Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Перепаковка "Образования для образованных"

Провёл сегодня короткий вебинар "Образование для образованных" для отраслевых центров компетенций Росатома, слайды тут: https://yadi.sk/i/N2A1K8eCgS6agg (видео не будет). Это была часовая версия однодневного семинара ШСМ (очередной будет 16 мая 2020), но я выдал сегодня свежую перепаковку содержания. Теперь там такое изложение:

1. Личное стратегирование. Всё происходит стремительно, предугадать невозможно (все инновации приходят сбоку, а не из тех отраслей, откуда сами инновации -- микроволновки изобрели те, кто занимались радарами, роботами-юристами занимаются телекоммуникационные компании, такси занимаются поисковые компании, и так везде), профессий по факту уже нет, из архистратегий ежа и лисы по факту стратегия ежа перестала работать. Выполнение стратегии идёт как первый шаг к поражению, поэтому единственный выход -- быстро менять стратегию, не цепляться за прошлое, смелее идти в будущее. Что будет в этом будущем, непонятно, поэтому нужно быть готовым ко всему -- к этому и нужно готовиться.

2. Ролевое мастерство и деятельностный кругозор: уметь вписаться со своей ролью (выученная или даже по ходу проекта набираемая компетенция) в проект. Т-люди: которые и что-то умеют делать (играть свою проектную роль), и умеют быстро вписаться в проект. Ролевая метафора: не путаем роли и исполнителей ролей как вокруг себя, так и в случае себя. Набор культурно-обусловленных ролей в деятельности: знать "типовую пьесу" -- культурно-обусловленные роли, какими практиками занимаются люди на производстве (системная инженерия, системный менеджмент и т.д. -- в детализации хотя бы по книжке на каждую поддисциплину типа инженерии требований и операционного менеджмента). При этом учитываем, что обуславливающая роли культура быстро меняется: архитектор должен хотя бы знать про дифференцируемую архитектуру, а занимающийся "бережливым производством" помнить, что со времён первой статьи по Lean (1988) прошло уже больше 30 лет, state-of-the-art давно даже не Голдратт. И да, платят за прикладные практики.

3. Сильный интеллект даёт готовность к неведомому. Интеллект определяется как та часть мозга, которая поможет научиться (от учителя, или самостоятельно разбираясь в рабочем проекте) какой-то новой компетенции. В нём мы выделяем две части: врождённый интеллект (человек -- это звучит гордо по сравнению с кошечками и собачками), и выученные трансдисциплины как лучшие известные нашей цивилизации способы (в AI их называют priors) иметь дело с неизвестным в самых разных прикладных дисциплинах. Эти трансдисциплины -- онтологика (и там много чего внутри, например, логика, эпистемология и научное мышление) и коммуникация (включая конфликтологию и ненасильственные переговоры), системное мышление, вычислительное мышление (включая классическую, коннективистскую и квантовую информатику -- разные типы вычислений с разного типа моделями мира). Беда в том, что в 21 веке в каждой из этих трансдисциплин прошла революция, о которой по факту никому ничего не известно. А ведь это и есть интеллект! Интеллект прошлого века слабый, и людей для встречи с новыми проблемами нужно массово переучивать. Стоит задача просвещения (того самого, которое было во времена Вольтера и Руссо), только в 2020 году.

4. Надёжно удерживаемое внимание. Чтобы освоить трансдисциплины и ролевое мастерство нужно иметь надёжно удерживаемое (не отвлекающееся на внешние раздражители, не сшибаемое эмоциями, не блуждающее между фейсбуком и работой) внимание на четырёх уровнях, определяемых временнЫм горизонтом его удержания: в моменте действия и мышления (доли секунды), в ходе рассуждения (десятки минут), в ходе изменения образа жизни (до четырёх месяцев на постановки привычки), и на экзистенциальном уровне (долгосрочные интересы и потребности, ощущение счастливой жизни и т.д.). И удерживать внимание нужно уметь не только самому в ходе психопрактик, но и с помощью компьютера: все мы уже давно киборги (помним, что психотехники типа GTD используют письменные списки дел, запрещают держать такие списки в голове). А ещё нужно иметь готовое к продолжительному удержанию внимания тело, этим должен заниматься системный фитнес и какая-то прикладная практика, связанная с интенсивным движеним (спорт, танцы, единоборства и т.д.): батарейки мозговой работы нужно регулярно заряжать, а надёжно это делается только через работу тела.

5. Жизненный цикл практика или как стать умнее Тут нужно рассмотреть интеллект-стек: системные уровни проектного группового интеллекта, на много уровней вниз (через личный прикладной интеллект, деятельностный кругозорный интеллект, системный интеллект, онтологический интеллект и развитый присмотр за вниманием) и на много коллективных уровней вверх (распределённый интеллект предприятия, эко-системы, глобальный производственный интеллект). Проблема тут в том, что заниматься нужно нижними уровнями, а деньги вроде бы платят за прикладные компетенции -- им и хочется учиться. Так что можно посоветовать учиться не с самого низа интеллект-стека, а с какого-то среднего уровня, чтобы понимать его связь с прикладным уровнем: с системного мышления. А потом будет понятно, зачем идти по уровням вниз, и после этого всего станет понятно, зачем идти по уровням вверх. Тут нужно понимать, что шаг развития личности -- это как раз овладение новыми практиками мышления. А ещё учиться нужно так же, как работать (более того, учиться прямо на рабочих проектах, а не только на учебных проектах). И ни на кого не надеяться, ибо исследованиями state-of-the-art в трансдисциплинах никто специально не занимается -- люди просто не знают, что в трансдисциплинах произошли огромные изменения за последний десяток лет, уже в 21 веке. Так что надежда только на себя.

Школа системного менеджмента ровно этим всем и занимается, но у неё пока нет курсов по всем трансдисциплинам, о которых я рассказывал. Исследования идут, но всё оказывается не так быстро, как мы бы хотели -- я довольно подробно обо всём пишу у себя в блоге.

В любом случае, берите там онлайн-курс системного мышления (середина личного интеллект-стека) -- и через пару месяцев (в среднем этот курс проходят за такое время) вы будете уже хоть как-то понимать, о чём это я тут говорю у себя в блоге. И лучше бы начинать поднимать свой интеллект существенно раньше того момента, когда жареный петух, тьфу, чёрный лебедь клюнет, тьфу, прилетит -- и наступят крутые непонятки. Ибо карантин -- это ещё понятки, а вот после карантина -- вот тогда эти непонятки и случатся. В этот момент хорошо бы уже быть конкурентоспособным в плане скорости разбирательства с этими непонятками, то есть хорошо бы уже быть чуток умнее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment