Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Проектная работа в Школе системного менеджмента, 2020

У нас в Школе системного менеджмента выполняются следующие виды проектов:

1. Рабочие/предпринимательские проекты на всех наших курсах.
Обычно в группах курса "Системного менеджмента и стратегирования" есть какой-нибудь "железный" (иногда и "железобетонный", типа железнодорожного моста) проект, и проект корпоративного софта aka "кровавый энтерпрайз", и проект искусственного интеллекта с нейросетками, и проект маркетплейса, и образовательный проект, и что-нибудь нестандартное в количестве (типа игровой графики в промышленных масштабах). Для чего мы используем эти проекты:
-- для того, чтобы применить знания курса системного мышления: найти важные объекты/объекты из учебника в реальной жизни. Знание об этих объектах берётся из учебника и проверяется набором учебных кейсов. А вот привязка к жизни делается не на упрощённых учебных кейсах, а на материале самой жизни -- рабочей жизни курсанта.
-- если знание курса удалось применить, то обычно это меняет проект к лучшему. Это хорошо мотивирует продолжать и дальше совершенствовать навыки мышления, полученные на наших курсах.

Важно, что это не учебный, а реальный рабочий проект: в учебных проектах разрешается фантазировать, а в рабочих проектах фантазии смертельны. Учебный проект не имеет дедлайнов, рабочий проект быстро двигается. Учебный проект полностью подконтрольный и (в том числе поэтому) маленький, а рабочий заставляет понять идеи ролевой командной работы и лидерства -- при этом подконтрольность его обычно не слишком высока, так что всё реалистично.

Менторство в нашей школе -- это тоже работа с реальными проектами курсантов. Успехи тут (поскольку преподаватели тратят 4-5 часов на индивидуальные занятия) ещё больше, понимание материала курсов существенно возрастает.

Ещё одна форма проектной работы -- рабочий семинар, где выпускники могут рассказать про свой проект и получить какие-то замечания от пришедших на этот семинар других выпускников, партнёров и преподавателей Школы.

Управление конфигурацией тут самое простое: результаты фиксируются во всегда актуальном (это задача курсанта поддерживать его версионность и вести список issue для доработок) тексте эссе.

Такая проектная работа у нас самая массовая, ибо такой проект есть у каждого курсанта -- без проекта на наши курсы не берут. Благотворительные/социальные проекты -- они такие же рабочие, такие же предпринимательские (клиентами таких проектов являются обычно спонсоры, а получающие помощь -- не клиенты, а бенефициары, только и всего).

Каждая защита проекта по итогам курса -- это рассказ о реальном рабочем проекте. Но это и самая невидимая часть работы Школы. Курсанты очень не любят публичности в этой проектной работе: при обсуждениях проектов часто выключаем камеры, доклады на конференциях о таких проектах остаются только в уме присутствующих (тоже не публикуются), организации не называются (у нас много курсантов работают в крупнейших корпорациях, и не только в России), так что обмен опытом идёт главным образом в кругу выпускников курса, которые очно дошли до соответствующих мероприятий. Реальные проекты -- они и есть реальные проекты. Так что это огромный, но снаружи не видимый кусок нашей работы. По иронии судьбы, все успехи курсантов -- в этих многочисленных проектах, и ровно этими их успехами мы не можем похвастаться. Очень редко мы получаем разрешение на публичность в обсуждениях этих проектов, и огромное спасибо нашим курсантам за эти разрешения (например, вот: https://www.youtube.com/watch?v=AeXV9mueoug и вот https://www.youtube.com/watch?v=N_H5q0Mzm_M).

2. Исследовательские проекты
Школа ведёт исследования, определяя state-of-the-art в тех трансдисциплинах, которым она учит. Про это есть развёрнутый текст "Исследования, образование, просвещение в Школе системного менеджмента": https://ailev.livejournal.com/1495662.html, уточнение про разработки в образовании, которые тоже должны быть state-of-the-art (blended learning и т.д.) подробней в https://ailev.livejournal.com/1496494.html, месячной давности список тем в "образовании для образованных" -- https://ailev.livejournal.com/1503271.html (подробности про функционально-ориентированное сознание, онтологику и коммуникацию, системное мышление, менеджерский и прочие кругозоры).

Эти исследовательские проекты результатом имеют курсы (новые, или изменения к старым курсам), семинары по обсуждению этих проектов обычно мы называем "методологическими", материалы этих проектов широко доступны и открыты (хотя и не все эти семинары пишутся на видео, тем не менее есть множество не только текстов, но и видео этих обсуждений -- https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ).

Примером большого такого проекта, который шёл почти год, могут быть исследования по танцевальному интеллекту. Задача: выпустить социального танцора, который быстрее всех остальных разберётся с танцами, которые неизвестны даже нашим преподавателям. Быстрее -- это от "в пять раз быстрее, чем это происходит сейчас". Интересно сделать "школу" социальных танцев, которая будет не хуже и не менее респектабельна и не менее результативна, чем давно уже существующие "школы" классического балета, современной хореографии, джаз-модерна. Вот тут можно смотреть, как шло развитие проекта (старт был ровно год назад: 1 марта 2029 года, сейчас уже прошло несколько курсов. Ближайший из них начинается завтра, причём в Санкт-Петербурге) -- https://vk.com/buffdance. В сообществе проекта ВКонтакте сейчас более 400 человек, только в чате подпроекта по ритмике в социальном мультидансе восемь человек. Смежный проект по телесному мышлению стартовал немного раньше, а в телеграм-чате регулярно проходящих заседаний лаборатории телесного мышления более двухсот человек -- https://t.me/labolatoryTM. В этих чатах уйма материала, и жизнь кипит.

Исследования по системному мышлению и онтологике задевают пока не сотни человек, но мы работаем над этим. Например, результаты моих исследований по системному мышлению я часто публикую у себя в блоге "Лабораторный журнал", https://ailev.livejournal.com/. Этот блог совершенно не случайно так называется!

Формы ведения исследований у нас существенно варьируются. Так, с Пион Медведевой мы в это воскресенье в ходе ультралёрнинг-марафона обсуждали несколько часов содержательные проблемы стыка курсов онтологики и системного мышления. Был сформулирован план исследований, он был обнародован для преподавателей -- дальше этот план будет направлять развитие курсов онтологики и коммуникации, а также курса системного мышления. Кому интересно, вот этот короткий список:
-- Как объяснять realms и системые уровни в динамике (моделирование, мир, моделирующих, людей как тушки) на примере танца на вечеринке. Все эти "времена", "одновременности" и "однопредставленности". Натуральность деятельности и разных её описаний (пример операционного менеджмента и простукивания для viewpoints, описания танца на разных уровнях)
-- Пропущенные обеспечивающие системы (рабочая группа проекта: не видится проект, не видится совместная деятельность людей как проект)
-- Цепочки обеспечения плохо понимаются (из-за второго пункта часто, но и по причине непонимания этой "цепочечности")
-- Разница между потребностями и требованиями как описаниями системы и надсистемы, а также предпочтениями как описаниями ролей (деятельностными/проектными/функциональными — в зависимости от подчёркиваемого аспекта).
-- Разница между интересом (высокий уровень абстракции: предметная область как неструктурированная какая-то часть пространства понятий) и методом описания (viewpoint) как структурированием этой области разными наборами понятий (скажем, интерес к цене описываем или протоколом соглашения о цене или сметой: разные принципы составления).
-- Как заштопать между собой основные блоки курса: кластер понятий вокруг ролей, вокруг методов описаний, вокруг собственно системных уровней, вокруг систем обеспечения.
-- Возможная модификация схемы сути системного мышления (показ цепочек обеспечения, realms, основных viewpoints)
-- Пример роли с множеством viewpoints (оформляющих/frame интересы — это отношение frame прямо прописано в схеме с viewpoints): архитектор использует функциональный и конструктивный viewpoints для того, чтобы создать соответствующие view и принять архитектурные решения.
-- невозможность перехода от прохождения курса к своим проектам: отсутствие агентности (проекты на работе не воспринимаются как свои, а своих нет)
-- Ещё один затык про время: "как мы можем описывать систему, которой ещё нет?!" (непонимание, как вообще можно проектировать дом, делая его чертежи, когда дома-то ещё нет! Описывать будущие объекты — это как?!).
State-of-the-art тем и интересен, что он всегда временный, и нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.

3. Инфраструктурные проекты AISystant
Школа ведёт инфраструктурные проекты, направленные на создание Школы как платформы для учебной работы с курсами state-of-the-art как в части содержания, так и учебной формы.

Последним таким проектом, который делал добрый десяток человек (в том числе и дистантно в разных городах) стал выпуск онлайн-курса "Системное мышление 2019" -- https://system-school.ru/sm2019. В наших инфраструктурных проектах работает много волонтёров, которые получают опыт современной проектной работы в IT и получают дополнительную возможность общения с выпускниками Школы и преподавателями.
Общий план этой инфраструктурной работы нами был описан в мае прошлого года назад, в тексте "EdTech для blended learning -- те же PLM/ALM + CAD/CAM/IDE, только в образовательный профиль", https://ailev.livejournal.com/1473691.html. Некоторое время после этого мы обсуждали содержание проекта, в октябре дали имя AIsystant и запустили проект (видео семинара с анонсом -- https://ailev.livejournal.com/1494270.html), а сейчас команда проекта довольно быстро растёт. Онлайн-курс системного мышления только первый результат этой работы, дальше по этой линии будет много интересного -- ещё несколько курсов, поддержка event management Школы (занятия, семинары, конференции: у нас же сплошные мероприятия!), голосовой интерфейс в общении с сервисами Школы, и т.д.

Тут с управлением конфигурацией и изменениями всё как полагается: версионирование и issue tracker в GitLab (как кодов blended learning services, так и содержания курсов на их базе).

Если хотите принять участие в этих проектах, свяжитесь с Цереном Цереновым (https://www.facebook.com/tseren.tserenov).

4. Учебные проекты
Это проведение курсов и учебных мероприятий: собственно, обучение трансдисциплинам. Каждый такой учебный проект начинается с того, что мы фиксируем содержание курса в форме landing page -- там приводится функциональное описание курса (что он даёт курсанту, кому рекомендуем его проходить, что делать после прохождения курса), конструктивное описание курса (программа курса, часто на уровне тем по дням), описание размещения (где и когда будут проходить занятия), описание цены. По сути, это договорка о содержании, формате и цене обучения между преподавателями, научным руководством Школы, администрацией Школы, будущими курсантами. Дальше -- проект идёт, т.е. проводится набор, потом занятия.

Я думаю, что эти проекты Школы вполне понятны, и поэтому не буду подробно их расписывать. Но каждый курс в целом, и каждый поток внутри курса -- это проект (оставим обсуждение разницы между программой и проектом педантам, слово "проект" в России и "кейс" обозначает, см. пункт 1 в https://ailev.livejournal.com/1388412.html).

Из интересных проектов по этой учебной части можно указать ультралёрнинг марафон, в котором мы помогали с управлением вниманием людям, проходящим онлайн-курс: https://www.facebook.com/events/200033781187502/. Такие мероприятия, безусловно, относятся к учебным проектам, но они не сводятся к традиционным формам проведения курсов. Мы будем развивать такие проекты.

И не все курсы у нас именно "разовые мероприятия". Например, по системному фитнесу у нас есть регулярный класс по средам -- https://system-school.ru/regular.

Менторство тоже попадает не только в "рабочие проекты", но и в учебные проекты -- затевается это не как форма консалтинга, а как форма образования.

5. Проекты просвещения
Просвещение -- это информирование населения глобуса о сегодняшнем state-of-the-art. В какой степени? От сообщения того, что "у нас поменялось понимание науки" до реального обучения новейшему научному мышлению (то есть где заканчивается просвещение, и начинаются учебные проекты -- непонятно).

Маркетинг образовательных услуг и просвещение тоже тесно пересекаются: это мы просвещаем людей по поводу современного системного мышления, или затаскиваем их к нам на обучение -- "ничего личного, просто маркетинг"?

Просвещение когда-то шло под лозунгами знания учёных передать простым людям. А мы не хотели бы просто передавать знания. Мы хотели бы не знающих/учёных получать в результате нашей работы, а деятелей -- людей с развитым интеллектом (https://ailev.livejournal.com/1498481.html), не описывающих мир, а меняющих мир к лучшему. Все проекты из пункта один -- как раз про это. Взять, и сделать (а не описать) мир лучше!

В любом случае, в этих проектах нам нужно дать внятный ответ на вопрос, чем же мы занимаемся:
-- просто учим, обычная школа, предпринимательский проект (и тогда мы хотим кратного роста, не хуже других). Маркетинг, реклама, продажи -- стандартные практики. Или нестандартные (скажем, модно становится продавать образование примерно так же, как шоу-бизнес: торговать звёздностью преподавателей, "раскручивать" их до уровня celebrity).
-- создаём сообщество умных, которые улучшат мир (а школа тут только средство), семинар на эту тему был записан на видео -- https://ailev.livejournal.com/1505198.html (и там же по ссылке комментарии к моему докладу на этом семинаре: "Захват мира контркультурой умных (незаметно от санитаров!)". Контркультура, субкультура и даже партия (мы захватим власть, чтобы сделать мир умней! Наши выпускники -- члены партии, и каждый будет на своём рабочем месте проводить политику партии!), социальная инженерия и её возможность/этичность, либертарианство и мечты о счастье человечества как раз по этой линии.
-- строим на базе школы "инновационную инфраструктуру" по типу западных вузов, где вуз влезает долями в проекты профессоров и выпускников, и так потихоньку растёт. То есть вузы становятся и предпринимательскими центрами. Если мы делаем Школу образовательной платформой, то на базе её исследований вполне возможно получать и образовательные стартапы, почему бы и нет. А прикладные задачи? Ну, прикладными задачами Школа пока не планирует заниматься. Это эксплуатация интеллекта, а не получение интеллекта, так что стратегически это не к нам. И обратим внимание, что "проекты" тут неожиданно стали "инвестпроектами", а Школа стала по этой линии акселератором в образовании. Как ни шапкозакидательна эта линия развития, но оставим её хотя бы в этом тексте, просто для памяти. Сама школа ровно такой образовательный проект, и почему бы ей не размножаться почкованием.

Проекты в этой сфере просвещения-строительства сообщества-маркетинга пока идут ad hoc -- мы проводим отдельные мероприятия с аннотациями наших курсов, проводим ежегодную конференцию "Прикладное системное мышление" (очередная -- https://www.facebook.com/events/559701158225578/), иногда делаем (главным образом безуспешные) рекламные кампании в фейсбуке, выступаем на конференциях с рассказами о том, как поднять интеллект. Но нельзя сказать, что эти проекты стали регулярными.

Тем не менее, проблема с этими проектами замечена, и мы начинаем активные обсуждения, которые перейдут скоро в активные действия.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217652956209753
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments