Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Оформление школы: формальная конверсия из мастеров в преподы

Как пример стандартизации в обучении какой-то деятельности и оценке уровня мастерства возьмём сертификационные стандарты ABNLP (The American Board of Neuro Linguistic Programming -- http://www.abh-abnlp.com/) с восемью уровнями. Сразу укажем, что это частные стандарты (стандарт организации, а не государства), и это не единственная система оценки даже в нейролингвистическом программировании (вот, например, International Association for Neuro-Linguistic Programmin с тремя уровнями, https://www.ia-nlp.org/, International NLP Trainers Association с 4 уровнями, https://www.inlpta.org/en/standards/business-certification).

Привожу пример этих стандартов не как пример догматизации содержания образования в какой-то предметной области, а как пример структурирования роста "школы" -- озабоченности цехов, тьфу, ассоциаций ростом своих рядов через конверсию мастеров в учителя.

Сами содержательные догматы, конечно, уникальны для каждой отдельной школы и они должны непрерывно изменяться (если рядом нет исследований, изменяющих содержание того стандарта, чему учим, то не стоит заморачиваться с трансляцией окостеневшего устаревшего знания). При этом помним, что стандарт какой-то ассоциации отличается от публичного документа только тем, что есть способ проверки ему соответствия, а у публичного документа такого способа проверки соответствия нет. То есть это сертификационные стандарты (подразумевающие проверки-экзамены), а не просто перечисление компетенций.

Думаю, что все disclaimers по поводу стандартизации, стандартизации в образовании, стандартизации в методологии и даже использования нейролингвистического программирования в качестве образца я тем самым сделал. Но наверняка будут комментаторы, которые будут обсуждать не саму предложенную ABNLP систему уровней мастерства, а помянутые в предыдущем абзаце проблемы: NLP с его "ненаучной репутацией", образовательные стандарты и их польза/вред, различие методологий в разных школах, образование чему-то устоявшемуся против образования чему-то новому сомнительному, сертификация владения компетенциями и её польза/вред, осмысленность существования профессиональных ассоциаций как наследников средневековых цехов.

И, понятно, тут же весь комплекс вопросов по тому, как оценивать неоцениваемое (например, подразумеваемая подобными стандартами взаимозаменяемость качества и опыта, измеряемые через стаж).

В общем, обычная критика по линии "Все эти ваши PMP не являются project management professionals, они просто имеют сертификаты -- никакого отношения к управлению проектами эти сертификаты не имеют, чисто пиарно-маркетинговая штука для людей". Все эти споры характерны для практически всех профессиональных ассоциаций, которые пытаются продвигать свою школу через сертификацию.
А ещё профессиональные сертификации сильно напоминают системы данов/разрядов/цветных поясов в карате или капоэйре, но отличаются: в единоборствах нужно для достижения высшего уровня всех победить и смысл разрядов в этом, а тут нужно показать рост мастерства без доказательства своей непобедимости другими.

Я же привожу пример оформления школы, озабоченной своим ростом: сертифицируется не только профессиональное мастерство, но и последующий перескок со ступеньки Мастер на ступеньку Учителя (то есть прихват некоторого альтернативного целевому/профессиональному набора навыков). При этом в спорте учительство не сертифицируется специально и не требует демонстрации сверхдостижений в профессионализме (тренер по футболу не обязан уметь играть в футбол лучше, чем его ученики). Но сертифицируются судьи.

А вот в некоторых профессиональных ассоциациях ровно этот трюк перехода от мастерства к обучению путём прихвата компетенций преподавателя заставляет говорить, что выпускники подобных школ ничего не умеют, кроме как плодить себе подобных. Нет, они что-то умеют: не лучше и не хуже, чем в любых профессиональных ассоциациях, ибо им нужно пройти и профессиональную ступеньку. Грубо говоря, уметь играть в футбол не хуже остальных профи. А потом, чтобы стать тренером, они учатся плодить себе подобных как следующий уровень: стимулирование обучиться преподавательским компетенциям. Нужно ли всё это сертифицировать -- отдельный вопрос. А вот сама конструкция карьеры как конверсии из профи в преподы -- интересна.

Итак, вот эти восемь ступенек на примере ABNLP:
1. Ассоциированный: для тех, кто не имеет сертификации от признанной школы, но хочет быть в курсе новостей по дисциплине и знать о тренингах (http://www.abh-abnlp.com/certification/associate/).

2. Ассоциированный практик (associate practitioner, http://www.abh-abnlp.com/certification/associate-practitioner/):
-- Продолжительность обучения: минимум 120 часов обучения основным паттернам у сертифицированного тренера или сертифицированного мастера-практика под присмотром (supervision) тренера. На этом уровне нет требования личного посещения тренинга.
-- Демонстрация навыка распознавания следующих базовые навыки, техники, паттерны и концепты и компетентно использовать их для изменения себя [далее даётся программа базового курса].

3. Практик (practitioner, http://www.abh-abnlp.com/certification/nlp-practitioner/):
-- продолжительность обучения: минимум 120 часов (очного) обучения основным паттернам у сертифицированного тренера или сертифицированного мастера-практика под присмотром (supervision) тренера.
-- Демонстрация навыка распознавания следующих базовых навыков, техник, паттернов и концептов и компетентного использования их на себе и других [далее даётся программа базового курса, того же, что для ассоциированного практика].

4. Инструктор (coach, http://www.abh-abnlp.com/certification/nlp-coach):
-- продолжительность обучения: минимум 120 часов (очного) обучения основным паттернам у сертифицированного тренера или сертифицированного мастера-практика под присмотром (supervision) тренера.
-- -- Демонстрация навыка распознавания следующих базовых навыков, техник, паттернов и концептов и компетентного использования их на себе и других [далее даётся программа базового курса, того же, что для ассоциированного практика и практика, но добавлена пара пунктов для инструкторских компетенций].

5. Мастер-практик (master practitioner, http://www.abh-abnlp.com/certification/nlp-master-practitioner-level/):
-- продолжительность обучения: минимум 120 часов продвинутого обучения у сертифицированного тренера. Минимум 15 часов прямого присмотра (supervision) тренера.
-- Демонстрация навыка распознавания следующих базовых навыков, техник, паттернов и концептов и компетентного использования их на себе и других [все компетенции практика поодиночке и в комбинации, плюс дополнительно множество других умений: по факту закрывается всё содержание дисциплины].

6. Мастер-инструктор (master coach, http://www.abh-abnlp.com/certification/nlp-master-coach/).
-- продолжительность обучения: минимум 120 часов (очного) продвинутого обучения от сертифицированного тренера. Минимум 15 часов прямого присмотра (supervision) тренера.
-- Демонстрация навыка распознавания следующих базовых навыков, техник, паттернов и концептов и компетентного использования их на себе и других [все компетенции мастер-практика, плюс дополнительно пара пунктов для инструкторских компетенций].

7. Преподаватель (trainer, http://www.abh-abnlp.com/certification/nlp-trainer/):
-- продолжительность обучения: минимум 120 часов продвинутого обучения от сертифицированного мастер-тренера. Минимум 15 часов прямого присмотра (supervision) тренера.
-- Удовлетворительная демонстрация следующих поведенческих компетенций:
7.1. Полная поведенческая компетентность во всех навыках практика и мастер-практика, умение делать любую и все техники практиков и мастер-практиков одновременно как на публике, так и приватно.

7.2. Демонстрировать возможность сдвига между содержанием и формой (т.е. между опытом и разметкой).

7.3. Умение делать (демонстрировать поведение) того, чему учит и учить тому, что делает — и размечать это линвгистически (and to label it linguistically (т.е. моделировать себя).

7.4. Демонстрация презентационных и педагогических навыков:
a. Продвижение и ведение (Pacing and leading).

b. Уважение к аудитории (т.е. по меньшей мере удержание раздельными вашу и других моделей мира и конгруентные ответы на них; учёт других и экологичные им ответы; сознательные и бессознательные процессы).

c. Умение отвечать на вопросы (включая разницу в уровне и намерении вопросов и порождение ответов, сообразных уровню).

d. Проектирование презентации: по меньшей мере установление открывающей и закрывающей рамки (frame), установление результатов (outcomes), разбиение на части и определение порядка предъявления информации и опыта, балансирование подачи информации и случаев самостоятельных открытий, фасилитация обобщения информации и навыков по разным ситуациям и временам.

e.Проектирование упражнений: по меньшей мере, обеспечение публичного и личного обучения в каждом упражнении, включение предыдущего усвоенного материала для кумулятивного обучения, специфицированные результаты упражнений, задачу гарантирования поведенческого обучения, включающую выход в будущее, для всех присутствующих.
f. Объяснение упражнений, включая умение объяснить упражнение поведенчески без использования заметок или напечатанных раздаток.

g.Использование глубокой и мелкой метафор.

h. Использование многоуровневого отклика: постоянная переоценка и включение публичной и непубличной информации от индивидов и группы.

i. Элегантные интервенции в группах: по меньшей мере поддержка раппорта и выдача специфически сенсорно-обусловленного отклика, через вопросы, которые направляют поиск и фасилитируют открытия людей, демонстрация или, если необходимо, открытое сообщение им, что делать.
j.”Озадачивание”: создание задания, которое предполагает, что личность ведётся себя другим способом, что расширяет его/её модель мира.

k. Умение делать демонстрации.

7.5. Демонстрация личного стиля и артистичность (индикатор того, что тренер проинтегрировал навыки в своё собственное поведение).

7.6. Демонстрация понимания процесса обучения практика и мастера-практика.

8. Мастер-преподаватель (Master Trainer, http://www.abh-abnlp.com/certification/nlp-master-trainer/):
-- минимум 5 лет как ведущий преподаватель в тренингах практиков и мастеров-практиков, которые ведёт как сертифицированный преподаватель. Минимум пять последовательных лет член ассоциации как сертифицированный преподаватель. Минимум 5 (пять) инструктажей (coaching) тренинга преподавателей и помощь под прямым преподавательским присмотром (supervision) мастера-преподавателя, утверждённого Ассоциацией. Оценка учеников кандидата также необходима. Копия программы вашего курса и учебник (manual) курса на уровне практика, мастера-практика и преподавателя. Копия программы мастера-преподавателя из вашей школы или прямо от мастера-преподавателя.
-- достаточная демонстрация следующих поведенческих компетенций:
8.1. Ваше видео курса, в котором вы учите практиков и мастеров-практиков, вместе с упражнениями
8.2. Проведение по меньшей мере 10 тренингов практиков и 10 тренингов мастер-практиков
8.3. Немедленное и безошибочное вспоминание и обучение любому предмету по памяти и без заметок
8.4. Способность провести по требованию и без предварительной подготовки Демо День в ходе тренинга и оценки преподавателей под прямым присмотром мастера-преподавателя.
8.5. Есть дополнительные более субъективные требования, которые могут быть обсуждены с вашим мастером-преподавателем. Чтобы быть сертифицированным как мастер-преподаватель, преподаватель должен быть одобрен двумя мастер-преподавателями из различных организаций, которые в настоящий момент являются членами Ассоциации и проводят тренинги.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments