Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Школа системного менеджмента, 2019

Школа системного менеджмента (http://system-school.ru/) имеет своей миссией помощь в освоении современного системного мышления. Мы единственные в России, кто даёт современный системный подход на базе международных инженерных и менеджерских стандартов, в универсальном его варианте для предпринимателей, менеджеров, инженеров. В поддержку курса системного мышления мы преподаём онтологику и научное мышление. Мы также преподаём кругозорные дисциплины предпринимательства (например, статерирование), инженерии (системная инженерия), менеджмента (организационные изменения, архитектура предприятия). Мы даже имеем курс системного фитнеса -- как из "офисного тела" сделать функциональное спортивное тело, ибо в не очень бодром теле мышление обычно тоже не очень бодрое и быстро устаёт. Преподаватели нашей Школы ведут активные исследования, а курсы все тесно связаны не только по терминологии, но и по сути: мы много времени тратим на методологическую работу. Школа принимает курсантов и очно в Москве, и дистантно (присутствие на занятиях по интернету). Мы проводим конференции, где наши выпускники делятся своими успехами. Наиболее типичное применение полученных в Школе компетенций -- это проведение выпускниками успешных программ реорганизации, посвящённых освоению новых практик работы большими коллективами.

Школа использует подход "образование для образованных", включающий в себя обучение трём блокам дисциплин: деятельностным (системная инженерия, менеджмент, предпринимательство), методологическим (дисциплины о мышлении: онтологика, системное мышление, научное мышление, вычислительное мышление), когнитивистским (ролевое мастерство, системный фитнес и т.д.). При этом мы понимаем, что деньги нашим выпускникам в конечном итоге платят за прикладные знания и умения, но мы ориентируемся не на чисто прикладные курсы, а на современное фундаментальное образование: учим думать. Наши выпускники быстро осваивают самые разные прикладные дисциплины у многочисленных провайдеров прикладного образования, используя тот мыслительный фундамент, который они получают у нас. Карьера выпускников быстро двигается, ибо знание прикладных дисциплин в сложных коллективных проектах (в том числе проектах реорганизации предприятий) им удаётся применить много удачней, чем это обычно получается у "узких специалистов".

Мы исходим из нептолемеевской модели мышления: мышление не крутится вокруг головы мыслителя, оно не центрируется на одном человеке, оно живёт "промеж людей" -- поэтому мы много внимания уделяем коллективному мышлению в самых разных проектах. Мы учим видеть в людях исполнителей деятельностных/проектных ролей, а не просто людей, а потом учим организовывать коммуникацию между этими проектными ролями в командной работе. И, конечно, мы учим людей ролевому мастерству -- осознавать свои проектные роли и качественно их исполнять. Всё это не на базе мотивационных рассказов и опоры на психологию (в ней до сих пор ищут "душу", психэ), а на базе задействования идей системного мышления, научного мышления, вычислительного мышления (компьютерного моделирования), онтологики, когнитивистики.

Одна из основных концепций Школы -- это представление о спектре формальности мышления. Мудрость не в том, чтобы мыслить абсолютно неформально или абсолютно формально. Мудрость в том, что нужно уметь двигаться по этому спектру формальности: иметь творческие озарения и трансдисциплинарную работу в неформальной части этого спектра, большинство рассуждений проводить со схемами в средней части спектра и проверять свои суждения строгой логикой в формальной части. Мышление вероятностно, чисто формальное и совсем неформальное рассуждения тут просто крайние случаи.

Ещё из важных концепций мы можем указать "открытость" (open-endedness), про эволюция-подобные явления. К таким явлениям можно отнести развитие технологий и рыночную конкуренцию, развитие мышления. Эта концепция учит нас тому, что кроме важности решения проблем нужно учитывать важность постановки проблем. "Достижение цели" тем самым оказывается неправильным способом мыслить о деятельности, а правильный способ -- мыслить о непрерывно открывающихся возможностях и непрерывно меняющемся целеполагании. Нет ничего хуже, чем пытаться достичь недостижимую цель, как бы ни говорили про необходимость проявлять настойчивость в достижении целей самые разные гуру менеджмента и предпринимательства. Поэтому мы стараемся, чтобы в жизни наших выпускников было не достижение каких-то явных конечных (и часто предающих тебя) целей, а постоянно прокручиваемые циклы развития и совершенствования. Не нужно быть религиозными фундаменталистами, меднолобыми фанатиками в достижении чьей-то (а хоть и собственной, а хоть и основателя твоей компании) мечты, нужно постоянно корректировать свою и корпоративную стратегию -- заниматься стратегированием.

Школа растёт в сторону полноценного университетского образования, её курсы ведут преподаватели, имеющие опыт преподавания в лучших университетах страны. Но где вузы выпускают один поток студентов в год, наша Школа успевает выпустить 4, а где вуз тратит полгода на согласование и доработки курса, наши преподаватели тратят пару недель. Главное же -- курсы взаимно опираются друг на друга, используют общие идеи и терминологию. Курсанты, набирающие примерно 12 тренинговых дней в разных курсах, ведут успешные проекты организационных изменений -- именно в таких сложных проектах требуется одновременно удерживать в мышлении предпринимательские, менеджерские и инженерные аспекты проекта. И нашей Школе удаётся такому научить. Школа учит базовым дисциплинам, а не прикладным -- мы реализуем концепцию Т-людей, которые имеют широкий кругозор (перекладину в букве T) и глубокую специализацию (вертикальная черта в букве T). Вот мы даём тот самый кругозор, который позволяет вписать глубокую прикладную специализацию наших выпускников в сложные коллективные проекты с задействованием множества самых разных проектных ролей. Школа даёт трансдисциплинарное знание: её дисциплины находятся не в ряду обычных инженерных, менеджерских, предпринимательских, творческих дисциплин, а как бы "по ту сторону" -- сами эти дисциплины становятся предметом размышления в системном мышлении, научном мышлении, которые осваиваются в Школе.

Задачи, которые мы учим решать наших учеников, совершенно разного масштаба: от умения определить в мире целевую систему, для которой делается проект, до умения реорганизовать предприятие. Мы учим наших выпускников стратегировать (не удовлетворяться "разработкой стратегии", а постоянно обновлять стратегию), учим моделировать и их "железные" системы, и их предприятия и/или вверенные им оргзвенья (подразделения, команды проекта), учим строить собственную образовательную программу, учим организовывать современное "лидерство без лидера". Главное, это мы учим их думать -- и не просто думать самим, а организовывать коллективное мышление в своих проектах.

Работаем мы с 2015 года, когда Анатолий Левенчук и Церен Церенов решили, что нет таких курсов, которые могут научить системному мышлению и системному менеджменту -- и решили сделать свою Школу, которая будет учить этим дисциплинам и очно, и дистантно (участие в наших тренингах возможно и через интернет, мы учим не только россиян). Школа провела уже более двух тысяч часов тренингов, выдала более полутысячи сертификатов об окончании её курсов. Постепенно росло число преподавателей и предлагалась более широкая линейка курсов "второго бакалавриата" -- второе высшее образование это обычно магистерское, прикладное, а у нас более общее и важное образование в области постановки качественного мышления и общего деятельностного кругозора. Шанса закончить современный 2019 года (а не двадцатилетней давности) бакалавриат у давно уже работающих людей сегодня нет, но мы даём как раз такой шанс -- если они не хотят делать это "для бумажки", а именно хотят учиться.

Школа ориентируется не на корпоративный сектор образовательного рынка, а на обучение отдельных курсантов, желающих поднять свой "калибр личности" в части разбирательства со сложными проектами. Типичный наш курсант -- это инженер, выросший до менеджерской или предпринимательской позиции, и решивший, что ему нужны какие-то базовые знания в менеджменте. Эти люди умеют учиться, и мы их учим системному мышлению, системному менеджменту, системной инженерии, стратегированию и даже системному фитнесу так, как обычно учат математике и физике: решение задач для понимания материала, выполнение рабочих проектов для возможности применять материал в жизни, а не только для учебных задач. О результатах обучения мы судим не по экзаменам (хотя у нас и есть защиты курсовых проектов), а по тем рабочим проектам, которые делаются с использованием материала наших курсов уже после их окончания.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment