Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Итоги года: что прихвачено в ушедшем 2019 году (1/2)

Прошлые итоги 2018 -- https://ailev.livejournal.com/1461278.html. В этом году получилось много, не удержался. TL;DR (https://ru.wikipedia.org/wiki/TL;DR):
-- Школа у нас теперь огонь
-- я и впрямь стал преподом: учу уже сотни людей, сутками напролёт
-- выпустил учебник системного мышления (это в четвёртый раз!) и трачу много времени на сопровождение курса
-- но основное время уходит на методологическую работу, самую разную (от онтологики через вычислительное мышление до мультиданса и системного фитнеса)
-- и продолжаю заниматься искусственным интеллектом (даже читаю на эту тему лекции)
-- я таки научился немного танцевать кизомбу, но мне этого мало
-- вьюнош ходит бородатый и у него в голове ничего нет, кроме ЕГЭ
-- пью кофе по 0.4л почти каждый день, обновил дома кучу электроники

А теперь подробненько. Но ещё больше подробностей спрашивайте у Гугля (если в поисковую строчку добавить site:ailev.livejournal.com, он отлично справляется с поиском по моему блогу).

1. Школа системного менеджмента
Главным проектом 2019 года, конечно, была ШСМ. В 2018 я окончательно переквалифицировался в методолога и препода, а в этом году добавилось научного руководства и оргработы как завуча. К счастью, всю административную работу по Школе забрал на себя управляющий партнёр Школы -- Церен Церенов, за что я ему глубоко благодарен. Сколько десятков лет я был генеральным директором, столько лет мечтал от этого отказаться. И вот отказался окончательно, теперь на мне только содержание. Но этого содержания было много. Школа выросла в 2018 году очень сильно, о чём был отдельный пост: https://ailev.livejournal.com/1499649.html.

Важнейшей моей работой для Школы было обновление её стратегии (https://ailev.livejournal.com/1493744.html), в которой утвердили, что занимаемся исследованием, образованием и просвещением (https://ailev.livejournal.com/1495662.html). Разработки у нас state-of-the-art -- https://ailev.livejournal.com/1496494.html. Мы учим сильному интеллекту (функция которого -- мышление), а для этого учим трансдисциплинам, https://ailev.livejournal.com/1498481.html, а ещё даём кругозор, учим практикам-в-большом, https://ailev.livejournal.com/1496789.html. Этот проект по стратегированию в образовании я вёл целый год (например, "проблемы обучения методологическим дисциплинам" появились в конце февраля -- https://ailev.livejournal.com/1466484.html, "как перепрыгнуть из семейной среды в деловую: первый бакалавриат" в апреле -- https://ailev.livejournal.com/1470949.html. Там я писал, в частности: "конкурировать за мозги сначала выросшего, а потом и подрастающего поколения, осознавая что это неравная битва с интеллектуальными мертвецами из далёкого прошлого, борьба против культа предков в его современном воплощении. Это мы только-только начинаем делать". Или "альтернативные школы против безальтернативной школы" -- https://ailev.livejournal.com/1471915.html в конце апреля. Или доклад о карьере и системном мышлении -- https://ailev.livejournal.com/1475980.html. Или "включение методологических курсов в прикладной куррикулум" -- https://ailev.livejournal.com/1477274.html, или определение людей-прочерков -- https://ailev.livejournal.com/1481005.html, или принцип "Предобучи, потом подстрой/pretrain then finetune" https://ailev.livejournal.com/1485511.html). Написал текст про "умненьких дебилов. умны в деле-в-малом, дебилы в деле-в-большом", https://ailev.livejournal.com/1496789.html, что коллективной работе нужно учить (а не ожидать, что само как-то наладится. Образование не должно быть "олимпиадным"!). Делал и компактные тексты с описанием Школы, типа справки https://ailev.livejournal.com/1482071.html.

Везде в этой стратегии и образовательных программах прослеживается ход на симбиоз людей и машин: антируссоистское "вперёд от дикой природы", то есть подальше от дикарства. Учим людей со смартфонами в современном городе, а не выживанцев в лесу с луком и стрелами. Учим жить вместе с машинными интеллектами, да ещё и заимствуем максимальное количество свежих идей из обучения компьютеров в обучение людей. Уже прошо 20% от XXI века, и нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться современным.

Вроде как удаётся строить Школу мимо государственной системы (скорее, это вузы идут к нам, нежели мы идём в вузы), поэтому есть шанс построить что-нибудь интересное и большое. У меня ведь был опыт уже двух стартапов, которые входили в десятку крупнейших компаний России в своих секторах, правда, в обоих случаях там довольно быстро после первых успехов был management buy-out, и я так и не стал крупным бизнесменом -- у меня тогда были совсем другие планы на жизнь. Но сейчас посмотрим, как пойдёт. Мы растём чуть медленней, чем вдвое за год, но это таки кратный рост. И мы только-только договорились о нашем уникальном месте: учить трансдисциплинам, которые делают человека умнее. Умнее -- это дают возможность быстрее разбираться в новых ситуациях. Умнее -- это когда вокруг уже вообще никто ничего не понимает, а в головах наших выпускников быстро прокручиваются чеклисты самых разных дисциплин, позволяющих сориентироваться в море сложности и двинуться дальше.

Была попытка экспорта целой группы наших курсов в вузовскую систему (НИУ ВШЭ, программа "цифровая трансформация образования"), но она дала, скорее, отрицательный опыт: вузы запретительно медленны, формальны, архаичны и т.д.. В итоге в 2019 там было прочтено 30 часов онтологики и в новом году будет ещё 20 часов суммарно системного мышления и системного менеджмента. То есть тамошние студенты нашу программу только понюхают -- это ведь только порядка пяти наших тренинговых дней суммарно. Мы выяснили (после прошедшей в апреле нашей конференции "Прикладное системное мышление"), что выпускники, прошедшие у нас от 12 тренинговых дней по курсам онтологики, системного менеджмента, системной инженерии, демонстрируют успешность в программах развития крупных организаций (https://ailev.livejournal.com/1469354.html). Мы хотели учить менеджеров развития -- мы их по факту и учим. Текущая гипотеза в том, что для надёжного обучения таких менеджеров в проектах развития, которые неизвестны даже нашим преподавателям (критерий того, что мы даём способности, а не учим прикладным практикам, которые срабатывают в известных сегодня ситуациях -- то есть что мы усиливаем интеллект) нужно потратить вчетверо больше, 48 тренинговых дней очной работы. А остальное? Остальное в онлайне, самостоятельная работа. Это и будем считать "вторым бакалавриатом", образованием для образованных.

А ещё была попытка как-то выстроить "пирамидку" образования, где люди что-то изучают, потом умеют применить в чужих проектах, потом помогают изучать другим, потом становятся преподавателями -- и так на 8 уровней путешествия из новичков в мастера, а затем из мастеров в преподы: https://ailev.livejournal.com/1493105.html. Над этим текстом нужно ещё думать и думать.

Мы занимаемся развитием школы (почему мы не хотим использовать buzzword "цифровая трансформация" -- https://ailev.livejournal.com/1497402.html), делая ход на масштабирование через создание информационной системы Школы AIsystant на базе платформы blended learning sevrices. Доклад об этом проекте тут: https://ailev.livejournal.com/1494270.html. Программистские работы по этому проекту уже начаты, я там занимаюсь идеологией (стараясь минимизировать своё участие в менеджменте этого проекта), пишу тексты типа "чего не хватает в MS Teams" https://ailev.livejournal.com/1490524.html (для этого провёл в сентябре целый день в офисе Майкрософта) или начальные списки кейсов Школы (9 октября 2019, https://ailev.livejournal.com/1492409.html), или уточнения по чеклистам (нельзя бюрократизироваться! но и нельзя прощёлкивать важное), https://ailev.livejournal.com/1497117.html.

По этой линии у нас в Школе проходят и всевозможные совещания, методсоветы, семинары конференции ("Прикладное системное мышление" в апреле -- более сотни участников, 17 докладчиков, https://ailev.livejournal.com/1468990.html, системная неконфа 1 июня -- https://ailev.livejournal.com/1476636.html) и огромное количество писанины в чатах.

2. Преподавание
Я преподавал в этом году:
-- в МФТИ "Системное мышление" и "Системную инженерию" очникам и онлайникам магистратуры технологического предпринимательства (и я в крайнем удивлении: в этом году полгруппы вдруг получили неудовлетворительные оценки по "системному мышлению" -- просто поленились вовремя читать учебник, да ещё и наглели на консультациях вместо того, чтобы там работать! Такого ещё не было. Ну, у них уже появились проблемы. При этом вторая половина группы и даже ещё одна группа -- там как обычно, всё ОК).
-- в НИУ ВШЭ "Машинный интеллект -- состояние и перспективы"
-- в ШСМ вёл "Системный менеджмент и стратегирование 2019" (https://system-school.ru/sms), "Образование для образованных" (https://system-school.ru/uptodate), "Машинный интеллект" (https://system-school.ru/machine)
-- несколько корпоративных тренингов в крупных компаниях, а также на Острове 10-22 в Сколково (https://ailev.livejournal.com/1481766.html -- там впервые появилась диаграмма проектных ролей, интересов, предпочтений и намерений, уже после выхода учебника), в клубе мышления Екатеринбурга. Это было "Системное мышление" главным образом, и иногда ещё и краткий обзор "Системного менеджмента и стратегирования".
-- поддерживал чат курса "Системное мышление" в телеграме, многочисленные чаты курсантов, студентов и выпускников, и даже чат абитуриентов Школы. Много, много вопросов в день!
-- у меня был ещё десяток менти (которым я помогал для их проектов писать эссе по "Системному мышлению" -- по факту это менторство представляет для меня мини-консалтинг, приходится разбираться с ситуациями в конкретных проектах. Обычно эти работы непубличны, но одна из них появилась на видео -- https://ailev.livejournal.com/1485977.html)

И я иногда писал заметки по тому, как преподаю. Например, "об лекции: почему у меня они до сих пор есть" -- https://ailev.livejournal.com/1476296.html. Или почему у меня в учебнике нет определений "определения: лекарство, которое часто оказывается болезнью" -- https://ailev.livejournal.com/1478167.html. Или почему я отрицаю конспекты -- https://ailev.livejournal.com/1490756.html. Или как я различаю "развлечение" от "упражнения" (текст "учебная робототехника против покера на раздевание" -- https://ailev.livejournal.com/1479130.html, где прямо говорил: "мы мотивируем, а обучат другие" -- это отмазка). Или можно ли обучиться системному мышлению по учебнику, без общения с преподавателем (ответ: нельзя. Решать задачи из учебника будете, а вот ставить задачи не сумеете -- интеллект не вырастет, https://ailev.livejournal.com/1479285.html).

Через эти курсы в 2019 году прошли сотни людей. И когда несколько человек из этих сотен вдруг решают обратиться к тебе с каким-то личным вопросом, то вы представляете, что происходит: по десять минут на ответ каждому -- и полдня у тебя исчезло. И так каждый день, нагрузка весьма приличная. Да и сами учебные дни -- их было много. Только курс СМС идёт по полному дню каждые пару недель, это 25 дней в год. И где-то столько же дней на всё остальное (не считал, но наверняка близкая цифра). Где-то день подготовки к каждому дню (а иногда и больше, если курс новый).

Как справляюсь физически? Мой секрет в том, что после полного тренингового дня я стараюсь попасть на вечеринку, и там занимаюсь тяжёлым физическим трудом, двигая девушек по танцполу -- часа два (попадаю я на эти вечеринки часто где-то уже к десяти вечера и пляшу до полуночи -- два часа танцев почти нонстоп). Это как-то перезаряжает мои батарейки, и я на следующий день готов трудиться дальше. В 2018 у меня ещё не очень так получалось, а вот в этом году как-то наладилось.

3. Системное мышление
В этом году я переписал учебник "Системное мышление", изменив терминологию и сделав в июле "замену книги" в издательстве Ridero под названием "Системное мышление 2019" (вышедший годом ранее текст назывался просто "Системное мышление") -- https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/. Это был радикальный ход: терминология менялась существенно (отказ от термина "стейкхолдер" в пользу "проектной роли", описание вместо определения, документация вместо описания, и так далее). Текст был во многих местах переписан и стал яснее, дописано новых 130 страниц с объяснениями и примерами, переделаны были и задачи с ответами (с задачами там получилось около 700 книжных страниц). Старт был в апреле (https://ailev.livejournal.com/1470152.html, https://ailev.livejournal.com/1470644.html), финиш/публикация в магазинах -- 26 июня в Ridero, а июле и в других магазинах (https://ailev.livejournal.com/1479838.html, доклад об учебнике -- https://ailev.livejournal.com/1478510.html). Сам удивляюсь, как быстро справился. Но в это время за текстом сидел, конечно, сутками.

Учебник продолжил распространяться бесплатно через чат поддержки курса "Системное мышление" https://t.me/systemsthinking_course (сейчас в чате 1358 человек, год назад было 859 человек). Курс в курсере systemsthinkingcourse.ru/ окончили с сертификатом всего 290 человек, год назад это было 188 человек -- за год прибавилась сотня человек, но я по факту сделал этому курсу антирекламу: видео и задачи там ведь в старой терминологии, они морально устарели. Зато учебник на конец прошлого года продался через Ridero в количестве 1865 бумажных и электронных экземпляров, а на конец этого года -- 5204 штуки, это 3339 экземпляров за год (до июля -- старый учебник, потом уже новый). И ещё через Баловство (https://balovstvo.me/sys-thinking2019) было продано примерно 300 бумажных книг всех версий. Так что суммарный тираж двух версий на конец года (не считая бесплатного распространения!) 5500 штук. Я писатель (для меня "писатель" -- это когда тираж книжек больше 5тыс. экземпляров).

По сути это было четвёртое переписывание книги (две версии "Системноинженерного мышления", затем две версии "Системного мышления"). Очень, очень времяёмкий проект. Но итог мне очень понравился: я перестал быть говорящей головой, обучение всё переведено в формат flip teaching. Я нужен только для связи материала учебника с жизнью, а объяснения делает за меня учебник, память на термины тренирует задачник. Обучение системному мышлению стало существенно эффективней. Учебник давали читать гуманитариям, и они справлялись. Я получил огромное число личных сообщений, в которых меня благодарили за ясность изложения. Церен Церенов начал читать курс системного мышления в школе. Это огромный прогресс, мы будем продолжать облегчать понимание материала. Когда-нибудь это будет школьный, а не вузовский курс. Важному нужно учить с детства. Мой сын тоже начал читать учебник, он сдаёт в качестве проекта системные описания (функциональное и конструктивное разбиения, размещения и т.д.) фасеточного глаза -- живого и искусственного (для робота).
И всё равно писанина продолжается и после выхода книги: в самые разные чаты (вузовских групп, чат поддержки курса, чаты групп и выпускников ШСМ) было написано огромное число разъяснений, плюс ещё писал на темы системного мышления в блог. Материал продолжал уточняться. Например, диаграмма проектных ролей с конфликтом интересов была выпущена уже после выхода книги (https://ailev.livejournal.com/1481766.html), равно как разъяснения по ролям (https://ailev.livejournal.com/1487927.html, https://ailev.livejournal.com/1488782.html, https://ailev.livejournal.com/1495913.html), разъяснения по целевой и нашей системе https://ailev.livejournal.com/1495265.html. Традиционная тема "системное мышление как санитар леса" (дохлый проект должен сдохнуть быстро) вдруг в августе вышла как отдельная и важная -- https://ailev.livejournal.com/1484729.html

Все остальные курсы Школы были переделаны, чтобы учесть новую терминологию учебника. С Алексеем Незнановым мы обсудили новый формат автоматизации проверки, и вот прямо сейчас идёт вёрстка нового онлайн-курса с проверкой решения задач. В курсере такого формата нет, всё будет на нашем собственном движке проверок (ни один из известных нам движков онлайн-курсов не обеспечивает такой проверки, делаем свой -- вот что будет поддерживаться: https://ailev.livejournal.com/1482241.html).

А ещё я написал мемуар про проектных менеджеров, проектных чемпионов и себя -- моё первое столкновение в 80-х с только что появившемся из системного движения проектным менеджментом, https://ailev.livejournal.com/1475729.html

4. Методология
Самый большой из методологических проектов -- это моделирование социального мультиданса и оформление результатов этого моделирования в виде учебного курса. 28 декабря 2018 года Ирина Парамонова меня сводила на дискотеку мультидансеров в "Буфф", к марту была поставлена задача моделирования социальных танцев в целом и придумано название "буфф" (по названию московского клуба, где это практиковали) не просто для мультиданса (уметь танцевать разные треки в стилях разных танцев), а для микса (в одном треке использовать базы разных танцевальных стилей), создано сообщество ВКонтакте https://vk.com/buffdance и начались лаборатории. Эти лаборатории посетило множество преподавателей -- и на них ставились простые вопросы типа "чем отличается стиль танго от кизомбы". К осени ответы были получены и создана модель мультиданса. 8 октября 2019 был запуск первого учебного курса, и я там стал методологом (не преподавателем! Методолог работал в преподавателей, а с учениками работали уже преподаватели). 26 декабря 2019 курс закончился (на нём знакомили с семью танцами с нуля -- танго, хастл, зук, кизомба, ВКС, сальса, бачата), 27 декабря 2019 года первый выпуск пошёл танцевать на вечеринку в тот же "Буфф", и успешно там танцевал, практически не выделяясь из толпы на танцполе. В сообществе ВКонтакте шло документирование модели, там получилось более 300 страниц текста, которые читали к концу года 346 человек (очень многие из них -- преподаватели). В блоге в ЖЖ я практически не писал об этом проекте, всё документирование шло в этом сообществе ВКонтакте.

Ровно год на весь проект моделирования новой предметной области и выпуск продукта -- отмоделированных знаний даже не головах преподавателей, а уже в головах учеников! В основе моделирования -- системное мышление. В танце были выделены системные уровни (и они были прописаны в учебнике "Системное мышление 2019", курс был сосредоточен на первых трёх, разные уровни учили разные преподаватели (телесная работа -- Антон Климат, танцевальная часть -- Ирина Парамонова). Для меня это был очень интересный и важный опыт применения системного мышления к предметной области, далёкой от системной инженерии и менеджмента. Успех этой методологической работы показал, что предлагаемый мной к изучению вариант системного мышления из стандартов системной инженерии и менеджмента действительно универсален, и работает не только в инженерии и менеджменте. Это и впрямь получилась фундаментальная трансдисциплина.

По итогам проекта системные уровни социального танца были немного пересмотрены и намечены планы на будущее (например, моделирование уровней базы и лексики отдельных танцев, а также перформанса/композиции социального танца, читай как "моделирование творчества" -- https://vk.com/wall-179019873_432).

Методологическая работа велась и по направлению системного фитнеса. Там я принял участие в перетряхивании (несколько раз!) программы курса, а также проведении лабораторий. В частности, выполнил mapping проводящейся в системном фитнесе работы на уровни Бернштейна (доложено было на заседании лаборатории телесного мышления в марте -- https://ailev.livejournal.com/1468166.html), или помог разработать чеклисты -- https://ailev.livejournal.com/1481634.html.

Другим методологическим проектом был очередной заход на SysMoLan -- рассматривался вариант его получения как eDSL на Julia. По моей инициативе (я поактивничал в чате "зависимых типов" в телеграме) в телеграме было создано сообщество "типы в языках программирования, моделирования, представления знаний и жизни" https://t.me/typeslife, там сейчас 377 человек (и к счастью, не я стал модератором -- трафик там огромный). По итогам обсуждения я написал несколько огромных постов (https://ailev.livejournal.com/1485657.html, https://ailev.livejournal.com/1486211.html, https://ailev.livejournal.com/1486407.html, https://ailev.livejournal.com/1486665.html, https://ailev.livejournal.com/1487293.html, https://ailev.livejournal.com/1488488.html, https://ailev.livejournal.com/1489546.html) но дальше этого дело не пошло: ресурсов в этом году на этот проект так и не нашлось. Тем не менее, был сделан чёткий вывод: для SysMoLan нужно будет использовать современную IDE и современный расширяемый язык программирования. Julia тут вполне подойдёт, хотя там и есть проблемы с синтаксисом (если брать идентификаторы по IEC 81346, то это формально можно, но код будет ужасен).

Следующий подход к SysMoLan в части архитектуры предприятия был сделан на примере Айсистента как информационной системы Школы системного менеджмента. Сначала информационная поддержка Школы была определена как обычная задача поддержки системноинженерной деятельности, хотя и с "нежелезными" и "несофтовыми" продуктами -- https://ailev.livejournal.com/1473691.html, а затем в ходе ведущихся всю осень заседаний рабочей группы по IT в Школе мы сформулировали кейсы (как жизненные циклы каких-то продуктов, представленных в информационной системе своими альфами), у них подкейсы, и так дошли до чеклистов. И дальше появилась идея, что "конфигурация как код" такой системы могла бы порождаться из описания архитектуры на SysMoLan. И дальше мы немного продвинулись, описывая архитектуру в виде набора специализированных табличек. Этот же подход был подтверждён одним из наших курсантов в ШСМ, который выполнил с описанием архитектуры в табличках Airtable больше десяти проектов, но не смог сдвинуть проект в Archimate из-за сложностей работы с визуальным представлением архитектуры. По итогам года договорились продолжать это табличное направление представления системной архитектуры в чём-то типа Airtable плюс поэкспериментировать с текстовыми представлениями на языках программирования и IDE.
Отдельное направление методологической работы -- это понимание стратегии нашей школы как работающей с трансдисциплинами, каждая из которых даёт возможность работать со следующим уровнем трансдисциплин как "широкими возможностями" (broad abilities, не привязанными к какому-то domain), и так вплоть до конкретных "компетенций" (skills) практик работы в каком-то domain. То есть мы заговорили о том, что трансдисциплины по факту усиливают интеллект (это уровень неврождённых общих priors над врождёнными innate priors интеллекта). Интеллект же определяется как возможность справиться с ситуацией, которая была неизвестна даже разработчикам интеллекта -- и определяется тем самым как мера генерализации знания. Трансдисциплины как раз генерализуют знания. В этом свете даже курс социального мультиданса выглядит как повышение танцевального интеллекта: знания курса позволяют справиться выпускникам Школы с теми танцевальными стилями, о которых не было известно даже преподавателям (например, которые появятся в культуре только года через три -- а сейчас учить нечему, об этих новинках ещё никто на земле не знает, даже сами авторы этих будущих новинок).

И важный методологический проект был по переформатированию курса онтологики после того, как со стороны риторики было поставлено требование, что речь должна быть убеждающей (иначе трудно выдержать положения прагматизма -- зачем говорить, если не хочешь достичь какой-то цели?). В риторике не нашлось понятия "схема" (вот заметки с семинара по риторике: https://ailev.livejournal.com/1491835.html), в курсе онтологики и текущих курсах коммуникации не нашлось приёмов убеждения -- а эти приёмы оказались работающими с динамически меняющимися в ходе коммуникации схемами, и главное, с рендерингом как порождением текстов из схемы. Дальше в ходе обсуждения по плану https://ailev.livejournal.com/1494762.html вышли на проблему схемоидов, как использующих иные чем theory theory системы понятий, нарративистику как дисциплину по разворачиванию схем (представлению клубков сложных ситуаций в последовательном изложении) и прочие интересные вопросы.

Результат последних двух методологических инициатив (доопределение трансдисциплин и дополнительный проход по коммуникации, схемоидам и убеждающему рендерингу): полностью переработанный курс онтологики, объявленный 31 декабря 2019 -- "Онтологика и коммуникация 2020", https://system-school.ru/united. Подзаголовок курса -- "мыслительный минимум образованного человека". На этом курсе будет два преподавателя: Прапион Медведева (онтологика) и Александр Али (убеждающая коммуникация). А началось всё с обсуждения курса "Как общаться по делу и без нервов" Александра Али (вот тут обсуждение этого курса как пример методологической работы -- https://ailev.livejournal.com/1483532.html).

Книжку "Визуальное мышление" я так и не трогал с момента её выпуска, продалась она (кроме бесплатного распространения в том же курсе на курсере и в чате по типам в языках программирования-моделирования) в количестве 850 экземпляров -- https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/ (на конец прошлого года -- 380 экземпляров, то есть за этот год разошлось 470 бумажных и электронных книг). Я ожидал вчетверо меньших результатов. Приятно то, что мои курсанты СМС по факту все в группе читают эту книжку (сами! её нет в обязательной программе курса!), это существенно помогает группе выстроить общие взгляды на мышление. Максим Цепков даже сделал в марте этого года её конспект: http://mtsepkov.org/Левенчук._Утопия_визуального_мышления

С вниманием и осознанием я подвёл промежуточные итоги: сформулировал тезисы "Системная осознанность 2019" https://ailev.livejournal.com/1487672.html и обобщение "киборгизация людей и организаций: поднимаем осознанность, то есть рулим вниманием" -- https://ailev.livejournal.com/1488271.html (при этом в начале года я сформулировал направление "психопрактики движения по спектру формальности мышления, но дальше в этом направлении не двинулся). В начале же года сформулировал про cognitive behavior engineering вместо therapy (https://ailev.livejournal.com/1462317.html), но тоже не продвинулся. Даже у доклада "стейкхолдерское мастерство" (в марте, летом это было всё переименовано в "ролевое мастерство") не было внятного продолжения, но хотя бы собрал всё важное по тематике и изучил опыт актёрского тренинга: https://ailev.livejournal.com/1466773.html.

В начале года я выдал программный текст про открытость (open-endedness), понятие шире, чем эволюция -- https://ailev.livejournal.com/1463013.html, материал по этой линии затем вошёл во множество курсов (например, по стратегированию). В последние дни года появилась интересная тема не поведения поиска принципиальной новизны, а ровно наоборот -- линии "не быть лохом", избегания проблем, и дальше можно уже думать о развитии этой темы "поиска новизны -- сохранения гомеостаза": https://habr.com/ru/post/481484/.

Продолжение итогов в https://ailev.livejournal.com/1500277.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments