Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Четыре засады на пути бесконечного развития, тьфу, на пути к счастью и процветанию

Первая засада была раскрыта в рассказе про жизненный цикл практика (https://ailev.livejournal.com/1511824.html): развить свой интеллект проще всего, сначала став внимательным и дисциплинированным, потом освоив онтологику, потом системное мышление -- и так пройти все уровни снизу до самого верха интеллект-стека. Вот прямо как в школе: арифметика, потом алгебра и физика, потом уже в вузе -- инженерия. А в жизни всё ровно наоборот: пока не разобьёшь лоб об инженерию -- не займёшься алгеброй и физикой. И арифметику тоже выучишь только после того, как разобьёшь лоб об алгебру. Что же касается онтологики и системного мышления, то при любом уровне разбития лба можно и не догадаться, что спасение остатков интеллекта в занятии именно ими. В реальной жизни никакой мотивации заниматься развитием интеллекта нет, есть только мотив по-быстрому решать прикладные задачи.

Людей, которые разбили свой уже медный к этому моменту лоб об эти прикладные задачи и достаточно набрали опыта, чтобы заинтересоваться общим подъёмом своего интеллекта -- их весьма мало. Подъём интеллекта -- это "образование для образованных". Но зачем образованным образовываться?! Поэтому нет желающих разбираться с этими трансдисциплинами интеллект-стека (какие слова! неужели нельзя без этих терминов?! все эти ваши интегралы рассказать простыми словами?! Транс-дисциплины! Интеллект-стека!).

Но желающие безо всех этих умных слов по-быстрому решить свои прикладные проблемы нюхом чуют, что с ними всё-таки что-то не так, хотя и отказываются признать, что значительная часть затыков может быть снята хорошим state-of-the-art образованием. Так что часть людей прорвываются через первую засаду и таки идут за помощью.

Вторая засада в том, что увернувшись от непонятных школ с непонятными предметами, наши "необразованные образованные" тут же попадают в лапы индустрии "саморазвития" (self-help). Это по соседству с поп-психологией разной степени качества. В книжном магазине эти полочки рядом: арканы Таро и красные таблетки Курпатова. А в выдаче Гугля они и вовсе неразличимы.

Вот типичные заявления, для чего люди идут в этот self-help (конечно, есть консультанты по "самопомощи" -- они обещают помочь самопомогнуться!): "чтобы раскрыть свои таланты, реализовать потенциал и построить путь к счастью и процветанию", "чаще всего к нам обращаются те, кто мечтает сформировать полезные привычки, осуществить давно задуманное, научиться управляться со стрессом, понять, что хочется делать в жизни, изменить образ жизни, эффективнее думать и анализировать проблемы, найти общий язык с окружающими, сменить работу", "вы потеряли интерес к работе и вас не вдохновляет то, что вы делаете", "вы чувствуете, что способны на большее, но не знаете, как себя реализовать, вы ощущаете постоянную усталость, апатию, вам вечно не хватает энергии, вы запутались и не понимаете, куда двигаться дальше". Это я выдал описание проблем, которые решаются на двух абсолютно разных по идеологии вебсайтах, вот прямо противоположных по методам этих проблем решения. Не думаю, что вы поняли, с какого сайта какая строчка с возможными целями пришедших за помощью людей.

Методы достижения целей на этих двух сайтах:
1. Синтез удостоенных Нобелевской премии научных открытий в области генетики, а также подтвердившие свою состоятельность знания и учения с более чем тысячелетней историей: И-Цзин - система древней китайской мудрости, Астрология, Наука о Дифференциации - Дизайн Человека, Эпигенетика и Молекулярная физика.
2. Результаты исследований в области психологии, принятия решений и постановки целей, самые проверенные и эффективные инструменты из всех придуманных человечеством, практическая рациональность, психотерапия и проектное управление, чтобы подготовить исчерпывающий ответ на любой жизненный вопрос.

Астрология против психологии, И-Цзин против проектного управления, дизайн человека (современный вариант типологии людей, та же астрология, только в профиль) против практической рациональности в методах. При абсолютной идентичности в целях. Добавьте ваш вариант целей (решения людских неудовлетворённостей -- чем люди могут быть недовольны? вот что у вас лично болит в душе? психология -- это же наука о душе? что омрачает вашу душу?) и методов их достижения (в этом и фишка, что до изучения этих методов вы их не знаете и ничего о них сказать не можете! Можете только верить, проверить не удастся, пока не заплатите!).

ОК, решим проблему просто: будем звать людей ровно так же, как все остальные -- "если у вас плохо со счастьем и процветанием, нет успешного успеха, то мы вам объясним что такое счастье, что такое процветание, что такое успех -- и наставим на путь истинный". А затем давать списочек компетенций и комментировать зачем эти компетенции нужны на этом "пути истинном" -- ознакомить с образовательным стандартом. И, конечно, упомянуть, что на выходе будет бесконечное развитие -- многая знания, многая печали. И дать подписать контракт кровью, чтобы не сбежал.

И тут третья засада: чтобы освоить интеллект-стек, нужно уже иметь какой-то уровень личного развития, позволяющий поставить длинную цель (образование -- это длинная цель), умение выработать привычку (например, усидеть на месте четыре помидорки, это два часа, отдаваемые учёбе каждый день), умение удерживать внимание на мыслительной работе в ходе этих помидорок. Если ты не можешь прочесть пять страниц без отвлечений, ибо внимание у тебя находится в броуновском движении -- о какой онтологике может идти речь? О каком системном мышлении?

Поэтому не умеющему справиться с собой (то есть инфантильному) "человеку с улицы" нужно привить хотя бы начальный уровень психотехнической/психологической/когнитивной культуры в работе над собой. Второе на таком курсе -- это дать мыслительный кругозор, самые начальные знания по трансдисциплинам: какая трансдисциплина на какие вопросы отвечает, чтобы можно было хоть как-то осмысленно планировать развитие интеллекта. При этом человек ничего делать не хочет, он просто пришёл с улицы на общий призыв "мы поможем во всём хорошем против всего плохого", "вытащим, если застряли". По идее, это происходит на https://zaresh.ai/. Будешь выполнять задания бота, и ожидается, что потихоньку научишься ставить осмысленные цели, перестанешь прокрастинировать достижение этих целей, перестанешь ходить сутками унылым, натренируешь внимание, узнаешь про онтологику и системное мышление, и станешь тем самым способным к дальнейшим образовательным подвигам, например, прохождению зубодробительного курса онтологики в ШСМ.

"Начальная загрузка" aka bootstrap, "подъём себя за шнурки ботинок". Более привычный образ -- вытаскивание себя бароном Мюнхгаузеном из болота за косичку, приход из невменяемого по жизни состояния в более-менее вменяемое, неинфантильное. И только потом уже пойдут трансдисциплины, осознанно и осмысленно -- и они окажутся неожиданно трудными, это и есть четвёртая засада.

Мы в ШСМ по факту трудимся над четвёртой засадой: снижаем трудность освоения наших трансдисциплин, и даже добились в этом существенных успехов. Но чтобы вкусить наших трудов, абитуриенту нужно поначалу прорваться через первые три засады -- и это из многомиллионной страны могут сделать только единицы.

Так что с первыми тремя засадами таки придётся разбираться, расчищать к нам путь. Мы сейчас активно обсуждаем "вводные курсы" -- это, по идее, уберёт третью засаду, инфантильности. А что делать с первой "не хочу учиться, я уже умный" и второй "астрология или поп-психология мне помогут, а вы слишком для меня умные" -- это пока неведомо.

Дальше у меня тут большой соблазн написать всё то же самое в менее попсовом языке и более подробно: про разные виды инсталлируемых в мозг курсантов priors, про разные формы проектной работы (мы ж никого не берём без проектов! главным образом приходят с рабочими проектами, но тут будут приходить и с проектами саморазвития), про манипулирование при крайне неспецифичных завлекалках на всё хорошее против всего плохого, про входное и выходное тестирование той самой инфантильности, и инфантильность ли это или что иное, про масштабируемость вводных курсов и возможности AI для этих целей, про воспитание привычки к развитию (перехожу на психологические термины! привычки!), про системность самого захода на подобного сорта задачи (по факту всё, что методологически разработано для организации как оргзвена, мы адаптируем к оргзвену-человеку, "сам себе предприятию по развитию себя, любимого" -- и можно ещё повыбирать, какой язык использовать, психологический или инженерный). Но я сдержусь, и так уже 8.5Кзнаков, три страницы машинописного текста. В нынешние времена это ж уже почти повесть! Ниасилил! Ну извинити.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments