Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

Выступил 10 февраля с пленарным докладом "Системное мышление для инженеров и менеджеров" перед 1300 тимлидами на конференции TeamLead2020 (https://teamleadconf.ru/moscow/2020/abstracts/6284 -- там и слайды опубликованы, а видео пока доступно только участникам конференции), получил в итоге штук двадцать красивых фотографий (их можно найти на https://www.facebook.com/ailevenchuk/photos), а Максим Цепков сделал краткий конспект доклада тут: https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/2806879469368989. Отклик был интересный: половина людей в зале не поняла, причём тут они, а половина вдруг увидела, что в их деятельности они упустили огромные куски, которыми нужно срочно заняться (ко мне подошло после доклада довольно много людей, и они говорили про это "упущение огромных кусков" вынесенное из моего доклада).

Много возни со студентами, курсантами и менти. Каждому нужно чуть-чуть времени, но их много. Что я вынес из этого такта работы:
-- цепочки обеспечения мало кто понимает хорошо (несмотря на чтение учебника), ибо в них участвуют разные "невидимые оргзвенья" типа рабочей группы проекта развития, при этом "проект" часто не осознаётся. Путь от целевой системы к тому проекту, в котором ты принимаешь участие, оказывается неблизкий. И если этот путь отобразить в схеме, люди хватают дзен: происходящий бардак им становится в разы понятней. Пример: образовательный проект с индивидуальным образовательным планом. То, что целевая система -- кусок мозга ученика, это понятно прямо из учебника. Дальше всё становится нематериальным, ибо план же! Что такое "план"? Это описание системы в обеспечении. Какая система описана планом? Преподаватели, работающие с учащимся, который идёт по этому плану. Тогда эта бригада преподов -- оргзвено "рабочей группы образовательного индивидуального проекта". Эту группу организует какой-то проектный офис, этот офис организует какая-то служба развития, эту службу развития и нужно построить (организовать организаторов), что и требуется в рассматриваемом проекте. Вот такие цепочки обеспечения/цепочки оргзвеньев/цепочки проектов и нужно простраивать в первую голову. Поставил себе в план выпуск каких-то методматериалов на эту тему.
-- с онтологикой беда традиционная. Перечень материалов, который путается с материалами по перечню -- это повсеместно. Слово "уровень" может означать что угодно, а потом к нему просто приписывают слово "системный" (ибо помнят, что в учебнике было не просто "уровень", а именно "системный уровень"). Ни схематизации/формализации, ни рендеринга/убедительного рассказа схемы, ни понимания разницы между миром и моделью, ни учёта множества ролей в проекте и неизбежного множества моделей мира. Какое уж тут системное мышление, если и со всеми другими видами мышления тоже плохо! При этом студенты могут отлично решать дифференциальные уравнения, например -- и дико тупить в части понимания текста, схематизации, написания текста. До системного мышления даже дело не доходит, плохо уже на подходах. Впрочем, я писал об этом в https://ailev.livejournal.com/1465753.html
-- учебник не читается (многабукофф, скучно), материал его не запоминается (кейсы в онлайн-курсе не решаются, но и покрытие материала кейсами, нужно признаться, не слишком большое). Системное мышление понимается как бытовые рассуждения по поводу по-бытовому понятых семи альф, доработки эссе происходят как "сел, дописал из головы больше неправильного" (скажем, требования были не привязаны к границе целевой системы, а представляли собой произвольные высказывания по поводу произвольных систем -- доработка сведётся к дописыванию ещё нескольких таких произвольных высказываний).

Новая форма работы по изучению системного мышления -- ультралёрнинг марафон, он будет 23 февраля 2020 и я приду там поучаствовать. Страничка события -- https://www.facebook.com/events/200033781187502/. По факту это просто совместное прохождение онлайн-курса "Системное мышление 2020" для тех, кому трудно сосредоточиться на чтении многабукофф. Будет некоторое вводное слово и упражнения по удержанию внимания от Пион Медведевой, а потом чтение учебника и решение кейсов методом pomodoro (25 минут работать, 5 минут отдыхать) -- каждый будет заниматься сам, но вот работа-отдых будут у всех синхронизированы. Вход свободный, но нужно иметь свой доступ к онлайн-курсу -- или получить доступ по программе вуза, или просто купить за 1000руб. тут: https://system-school.ru/sm2019).

А ещё управляющий партнёр ШСМ Церен Церенов реализует давнюю мечту: курс системного мышления для старшеклассников. На вебсайте Школы этого ещё нет, но для моих читателей приведу ссылку на страницу курса -- https://system-school.ru/intro. Содержание там ещё дорабатывается, но 28 марта 2020 мы планируем стартовать. Перед запуском этого курса Церен прочел пробный курс в старшей школе (десять уроков, пример — https://www.youtube.com/watch?v=lMcHvw5Q2mU). Я сам считаю, что проблемы будут не с самим системным мышлением, а с онтологикой: если в голове нет надёжно работающей машинки типов, то системное мышление будет очень неустойчивым. А в последнее время мы понимаем, что ещё до работы с онтологикой нужно ставить функционально-ориентированное сознание (присмотр за вниманием к понятиям, ориентированным на достижение цели -- см. https://ailev.livejournal.com/1503271.html). Так что мы потихоньку отвечаем на вопрос "почему освоить системное мышление трудно", и надеемся, что можем создать цепочку курсов, которая будет доступна и для детей.

Мой учебник "Системное мышление 2019" можно заказать и в формате А4, это делает издательство "Баловство" (вот как это выглядит: https://www.facebook.com/system.school.ru/photos/a.507922269398345/1275401902650374/, а для заказа нужно связаться с издателями -- https://balovstvo.me/sys-thinking2019). Я сам узнал об этом, когда мне пару этих огромных книг в твёрдом переплёте с шёлковой ленточкой-закладкой принесли для автографа. Вау! Книги, оказывается, после их выпуска потом живут собственной жизнью, и даже увеличиваются в размерах! Текст там ровно тот же, просто размер текстового блока увеличен вдвое (шрифт вдвое, картинки вдвое -- без перевёрстки из А5, просто стало всё крупнее и тем самым разборчивее).

Открыта запись на очередной мой однодневный курс "Образование для образованных" 14 марта 2020, https://system-school.ru/uptodate и очередной шестидневный "Системный менеджмент и стратегирование 2019" с 5 апреля 2020, https://system-school.ru/sms. На последних двух курсах был максимальный состав (по 15 человек в группе), группу размером больше я не потяну, так что может иметь смысл записываться пораньше, чтобы не попадать потом в лист ожидания.

Написал серию постов про системные уровни на примере социальных танцев:
-- Выделение системных уровней. Пример танца (и там упор на различие ролей, занимающихся разными уровнями), https://ailev.livejournal.com/1504253.html
-- Привязанное к системным уровням разбирательство, о чём пишут про танцы в соцсетях -- https://vk.com/wall-179019873_518
-- Системное развитие мультиданс-танцора (планы развития, привязанные к системным уровням) -- https://vk.com/wall-179019873_534

Сам я начал на прошлой неделе как-то осваивать танго-нуэво, работа идёт с Эльдаром Кадышевым -- и там чётко просматривается выход на моделирование более высоких системных уровней, нежели уровени системного фитнеса, общетанцевальный, базы и отчасти лексики отдельных танцев, которыми мы занимались весь прошлый год.

Во вторник 18 февраля 2020 в Школе будет семинар по развитию сообщества Школы, понимания той субкультуры, частью которой мы хотим быть, обсуждение планов завоевания мира этой субкультурой: "Ликвидация глупости в планетарных масштабах", https://www.facebook.com/events/587302785186094/. Я готовлю туда доклад. Пока масштабы не планетарные, но на онлайн-курс уже записалось почти двести человек, а мой учебник системного мышления только в январе купили 500 человек (вдвое больше, чем за месяц обычно, а всего уже больше 6000 экземпляров продано по 36 или 40 рублей, и это не считая его бесплатной доступности!). В чате поддержки курса уже полторы тысячи человек. Но это "интересующиеся", конечно. А вот освоивших в разы и разы меньше -- там же ещё нужно разбираться в онтологике, в системном менеджменте, системной инженерии. Но и разобравшиеся тоже есть. Вот их число и будем увеличивать.

И в этот же вторник 18 февраля 2020 в Школе пройдёт первое занятие курса социального мультиданса, куда берут людей, раньше совсем не занимавшихся танцами -- и учат всем танцам сразу. Партнёров там пока записалось почти вдвое больше, чем партнёрш. Так что тем девушкам, которые вдруг вспомнили, что всегда хотели научиться танцевать, этот курс будет максимально полезен -- запись вот тут: https://system-school.ru/multidance. Этот курс веду не я, но я там методолог (то есть приглядываю за содержанием курса, на занятиях планирую появляться, хотя и не каждый раз). Более подробно с моей методологической работой в танцах можно познакомиться тут: https://vk.com/buffdance (я сейчас очень редко пишу о танцах в основном блоге).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments