Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

Группа "Системного менеджмента и стратегирования" (шестнадцатый поток! третья версия курса!) опять отстала на полдня от графика. Прошлый поток более подробно проходил управление жизненным циклом и управление конфигурацией. А вот эта группа вдруг вернулась к материалу про функциональные объекты, функции, порты и соединения против конструктивных объектов, сервисов, интерфейсов. При этом в материале управления жизненным циклом по этой же линии различали практики и работы. Баек (то бишь "примеров из жизни") было рассказано немерено. Половина группы -- строители. Но есть и парочка "маркетплейсов", и диалоговые AI-боты. Как всегда: одно мышление, помогающее во всех проектах. А ещё час был потрачен на вопрос об управлении вниманием с использованием технических средств -- на примере меня, любимого (основной тезис был: "это не у меня память хорошая, а у Гугля". Ну, и дальше по мелочи -- полторы тысячи заметок в Evernote, почти шесть тысяч записей в "Лабораторном журнале", обсуждение на почти тридцать тысяч моих комментов в ЖЖ и несчитанное количество в фейсбуке и других сетях, и прочие средства помощи коллективному мышлению с моим участиемсо стороны компьютеров и интернета).

Завтра вечером вылетаю в Сочи на корпоративную конференцию, буду там всю среду заниматься системным мышлением в части обеспечения смычки между инженерами и менеджерами (увы, в той тусовке с предпринимателями будет туговато). Участники конференции даже учебник получат бумажный, лишь бы учились. Всё это "государственный бизнес", то есть не бизнес, и поэтому весьма искажённая инженерия (не очень системная). Но учить буду: сегодня тамошние инженеры и менеджеры работают в госкорпорации, но мы не знаем, где они будут работать завтра -- поэтому осмысленно их учить (но не консультировать по их текущим проектам. Именно учить, готовить к реальной инженерии и реальному менеджменту, а не искажённому дармовыми для них деньгами налогоплательщиков). В мировой системной инженерии (и заодно менеджменте), которые быстро-быстро отплывают от государственного финансирования, сейчас идёт выход на принципиально иной уровень сложности: четвёртый запуск одной и той же ракеты Falcon 9 (и второй запуск сохранённого обтекателя), которая вывела на орбиту 60 первых (то есть не экспериментальных, а рабочих) спутников StarLink -- https://www.space.com/spacex-starlink-launch-fourth-rocket-landing-success.html. Эта ракета планируется быть запущенной в космос и в пятый раз -- об этом говорится явно. В середине 2020 сеть StarLink уже планирует начать работу -- и интернет опять существенно поменяется. Вот это -- и бизнес, и инженерия. Про бизнес SpaceX, кстати, читайте вот тут: https://smoliarm.livejournal.com/419187.html (текущее снижение цен на запуск малых спутников силами SpaceX втрое-вчетверо).

Провели методологический семинар по схематизации и рендерингу (обсуждали https://ailev.livejournal.com/1494762.html). Написал длинный протокол в преподский чат. Содержание трёх курсов (онтологики, схематизации, коммуникации) будет в ближайшее время существенно пополнено и доработано. Длительность курсов увеличится. Очень хочется, чтобы состояние курсантов "знакомы с идеями, очень интересно" перешло в состояние "имеем компетенции, используем "на автомате"". Пока же, увы, этим похвастаться не можем. Для интересующихся темой агентности и обучения мышлению рекомендую поглядеть текст про обучение мышлению машинного интеллекта (и я считаю, что это же применимо для обучения мышлению и человеческого интеллекта тоже. Поглядите, там все слова знакомые): https://medium.com/intuitionmachine/an-advanced-capability-maturity-level-for-artificial-general-intelligence-b300dafaca3f. Просвещение переводит людей со ступеньки неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности. А дальше — образование.

Провели методологический семинар по Айсистенту и blended learning services. Неожиданно тема SysMoLan пересеклась с тематикой RPA (и да, там новости по линии Microsoft -- https://venturebeat.com/2019/11/08/microsoft-has-entered-the-rpa-market-what-does-that-mean/). Текущий RPA состоит из набора коннекторов к софту, набора коннекторов к человеку (все эти распознавания речи), плюс BPM-движка (можно думать, насколько там близко к case management -- они ж себя процессниками считают, и языки там типа CMMN есть, хотя пока выглядит как "голимый недоBPMN"). На чём пишут архитектуру RPA? На диких скриптовых языках довольно низкого уровня, "архитектуры нет, есть коды -- они же документация". Дальше вопрос "адаптивности" как в кейс-менеджменте: если шаблоны пишут программисты, то "просто кейс-менеджмент" (так что RPA сегодня это "просто RPA"). Но если шаблоны пишут непрограммисты, то это будет adaptive RPA. Очередной виток процессного управления. Дальше вопрос: кто пишет на SysMoLan. Если SysMoLan это язык представления знаний (скажем, Common Logic или что-то типа CYC и так далее по линии логических движков), то редкие люди, их в природе единицы. Если SQL (первое же, что предлагают обычно), то герои-админы. Если DSL на Julia, то можно думать об инженерах (но именно что думать). В любом случае, речь в Айсистенте идёт о том, чтобы скриптами (конфигурация -- это код) держать федерирование нескольких разных тяжёлых систем типа той же Teams, корпоративного вебсайта, биллинга и т.д.. В общем, после этой встречи есть о чём подумать. Опять же -- длинный протокол, хотя и не в преподавательской, а в спецчате.

Заодно отладили интерфейс решения задач по системному мышлению. Там решаются программерские проблемы, и я очень надеюсь, что в конце этой недели первая группа из 15 студентов ВШЭ начнёт идти по курсу из учебника-2019 и кейсы-2019 с проверкой. Напомню, постановка задачи была вот тут (и задачи после этого хочется называть кейсами): https://ailev.livejournal.com/1482241.html

Один из побочных выходов посиделки по Айсистенту -- уточнение пары кейсов на один уровень:
Курс
-- решить про курс
-- найти препода
-- подготовить материалы
-- заслушать на семинаре
-- дать анонс (видео)
-- сделать landing page
-- перейти к ЖЦ первого потока
-- менять материалы курса
-- уволить курс

Поток
-- согласовать с преподом курс и время
-- дать объяву на сайт + вставить в расписание
-- начать сбор заявок ("объявить набор")
-- в день X принять решение о старте потока (ибо может быть недобор, или может быть перебор, тогда запустить набор на новый поток, а этот продолжить)
-- оформить договора и оплаты
-- прогнать через онлайн курс (учебник+задачник)
-- дать доступ к материалам курса (библиотека+слайды. Слайды могут быть к каждому дню "оперативно", а не сразу)
-- завести списк курсантов потока
-- завести для курсантов чат потока
-- завести репо для материалов потока
-- зарезервировать аудиторию (возможны пересечения с другими курсами)
-- вести занятия потока (координация через чат): использовать аудиторию и дистант (сейчас ZOOM)
-- снимать и публиковать видео только для потока
-- проверять домашние задания в репо
-- провести защиту
-- выписать сертификаты
-- занести курсантов потока в чат выпускников (закрытая коммуникация)
-- занести курсантов потока в список выпускников (у них будут скидки)
-- занести курсантов потока в комьюнити выпускников (фейсбук, открытая коммуникация)
Опубликовали первое видео наших курсантов социального мультиданса: https://vk.com/wall-179019873_373. В группе много выпускников курсов ШСМ, а на видео есть два профи -- сможете их отличить от начинашек в танцах? Методика работает, ускорение обучения социальным танцам получается в разы по сравнению с традиционным способом, я очень доволен. Чему мы учили целый месяц эту группу, сформулировано вот тут: https://vk.com/wall-179019873_372. А ещё получили развёрнутую правильную рецензию от приезжавшей к нам на пару дней Елены Унру из Питера (и там фотография меня, изображающего непослушную партнёршу): https://vk.com/wall-170497991_610. Правильность рецензии в том, что про социальные танцы нужно именно так и писать: про ощущения в паре, а не про внешние формы. Из забавного: использовал свежую разработку MIT по равновесию двуногих роботов для разговора о равновесии в социальных танцах -- https://vk.com/wall-179019873_374. А вот и я попал на видео танцующим -- на вечеринке Ностальжи Кизомба в эту субботу: https://vk.com/video40271596_456239303. И ещё один мой текст: про удовольствие в социальных танцах -- https://vk.com/wall-179019873_367.

НИУ ВШЭ опять отличилась в казарменную сторону: меня не пустили на факультет компьютерных наук с самокатом -- даже с самокатом в руках (весит-то он всего 4.2кг). Это вообще первый случай, когда меня не пустили куда-то с самокатом (а уж в каких только офисах, вузах, предприятиях или клубах я ни побывал с самокатом за последних пятнадцать моих самокатных лет!), предложили оставить самокат на уличной стоянке для велосипедов и самокатов. А у меня даже цепи для него нет, это ж ручная кладь по габаритам и весу. Конечно, все дурацкие запреты были обойдены -- сел в местную преподскую машину вместе с самокатом, и въехал на машине прямо на тамошнюю подземную стоянку. В машине же можно провозить хоть пулемёт. Но вот самокат приравнивать к пулемёту -- это что-то новенькое. У меня уважение к НИУ ВШЭ после последних тамошних политических подвигов и так было не очень, но упало почти до нуля. В казарме наука не живёт, она чахнет и умирает.

Блюдо недели -- тыквенная запеканка из Пан Запекан (при этом тыква на вкус там не обнаруживается ни мной, ни другими людьми -- проверено. Но очень вкусно). Я пришёл туда целевым визитом (у меня их точка на Октябрьской в самокатной доступности, прицелился и назначил там встречу-обед), не рассчитал вес-объём, и взял 0.7кг разных запеканок. Едва осилил, под 0.4л латте. Правильное место, я такие люблю: показываешь пищу пальцем и немедленно её получаешь, а не тыкаешь в фотографию из меню и потом ждёшь сюрпризов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment
не пустили на факультет компьютерных наук с самокатом

О!