективные интеллекты уровня выше вашего.
Сначала получите через фундаментальное образование свежую "прошивку" 2020 года для интеллекта нижних уровней интеллект-стека. Если у вас будет системное мышление, вам будет проще овладеть и инженерией, и менеджментом. Когда получите деятельностный кругозор, будет проще справиться и с новинками операционного менеджмента, и с новинками инженерии требований. Чем круче прокачаете нижние уровни интеллект-стека, тем больше у вас будет скорость маневра при резкой перестройке вышележащих уровней.
Заниматься нужно "прошивкой", то есть нижними уровнями интеллект-стека, хотя деньги платят за прикладные компетенции, за участие в проекте. Как ни хочется сразу учиться прикладным компетенциям, без современной "прошивки" быстро стать компетентным не получится. Вариант тут -- учиться не с самого низа интеллект-стека, а с какого-то среднего уровня, чтобы понимать его связь с прикладным уровнем: начните с системного мышления (начинать с онтологики полезней, но будет трудней себя мотивировать).
После начальной "прошивки" системного мышления версии 2020 станет понятно, зачем идти по уровням вниз и заниматься онтологикой и коммуникацией, а после прокачивания всех личных уровней станет понятно, зачем прокачивать и коллективные уровни. Учитесь так же, как работаете -- по многу часов в день. Лучше учиться не только на учебных проектах, но и на рабочих проектах. Надежда в этом обучении только на себя, остальным или всё равно, или они ничего не знают про системность развития и существовании современной "прошивки" усиления интеллекта.
* * *
Это по сути краткое содержание пишущейся книги. Из новинок -- метафора мозговой аппаратуры интеллекта, её "прошивки" трансдисциплинами в ходе фундаментального/бакалаврского образования и последующей установки этим интеллектом с обновлённой прошивкой приложений-компетенций в ходе прохождения многочисленных магистратур, аспирантур и курсов повышения квалификации.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218492643761417