Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Усилить свой интеллект = образование для образованных = второй бакалавриат = бесконечное развитие

Готовлюсь к "Образования для образованных" (уже 16 мая 2020), опять перетряхнул слайды, добавил туда "мышление письмом" и прочие новинки, а также чуток поменял последовательность изложения. Но главная новация -- употребил это самое "мышление письмом" и собрал "материалы" на 220 вордовых страниц (это сходу где-то 350 книжного формата) из публикаций в моём блоге, упорядоченных как раз в правильной последовательности изложения. Курсанты получат кроме видеозаписи моего рассказа ещё и что-то типа книжки (чтобы это стало книжкой, нужно месяц поработать над литературной редакцией текста, так что пока это будет доступно нашим выпускникам, но не широкой публике). А дальше можно делать то самое "мышление письмом", например, написать и опубликовать где-нибудь эссе (публикация заставит отнестись к тексту более серьёзно). А ещё в этом тексте ведь куча литературы -- и можно дальше изучать уже её, и продолжать писать эссе по этим книгам. А потом заняться своим кругозором. А потом фронтирными прикладными практиками. И так выйти на бесконечное развитие, иметь для этого достаточный интеллект.

"Образование для образованных" aka "второй бакалавриат" aka "усиление своего интеллекта" aka "бесконечное развитие" -- это образовательная программа по усилению своего интеллекта и выходу на бесконечное развитие за счёт освоения SoTA трансдисциплин. Основная идея в том, что неизвестно чем придётся заниматься, поэтому нужно готовить себя к бесконечному развитию (слово "саморазвитие" тут не пишу исключительно, чтобы отстроиться от мутного потока литературы про "поверь в себя, и всё получится, только сильно поверь"). Бесконечное -- это open-endedness, эволюция ведь бесконечна. Так и жить: искать себе на задницу проблемы/проекты (стратегирование!), затем научаться справляться с этими проблемами/проектами -- потом повторить, снова и снова, каждый раз со всё более сложными проблемами. "Научаться" -- это терпеть неудачи раз за разом, и на этом учиться. А потом научаться. К этому моменту и проблема подрассосётся, жизнь-то изменится -- и вперёд, очередное стратегирование. И непонятно, что будет впереди, но что-то всегда будет, поэтому нужно держать себя в форме, то есть быть умным, иметь сильный интеллект. Это твой лучший капитал, инвестируй в свой мозг!

Вот примерная последовательность изложения, как она выглядит сейчас в слайдах и квазикнижке:

Введение. Спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться
Будут ли ужасные перемены в занятости? Будут. Всегда были. Разве что не всегда эти перемены были такими скоростными и касались буквально всех занятых. И что делать? Государственный прогноз про последствия разрастания «цифровой экономики», затем выстроить в соответствии с ним процедуру массовой переподготовки «кадров» (которые «решают всё» — ух, повеяло прошлым веком!), а затем отнять деньги у успешно адаптирующихся к изменениям в своей жизни налогоплательщиков в пользу переподготовки неуспешно меняющихся? А если прогноз окажется неверен, то деньги пропали? Время невинно обучённых, которое они потратили на не пригодившуюся им переподготовку пропало? А ведь прогноз будет неверен. Если б такой прогноз развития тех или иных будущих производств и сервисов был бы возможен, то мы бы знали, кто будет сверхмиллиардером в ближайшее время!

1. Личное стратегирование: выбрать проект.
Всё происходит стремительно, предугадать невозможно (все инновации приходят сбоку, а не из тех отраслей, откуда сами инновации — микроволновки изобрели те, кто занимались радарами, роботами-юристами занимаются телекоммуникационные компании, такси занимаются поисковые компании, и так везде), профессий по факту уже нет, из архистратегий ежа и лисы по факту стратегия ежа перестала работать. Выполнение стратегии идёт как первый шаг к поражению, поэтому единственный выход — быстро менять стратегию, не цепляться за прошлое, смелее идти в будущее. Что будет в этом будущем, непонятно, поэтому нужно быть готовым ко всему — к этому и нужно готовиться.
Попавший в ситуацию постоянной смены своих проектных ролей человеку должно быть понятно, что это всё не интриги правительства (хотя эти ребята в пиджаках, несомненно, добавляют свою неэффективность к общей работе) или мировой закулисы (англичанка не может так круто и быстро гадить в масштабах глобуса!), а вот так и устроена жизнь — квази-эволюционные процессы.

Не нужно заботиться о том, что личное стратегирование приходится делать постоянно, а не один раз в студенческие годы. Не меняешь жизненных планов — ты меднолобый фанат-фундаменталист, упёртый идиот, а не цельный человек. Люди адаптивны, а не догамтичны, одну мечту на жизнь иметь бессмысленно, а выстраивать жизнь по примеру Билла Гейтса или Элона Маска — это повторять «ошибку выжившего». Лучше сразу понимать, что у тебя будет обучение и переобучение не один раз на всю жизнь, не одна «профессия» (не будет профессии! будут разные компетенции!), а счастье преследования какой-то романтической идеи типа полётов на Альфа Центавра — это счастье преследования утопии. На эту тему у нас есть идея: бесконечное развитие (open-endedness). Всё интересное прилетит сбоку и неожиданно, в том числе всё интересное и неожиданное в вашей жизни. А дальше нужно просто применить лучшие методы стратегирования, которые разработаны крупными корпорациями, для вас же самих — и с удивлением узнать, что стратегии компаний тоже не пишутся одна навсегда, а тоже постоянно меняются. Техноэволюция не дремлет, компетенции компаний точно так же приходят и уходят, как и компетенции людей. Нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.

2. Ролевое мастерство: уметь вписаться в проект.
Попавшему в ситуацию постоянной смены своих проектных ролей человеку нужно владеть механизмом быстрой и осознанной смены деятельностных/проектных ролей. Понимать разницу между своей личностью как исполнителем разных проектных ролей и своим поведением «в роли». Нужно уметь оценивать свою компетенцию в исполнении роли. Осознанно выбирать будущие роли к разучиванию долгими зимними вечерами и к исполнению за деньги прямо здесь и сейчас. Уметь войти со своей ролью в проект и договориться в проекте с другими ролями (знать пьесу, а не только свою роль). Сейчас ролевому мастерству (а это оно) не учат, учат лишь лидерству и менеджменту (общим! Не для конкретных специальностей!). А учить выполнять работу (а не руководить) в общем — этого пока нет. В ситуации постоянного стресса нужно выживать ещё и телесно, чтобы поддерживать биохимию («заряжать батарейки», в здоровом теле у нас ведь здоровый дух и достаточно энергии для всех этих быстрых смен работы) — мы занимаемся и телом тоже. И да, на работу устраивается не совсем человек, а какая-то киберличность: внимание и память у этого человека поддерживается компьютерами, и поэтому ему проще быть осознанным в ходе этого мирового бардака.

3. Сильный интеллект: готовность к неведомому.
Интеллект определяется как та часть мозга, которая поможет научиться (от учителя, или самостоятельно разбираясь в рабочем проекте) какой-то новой компетенции. В нём мы выделяем две части: врождённый интеллект (человек — это звучит гордо по сравнению с кошечками и собачками), и выученные трансдисциплины как лучшие известные нашей цивилизации способы (в AI их называют priors) иметь дело с неизвестным в самых разных прикладных дисциплинах. Эти трансдисциплины — онтологика (и там много чего внутри, например, логика, эпистемология и научное мышление) и коммуникация (включая конфликтологию и ненасильственные переговоры), системное мышление, вычислительное мышление (включая классическую, коннекционистскую и квантовую информатику — разные типы вычислений с разного типа моделями мира). Беда в том, что в 21 веке в каждой из этих трансдисциплин прошла революция, о которой по факту никому ничего не известно. А ведь это и есть интеллект! Интеллект прошлого века слабый, и людей для встречи с новыми проблемами нужно массово переучивать. Стоит задача просвещения (того самого, которое было во времена Вольтера и Руссо), только в 2020 году.

4. Личное развитие: телесные и психопрактики.
Чтобы освоить трансдисциплины и ролевое мастерство, нужно иметь надёжно удерживаемое (не отвлекающееся на внешние раздражители, не сшибаемое эмоциями, не блуждающее между фейсбуком и работой) внимание на четырёх уровнях, определяемых временнЫм горизонтом его удержания: в моменте действия и мышления (доли секунды), в ходе рассуждения (десятки минут), в ходе изменения образа жизни (до четырёх месяцев на постановки привычки), и на экзистенциальном уровне (долгосрочные интересы и потребности, ощущение счастливой жизни и т.д.). И удерживать внимание нужно уметь не только самому в ходе психопрактик, но и с помощью компьютера: все мы уже давно киборги (помним, что психотехники типа GTD используют письменные списки дел, запрещают держать такие списки в голове). А ещё нужно иметь готовое к продолжительному удержанию внимания тело, этим должен заниматься системный фитнес и какая-то прикладная практика, связанная с интенсивным движеним (спорт, танцы, единоборства и т.д.): батарейки мозговой работы нужно регулярно заряжать, а надёжно это делается только через работу тела.

5. Системное развитие: как стать умным.
Личность довольно сложно устроена, и чтобы выживать, нужно развиваться системно. Что это значит? Это значит, что нужно учитывать системные уровни в развитии личности. В ходе жизни все эти системные уровни работают «одномоментно», то есть когда вы работаете в проекте, то это часть вашей жизни, но частью этой работы является и работа вашего тела, и работа вашего мозга, частью этой работы мозга является работа по избранной роли, а частью этой работой мышление с использованием понятий какой-то трансдисциплины. Нужно развиваться на всех этих уровнях. Развитие на нижних системных уровнях позволяет менять деятельность! Танцор одного танца (человек, обычно исполняющий роль танцора в одном виде танцев) сможет поменять танец, или даже заняться каким-то спортом. Архитектор (человек, обычно исполняющий роль архитектора) сможет стать инженером по требованиям или вообще переквалифицироваться в менеджеры или предприниматели. Чем круче прокачаны нижние уровни, тем больше скорость маневра при резкой перестройке вышележащих уровней.

Тут нужно рассмотреть интеллект-стек: системные уровни проектного группового интеллекта, на много уровней вниз (через личный прикладной интеллект, деятельностный кругозорный интеллект, системный интеллект, онтологический интеллект и развитый присмотр за вниманием) и на много коллективных уровней вверх (распределённый интеллект предприятия, эко-системы, глобальный производственный интеллект). Проблема тут в том, что заниматься нужно нижними уровнями, а деньги вроде бы платят за прикладные компетенции — им и хочется учиться. Так что можно посоветовать учиться не с самого низа интеллект-стека, а с какого-то среднего уровня, чтобы понимать его связь с прикладным уровнем: с системного мышления. А потом будет понятно, зачем идти по уровням вниз, и после этого всего станет понятно, зачем идти по уровням вверх. Тут нужно понимать, что шаг развития личности — это как раз овладение новыми практиками мышления. А ещё учиться нужно так же, как работать (более того, учиться прямо на рабочих проектах, а не только на учебных проектах). И ни на кого не надеяться, ибо исследованиями state-of-the-art в трансдисциплинах никто специально не занимается — люди просто не знают, что в трансдисциплинах произошли огромные изменения за последний десяток лет, уже в 21 веке. Так что надежда только на себя.

UPDATE: комменты в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218327273907274
UPDATE: более свежая версия этого текста -- в https://ailev.livejournal.com/1519501.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments