Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Моё стратегирование: пишу "Образование для образованных 2020"

В текущем цикле моего стратегирования за основное рабочее время конкурировали следующие "большие проекты":
— ещё один такт развития "Системного мышления 2019" (больше задач, больше паттернов-примеров типа парикмахерской и ножниц, типовые примеры для софта, доразбираться с цепочками обеспечения, больше разного онлайна, новое видео для онлайн-курса и т.д.). Ибо что хорошо идёт, туда и нужно вкладываться.
— по примеру системного мышления оформление "Системного менеджмента" как кругозорного курса (шаг к прикладным практикам, уровень выше системного мышления): учебник или хотя бы методичка. Отчуждение от меня тех лекционных текстов, которые я произношу на СМС2019. По отзыву одного из выпускников, "это хорошо раскладывает по полочкам то MBA-образование, которое я получил. Вот теперь становится понятно, как всё это в менеджменте работает вместе". По факту, это та же работа, что была проведена с "Системным мышлением" (посадка системного мышления на современное онтологическое основание в явном виде, а тут будет посадка менеджмента на системное мышление в явном виде — и оформление книгой). Без этого нельзя перейти к flip teaching. Это будет сильным подспорьем мне как преподу. Если уж оформлять мной консалтерский опыт, то это оно самое.
— таки написать внятно книжку "Образование для образованных" по материалам моего текущего тренинга. Тоже перестать быть лектором-магнитофоном, как и в "Системном менеджменте". Сейчас там довольно невнятная цепочка ранних текстов, по этим текстам ничего понять невозможно.
— сдвиг с нулевой точки вычислительного мышления (и по сопричастности SysMoLan). Это к системному мышлению наоборот, "сбоку-снизу". Дополнение методологического набора курсов. С этим курсом мы будем более чем уникальны не только в масштабах страны, но и глобуса: методологии ведь нигде вообще не учат нормально. А без вычислительного мышления сиречь информатики сиречь моделирования обучение неполно. В том числе это выход в системную инженерию, программную инженерию, а в части неминуемой работы с концептуальным моделированием данных — в онтологику, да и в AI тоже. Но разные заходы на SysMoLan неоднократно проваливались (на базе ISO15926, на базе теории категорий, попытка с SysArchi, и там было много чего ещё), как известно, что проваливались и заходы на обучение вычислительному мышлению со стороны computer science. Так что это чистый research, без гарантии результата. Вот тут постановка задачи: https://ailev.livejournal.com/1477090.html
— закончить проход в сторону телесного мышления и цеплянуть аудиальное. По факту — это переписывание книги "Визуальное мышление" в сторону полной синестезийности. Все эти gut feeling и focusing, плюс аудиальные практики. Это усилит наши позиции как "школы мышления", хотя по факту вряд ли там скажем новое слово, так что это даже не очень научная работа. Просто эдакий обзор текущего state-of-the-art (с выходом, конечно, в deep learning и прочий коннективизм). Ещё один кирпичик в фундамент, на котором мы строим содержание нашего образования. Я думал, что "Визуальное мышление" (https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/) читать особо никто не будет, но ошибся -- она только куплена по страшной цене 36 рублей более шестисот раз, а уж сколько бесплатно скачана, я и не знаю. Вот и "Синестезийное мышление" тоже будут читать.
— развитие темы open-endedness (https://ailev.livejournal.com/1463013.html) и стратегирования (личного, корпоративного, выход в законы развития технических систем ТРИЗ и т.д.). Это нужно как в предпринимательском кругозоре, так и в курсах личного развития. Эволюционноподобные процессы важны, и с ними нужно разбираться явно основательней, чем сейчас. Мир вокруг нас порождён эволюцией, и игнорировать этот факт нельзя, для понимания мира нам нужно понимать эволюцию, а для действия в мире уж тем более нам нужно эту эволюцию учитывать.
— помощь в оформлении курса по кругозору в социальных танцах (уровень выше системного фитнеса, ближе к прикладным уровням). Там требуется серьёзное методологическое усилие сейчас, и это хороший пример нестандартного приложения системного мышления. Существенно то, что это выход в сферу культуры. Пока там есть проект https://vk.com/buffdance, и им занимаются несколько человек (в сообществе там сейчас 167 зевак, но работают, как всегда, единицы). Со мной, если я увеличу выдачу времени в этот проект с "после работы" на "во время работы" дела там будут идти в разы быстрее, и курс появится очень быстро.
— сдвинуть с места предпринимательский кругозор. У нас там сейчас только стратегирование, и только. А нужно ещё продвижение, corporate governance и так далее. Я уж молчу, что у нас даже нормального курса экономики пока нет.
— ничего большого некоторое время не делать, всё равно не успеваю с текучкой: менторство, помощь в оформлении новых курсов, поддержка комьюнити по текущим курсам, запуск IT-платформы, неминуемое написание всяких "лендингов" и т.д.. Это всё сильно проседало, пока я переписывал учебник и задачник.

В итоге обсуждения в широких и узких кругах, а также совещаний внутри меня победил проект документирования проекта "Образование для образованных": буду писать книгу. Был бы SysMoLan, то сделал бы модель, но всё одно пришлось бы по модели писать текст: модель не всем была бы доступна, а текст могли бы прочесть все.

Книжка будет документировать потребности, требования и архитектуру для систем нашего проекта "Образование для образованных" — по факту, хорошо это не документировано пока нигде. Документировано, но не слишком хорошо и не для всех проектных ролей. Это с одной стороны позволит лучше разным людям в обеспечении (в ШСМ) договориться, а с другой стороны целевым людям позволит осознать свои потребности и требования в части образования. С третьей стороны — это архитектурное описание содержания образования: какая-то базовая картина мира (методологические, когнитивистские, кругозорные дисциплины), нужные для последующей специализации в рамках прикладных курсов в тех или иных сферах деятельности.

Книжка поможет удерживать целое Школы, а частные курсы можно будет как-то соотносить с этим изложением. Это подразумевает немного больше материала, чем я даю в однодневном тренинге, ибо тренинг не мануал для преподов, а мануал для учеников. Но если мы хотим расти и масштабироваться, то нужна хорошая документация для потребностей, требований, архитектуры как продукта, так и проекта. Я ж научный руководитель Школы, так что это и должен быть письменный результат моих усилий -- получается, что писать эту книгу я просто обязан (как обязан писать книгу "Системный менеджмент" в роли препода. Но у роли "научный руководитель" тут козырь оказывается старше).

Можно было бы обойтись "видеокурсом" (при этом по факту видеокурс даже есть: запись одноимённого тренинга), но мой опыт показывает, что у книги КПД в разы лучше, чем у курса: и аудитория на книжку поумней приходит, и материал в книжке получается получше, и цитировать и обсуждать проще, и усвоение материала лучше.

Сейчас этот материал есть в виде:
-- набора разрознённых постов и докладов в цепочках "Подстрочник рассказа о клубе одиноких мозгов сержанта Солта" (http://ailev.livejournal.com/1287293.html), "Фундаментальное образование" (https://ailev.livejournal.com/1427073.html), "Второй бакалавриат" (https://ailev.livejournal.com/1453126.html) и ряде последних моих постов безо всяких цепочек. Материала очень много, но он весьма труден в усвоении: все эти цепочки по факту эдакий гипертекст, это не тексты для последовательного чтения, а исторически образовавшиеся заметки. Мой блог не зря называется "Лабораторный журнал", это оно и есть, заметки по моим исследованиям.
-- однодневного курса "Образование для образованных", который я читаю раз в пару месяцев. Следующий раз читать буду 7 сентября 2019 (http://system-school.ru/uptodate). Изложение в курсе очень компактное по сравнению с цепочками, зато упорядочено и последовательно. В принципе, после каждого чтения курса остаётся видео -- это ровно то, что нужно. Но это я устный, а я письменный совсем другой: немного трудней воспринимаюсь, но в разы более обстоятельный и точный.

Так что содержание всё присутствует, но оно не оформлено -- нет удобной для употребления в мозг формы. Поэтому и буду писать очередную книжку, "Образование для образованных 2020" (год обязательно вставлю в название: версионирование важно! Материал же там будет относительно быстропрокисающий, исследования ж мы не прекращаем). Даже не знаю, сколько времени это займёт, но подобные проекты тянутся-тянутся и тоска от них зелёная, но потом таки книжка выходит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments