Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Асинхронная коммуникация сожрёт синхронную

Роль синхронности в интеллектуальном взаимодействии сильно преувеличена. Часто вы звоните по телефону по сравнению с буквально парой-тройкой лет назад? А по скайпу чаще звонили, или уже чатились в тот момент, когда он уже стал немодным и вы его оставили в пользу мессенджеров? Вот то-то же. Родительские чатики съели всё, а затем оставшееся подъел телеграм с уже чатиками неродительскими. Я уже писал в 2017 (пункт 4 в https://ailev.livejournal.com/1388412.html), что современные мессенджеры -- это системы управления проектами "для бедных" (каждый чатик -- это проект, участники чатика -- команда проекта). Но и системы управления проектами на базе идеологии мессенджеров "для богатых" (тот же Slack, а теперь и перехвативший у него пальму первенства MS Teams) съедают синхронную коммуникацию -- но уже многопользовательскую.

Синхронность в коммуникации -- это когда ожидается, что сообщение принимается, воспринимается и даётся ответ на него в реальном времени, без пауз на любые другие дела. Как телефонный разговор, или допрос на совещании за столом начальника, в присутствии ещё десятка скучающих участников. Если ты разрешаешь хоть какие-то отвлечения внимания между репликами, то это уже будет асинхронная коммуникация -- как чат (ты ж не знаешь, что делает человек во всех остальных чатах в этот момент, он даже может ещё и на совещании очном или онлайн сидеть и терпеливо ждать окончания этого совещания, но таки общаться с тобой в этом чате). В асинхронной коммуникации ты имеешь право в худшем случае подумать три-четыре секунды над ответом, а в форумах и день-два. В синхронной -- нет, думать над ответом права не имеешь. А если в разговоре участвует много человек, то время теряется даже на том, что слушать нужно столько же, сколько говорят. Суммарное время слушания у участников огромно. В чате или форуме ты можешь долго писать и формулировать, но ещё сто человек тебя прочтут очень быстро. Чистая экономия времени коллектива.

Всегда нужно задавать вопрос: кому выгоден синхрон, кому выгоден асинхрон. Кому выгодна экономия времени и качество ответов большого числа людей, кому выгодна экономия времени одного из них и низкое качество ответов, "зато вот прямо сейчас и прямо мне" (например, начальнику, которому "удобно").

Нынешний исход из оффлайна-синхрона в онлайн-синхрон подтолкнёт к уходу в асинхронную коммуникацию и тех, кто сопротивлялся до последнего. Начнут с онлайн-встреч, закончат структурированной коммуникацией через тот же Teams (который за пару недель подскочил с 18млн. пользователей до 44млн.пользователей -- https://venturebeat.com/2020/03/19/microsoft-teams-passes-44-million-daily-active-users-thanks-in-part-to-coronavirus/). Те, кто перешёл не в Zoom, а в MS Teams начнут с meeting функциональности, аналогичной Zoom, а потом останутся на беседах и чатах, meeting будут реже и реже).

Вот примерно это говорят нам и другие товарищи, которые наблюдают всемирный отход на удалёнку (пять уровней перехода): https://www.facebook.com/citrusmontessorischool/posts/1954045608053872. Начинают с попыток воспроизведения старых форм, потом реструктурируют работу и перекращают синхронную коммуникацию. Асинхрон в удалёнке получает шанс, а через некоторое выигрывает (интроверты могут поаплодировать стоя, качество их жизни улучшилось, а экстравертам всё равно).

Вчера-сегодня прошла дискуссия в https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10221490248667093&set=a.1946683628254 и https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10221499479377855&set=a.1946683628254 о переволакивании модераторства-фасилитаторства онлайн в наши тяжёлые времена. Я там довольно много всего написал, в частности потребовал доказать, что качество происходящего в этих самых оффлайновых говорильнях лучше, чем качество происходящего в асинхроне. Говорильни, безусловно, приятны их проводящим -- всем этим модераторам и игровикам. И понятно, что компьютер перехватывает 90% того, что они делают (управление вниманием, предоставление пространства-времени идиотам в ущерб понимающим в деле людям, выпускание эмоционального пара, который идёт из-за интонаций и отвлекает от содержания говоримого, и т.д.). Ну вот пусть уволятся, и займутся чем-нибудь другим. Не нужно сохранять деятельность в уходящих профессиях. Нужно модифицировать профессии.

Конечно, асинхрон меняет временной масштаб -- какое-то событие происходит быстро, а в асинхроне оно бы происходило медленно. Но:
-- на системном уровне выше этого мероприятия это может быть благо: за счёт задействования меньшего времени людей-участников (которые сидят-терпят ненужные им обсуждения на "совещаниях") на уровне выше может быть резкое ускорение проекта в целом, хотя именно синхронное мероприятие в асинхронной форме пройдёт медленнее
-- качество ответов в асинхроне обычно много выше. Перед ответом можно хотя бы погуглить решение, а не довольствоваться тем, что первым пришло в голову. Это можно делать, даже если ты в довольно плотном и быстром чате.
-- одно дело, когда у тебя видеозапись синхрона (в которой дальше невозможно разобраться и формулировки ужас-ужас, разговорная речь), другое дело, когда все ходы записаны буковками и речь существенно литературней, хотя бы без слов-паразитов и с более-менее полными предложениями
-- работа с вниманием при асинхронной работе лучше: письменный чат лучше для обсуждения, чем очная дискуссия (успеваешь подумать и более точно и кратко сформулировать), а форум ещё лучше (внимание разбито на подтемы, реплики по одной теме сконцентрированы и не уползают куда-то вверх по чату). Смотрим тут про киборгизацию организаций: https://ailev.livejournal.com/1488271.html
-- модератор, который даёт возможность в реальном проекте высказаться идиоту и затыкает рот спецу как "слишком умному и непонятному присутствующим" исчезает, ибо он обычно больше вредит, чем помогает делу (помогают делу модераторы, разбирающиеся в вопросе, а не "профессиональные фасилитаторы" -- те лишь разрушают дискуссию профи, делая её дискуссией попсовиков и вовлекая непричастных. Собственно, их задача чаще всего в этом вовлечении непричастных и состоит -- но не за счёт же остановки коллективного мышления в пользу мычания непричастных! Это очень провокационная тема, и я её специально заострил. Да, я участвовал во многих ОДИ с января 1988 года, включая заседания штабов этих игр, подготовку их и разбор результатов, других типов игр (например, у Дудченко), участвовал во многих "форсайтах", а ещё я профессиональный консультант и провёл сам огромное количество "мероприятий активного типа" сам и с друзьями, так что я вполне ответственно говорю -- хотя и специально провокационно формулирую). Главное, что модератор исчезает при переходе в асинхрон примерно так же, как менеджер исчезает при подсадке на issue tracker: им не нужно управлять людским вниманием, люди сами справляются с помощью компьютера.

Отдельно нужно заметить про "невозможность полного ухода интеллектуального общения в онлайн из оффлайна". Я думаю, что мощь онлайна недооценивается. Мы смогли перенести в онлайн курс системного фитнеса (регулярный класс -- https://system-school.ru/regular), где тренер поначалу должен был тыкать пальцем тело ученика. Для перехода онлайн требовалось решить методологическую задачу: как указывать субъективно наблюдаемые (первая позиция восприятия, "я изнутри меня") феномены в речи. Это делается путём организации некоторой процедуры, вызывающей феномен (часто это несколько примеров похожих ощущений в разных частях тела в нашем случае, а потом генерализация этого для "везде примерно так"). Дальше это феномен именуется. И если препод и ученики оба имели эти ощущения в ходе упражнений, то они называют одинаковым словом один и тот же феномен (например, ощущение обмякания каких-то мышц, когда они "поплыли" -- уникальное по внутреннему ощущению восприятие у каждого человека, но унифицированное в коммуникации одним словом-термином). После этого можно обсуждать субъективно воспринимаемые феномены без трогания пальцем тела. Дальше можно делать дистантный и не беспокоиться, что тебя неправильно поймут. И на первом же занятии ты получаешь участника из Перу, а преподаватель (Антон Климат) вёл этот курс из Серпухова. Это всё обсуждается в лаборатории телесного мышления: https://t.me/labolatoryTM

И убрать все метафоры и примеры с музыкой. Музыкантам этот онлайн-синхрон нафиг не нужен, они все по домашним студиям давно работают (вдобавок многие музыканты сейчас вообще диджеи и работают не в студии, а днём в гостиничном номере с ноутбуком и пультом, сидя в наушниках. Нормально работают, такой музыки много выходит, и даже с видеорядом -- типа https://www.youtube.com/watch?v=rEjvRktXeis).

Вот, кстати, мои рассуждения 2006 года (https://ailev.livejournal.com/433679.html): я уже отмечал, что в мире, поощряющем синхронную коммуникацию (SecondLife) до чёртиков коммуникации асинхронной вокруг, и делал вывод, что нужны, наверное, все виды коммуникации. Но вот жизнь показывает, что асинхрона становится больше -- хотя полный день синхрона (тренинг) у меня будет буквально завтра, но полный день -- это пока, и в курсе уже есть онлайн-часть (учебник и задачник), синхронной работы требуется меньше. А раньше я в синхроне проводил вообще целые дни напролёт, теперь же наоборот -- синхрон у меня больше исключение, чем правило. Зато по двадцать рабочих чатов у меня ежедневно (хотя в социальных сетях я до сих пор не ежедневно, но и там идёт общение).

Кстати, про Second Life. Опять начали появляться сообщения, что общение переходит в виртуальные миры -- выросло молодое поколение, которое не помнит итоги первой волны с VRML-мирами и второй волны с SecondLife. Вот про преподавание геометрии в Half Life https://www.youtube.com/watch?time_continue=729&v=_T2-9MwA5JI&feature=emb_logo&fbclid=IwAR1TPGdg4VVc1dwuNlvs71DaDF2Jg6EcI-BH6RMV9IJuipnc4ZnMQP7Z7y8, аналогичные сообщения пошли про проведение классов в Minecraft. Классы и даже попытки рабочих встреч ("ситуационные центры" в виртуальных мирах -- о, с ними были знатные истории в то время) в вируальных мирах были очень модны лет десять назад, мы активно в этом участвовали. Вот я делаю доклад в виртуальном мире vAcademia (специальный для учебных целей!) -- это 2011 год, https://sl-ru.livejournal.com/144310.html (публикация в сообществе secondlife russia в ЖЖ). Всё сдохло по понятным причинам: аватары никому не нужны, нужно расшаривание рабочего стола, чтобы он был плоский (а не под углом) и занимал всё пространство дисплея. Кто где стоит -- лишняя для встреч информация. Модели тоже лучше специализированные, а не "в интерьере помещения с аватарами". И всё, все университеты и даже посольства государств десять лет назад в эти виртуальные миры пришли, а потом свалили за бесполезностью. Я не думаю, что этот тренд с игровыми мирами получит какое-то продолжение. Нишевая штука, любители всегда будут, но в этих мирах будет неудобно. Пресса зато такое любит, эффектные демонстрационные кадры! В любом случае автомобиль в форме телеги делать не нужно, копировать в виртуальном мире оффлайн и его способы работы абсолютно излишне.

При этом обратите внимание, я не обсуждаю тут, что должно бы происходить (какие-нибудь рассуждения на психологические темы, что такое хорошо психологически и что такое плохо, как ценно человеческое общение и тёплую ламповость взгляда глаза в глаза). Я обсуждаю чёткий тренд, который можно не любить, но игнорировать нельзя. Люди чатятся там, где раньше бы позвонили. Имеют структурированную беседу там, где раньше созвали бы совещание. Что они думают при этом, мне неважно. Важно, что они делают.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218011186165278
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments