Основные изменения в курсе были сделаны после большого 30-часового курса онтологики в НИУ ВШЭ, а затем большой внутришкольной методологической дискуссии, вызванной обсуждением возможного курса риторики. Вот мои заметки с начального семинара -- https://ailev.livejournal.com/1491835.html, а план дальнейших обсуждений и литература к ним были в тексте уже без риторики, а называлось это "схематизация и рендеринг" https://ailev.livejournal.com/1494762.html.
Дальше была зубодробительная ругань по упаковыванию прикладной философской логики в учебный курс (чтобы учить не тому, что легко, а тому, что надо). В итоге всех этих обсуждений было решено более подробно давать схематизацию в онтологике и больше внимания уделить рендерингу в коммуникации -- и ещё добавить к ним научное мышление и упаковать в один курс, где есть чуть развёрнуто или обзорно, но всё из того самого "мыслительного минимума", самым общим и важным представлениям о мире, личностях в нём и моделям мира в голове у этих личностей, одной из которых являетесь вы сами.
На курсе будут два преподавателя: Прапион Медведева и Александр Али. К курсу полным ходом разрабатываются методические материалы и кейсы с вопросами (не уверены, что переход к blended learning будет уже в ходе первого потока, но шанс этого остаётся -- машинка онлайн-курсов у нас уже работает в тестовом режиме на примере курса системного мышления со студентами из пары вузов, https://ailev.livejournal.com/1502321.html).
Вот получившаяся программа на 36 астрономических часов очной (но берём и дистантных курсантов: zoom) работы и примерно вдвое больше домашней работы (хотя для кого-то это будет и вчетверо больше домашней работы: курс настоящий вузовский, без скидок на пожилой возраст), а всё остальное про курс можно найти на странице курса https://system-school.ru/united
I. Спектр мышления, онтологии: прагматический подход.
-- Прагматизм, основные принципы
-- Семантика прагматика, целеориентированность коммуникации
-- Спектр мышления от интуитивного до формального:
-- Построение онтологий: объекты, отношения, иерархии
II. Построение схемы/схемоида из текста
-- использование разных методов в разных частях спектра
-- как сделать схему понятной не только схематизирующему
-- как сделать схему используемой
III. Классы, классификаторы и иерархии
-- классы, классификаторы
-- иерархии по типам отношений
IV. Написание убедительных текстов из схем
-- выбор языка под адресата
-- управление вниманием читателя
-- передача неявных смыслов
V. Моделирование
-- Модель и онтика. Моделирование в классах.
-- Накопление знания
-- Модель = схема/схемоид+интерпретатор;
-- Простые и компактные модели. Байесианство (основы), причинный вывод, законы;
-- Коллективное моделирование
VI. Роли и ролевые интересы
-- интерес, предпочтение, намерение
-- лидерство — помощь другим людям во вхождении в роли
VII. Импликатуры и конфликтология
-- Грайс
-- Принципы кооперации
-- Импликатуры
-- Как делать импликатуры явными
-- Конфликт и его виды
-- Конфликтология в духе 4D
-- 4-шаговая модель с описанием каждого шага
VIII. Вопросы и аргументация
-- Убеждение
-- Что такое и какие примеры есть из разных сфер жизни
-- Структура аргумента
-- Место аргументации в схеме
-- Чеклист из вопросов, которые нужно себе задать
-- Взвешивание с аргументацией оппонента
-- Как разворачивать аргумент на ходу
IX. Уличная эпистемология и методы познания
-- Уличная эпистемология: что такое и зачем
-- Схема диалога
-- Пример
-- Критерии надёжности методов познания
-- Примеры некоторых (ненадёжных) методов познания
X. Работа с кейсами
-- Разбор коммуникационных кейсов
XI. Байесианство
1. Байес:
-- Гипотезы и обновление убеждений;
-- Мышление по Байесу, байесианская онтология;
-- Байес, шансовая форма;
-- Когда мы обновляем модель?
-- Откуда брать априорную вероятность?
-- Как выглядит свидетельство?
-- Что с этим делать?
-- Вывод и прикидки;
-- Вычисления Ферми, как измерить все, что угодно;
-- Черный и прозрачный ящик.
2. Типичные ошибки:
-- Игнорирование априорной вероятности;
-- Игнорирование контрфактических суждений.
XII. Контрфактические суждения
-- Научное мышление;
-- Причинный вывод;
-- Построение причинно-следственных связей.
Такого курса больше нет нигде, а если учесть его согласованность с курсами системного мышления, системного менеджмента и стратегирования, системной инженерии, то и такой учебной программы нигде нет! И всё это потому, что мы не связаны по рукам и ногам требованиями государственного лицензирования в образовании. Мы учим, а не выдаём бумажки об обучении. Почувствуйте разницу!