Мои курсы в октябре-ноябре:
-- "Системный менеджмент и стратегирование 2019", третий поток, http://system-school.ru/uptodate. Старт уже в это воскресенье, 13 октября 2019, шесть дней по воскресеньям раз в две недели, с 11:30 -- закончим 22 декабря 2019. Первые два дня курса мы разбираемся с системным мышлением (собственными ролями и целевыми системами) на примерах рабочих проектов участников курса. Затем три дня идёт кругозор менеджмента, и ещё день разбираемся со стратегированием (это предпринимательство). А ещё на курсе по вторникам проходят 11 еженедельных семинаров с решением задач. Перед курсом надо читать учебник "Системное мышление 2019" (хотя бы до половины, но большинство курсантов успевают прочесть его перед курсом весь. Этим ШСМ сильно отличается от вузов, где учебник остаётся нечитанным долго -- чуть ли не до самой сессии).
-- "Образование для образованных", один день 26 октября 2019, http://system-school.ru/uptodate. Общий рассказ об идеях "предобучения и подстройки" (https://ailev.livejournal.com/1485511.html), краткая характеристика наших курсов по принципу "предъявите всё меню". Именно на этом курсе я обычно рассказываю о своих последних исследованиях. Например, на этом потоке будет больше свежего материала по системной осознанности (https://ailev.livejournal.com/1487672.html) и киборгизацию в части управления вниманием (https://ailev.livejournal.com/1488271.html).
-- новинка "Машинный интеллект 2019", один день 3 ноября 2019, http://system-school.ru/machine. Это я сделал обзорный курс, в котором будет рассказ непрограммистам (то есть без математики и технических подробностей) о сегодняшнем машинном интеллекте и его использовании. Программа курса с подробной тематикой на странице курса, в ней три крупных блока: про интеллект машинный и биологический, интеллект-стек и применения. Спасибо Сергею Шумскому: если бы не волшебный пендель с его стороны, я бы никогда не сподвигся сделать такой курс. Но вот сделал!
Видео моего доклада по методике обучения всем социальным танцам сразу опубликовано: https://www.youtube.com/watch?v=cGDqLJvmam4. Там пропущено первые пятнадцать минут, но два часа пятнадцать минут таки записалось -- включая демонстрации, которые мне помогала делать Ирина Парамонова. Курс начнётся уже завтра (страница курса с описанием и записью -- http://system-school.ru/multidance, мини-группу планируем закрыть 15 октября, выпуск перед новым годом. Я планирую бывать там на занятиях, хотя и не гарантирую, что каждый раз (я ж там не препод, а методолог). Занятия пока будем вести прямо в помещении школы, на ул. Щипок, 11с1. Кстати, по нашей методике в зале для занятий не требуется зеркал. И мы в таком "беззеркальном обучении танцу" не одиноки, я даже короткий текст про это написал, где цитирую Охада Нахарина: https://vk.com/wall-179019873_313.
Институт образования НИУ ВШЭ готовится выпустить доклад про фреймворк о том, как думать о компетенциях и грамотности. Я не удержался, откомментировал тут: https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/permalink/2432557766986758/. Вот часть моего там коммента: "Мы обобщили литературу по ватрушкам. В большинстве источников признаётся, что ватрушки делаются с творогом, но изредка встречались авторы, которые предлагали ватрушки делать и картошкой. При этом ватрушки разительно отличались по форме, но непринципиально по технологии изготовления. Авторы предлагают framework для понимания ватрушек, который раз и навсегда поможет цифрово трансформировать деятельность поедателей ватрушек, изготовителей ватрушек, сравнивать ватрушки между собой, кладёт надёжную основу для ресторанной критики. Авторы даже написали письмо в ООН, поскольку считают мнение тамошних экспертов более авторитетным, чем мнение Усть-Урюпинского хлебозавода №2. Теперь все ватрушки мы будем сравнивать по форме и начинке, а вот используемое тесто будем считать отдельным предметом ввиду универсальности его использования и в других контекстах, не только в контексте ватрушкиной начинки". Надо как-нибудь про компетенции сделать сервис генерирования текстов такой же, какой сделали про цифровую трансформацию: http://martynov.info/digital/. Это легко, там вот такой шаблон:
Самая крутая мысль изо всего того, что обсуждалось в последнее время -- это тезис "5. Суть убедительности: работа с разными теориями концептов при движении по спектру формальности мышления" из текста https://ailev.livejournal.com/1491835.html. Добавлю ещё штришок: если генерация по схеме человеческого текста должна как-то делать его убедительным, то схематизация наоборот -- это "разубеждение". Если ты убеждён и упёрт, то ошибок ты у себя в тексте не найдёшь. Схема заведомо менее убеждающа, нежели текст. Она антириторична. В этом её достоинство, она позволяет преодолеть соблазны всяческих cognitive bias, хранит от искушений. Формализация убивает человечность, и это не так плохо. Рендеринг её восстановит. И для обсуждения этого движения по спектру формальности мышления нам нужно использовать разные теории концептов в разных частях спектра мышления. Вполне возможно, что все эти architecture relax в дифференцируемости всего https://ailev.livejournal.com/1464563.html должны быть не в рамках только relax представления theory theory, а должны использовать разные теории концептов. Или наоборот: в этом-то и сила компьютеров, что им не нужно продираться через несколько теорий концептов в части представления смысла -- и это способ компьютера стать умней человека, меньше искажений, связанных с особенностями убеждения именно человека и поэтому необходимость задействования различных механизмов представления знаний, хорошо описываемых различными теориями концептов. Мутное, но очень перспективное направление размышлений.
А ещё нужно думать о каком-то тренажёре по работе с типами, ибо на непривычную для животного мира работу в theory theory мозг людей нужно тренировать. Это просто беда, как трудно с нетренированными. Они-то никаких проблем не чувствуют, но вот я побеседовал с новым набором очников МФТИ -- и в печали. Нужно добавлять дни в курс "Схематизация на салфетке и в уме", и добавлять много-много задач, и разбирать много-много ситуаций. В этом нужна беглость, материал схематизации не осваивается (хотя все выпускники благодарны за то, что курс знакомит с самим существованием материала. Но вот получить навык беглой схематизации на салфетке, и уж тем более в уме -- вот этого курс пока не даёт).