Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Ознакомительный курс системного мышления на Острове 10-22

Завтра начинается мой ознакомительный курс "Системное мышление 2019" для лидеров региональных вузов на Острове 10-22 (https://ostrov.2035.university/). Вот его слайды (это примерно на 12 академических часов, ознакомительный вариант): https://yadi.sk/i/pt05HZ40mXAx6A. Ещё курсанты получат учебник, и мы планируем дать им онлайн-доступ к задачам с проверкой.

Всем знаком системный подход, но обычно не на бОльшем уровне деталей, чем знание классического определения системы и благопожелания «нужно думать о всей системе в целом». Но как именно «думать о системе в целом»? Как именно думать о частях системы, чтобы не потерять этого целого? В курсе, общем для инженеров, менеджеров, предпринимателей и людей творческих профессий, будет рассказано об элементарных составляющих системного мышления: системных уровнях, проектных ролях и их интересах, видах систем, жизненном цикле, системной схеме проекта. Элементы системного мышления – как клавиши на рояле, нажать которые доступно даже маленькому ребёнку. Да что там! Даже обезьяна сможет это сделать более-менее осмысленно! Трудности же в освоении системного мышления такие же, как при игре на рояле: чтобы бегло играть одновременно всеми клавишами двумя руками десятью пальцами (и ещё время от времени нажимать ногой на педали) нужно затратить некоторые усилия. Но зато системное мышление позволяет много легче укладывать все детали какого-нибудь рабочего проекта в голове -- не упуская из виду его деталей. И это в силу универсальности системного мышления делается похожим образом для проектов космических, организационных и даже танцевальных.

Программа курса по дням:

1. Система в глазах проектных ролей
Наш вариант системного подхода взят из международных стандартов системной инженерии и менеджмента, поэтому мы заботимся о связи с реальностью -- наши системы определяются как существующие в физическом мире. Мы отличаем системы от их описаний и от их документации. Но ещё нужны люди, которые выделят из физического мира тот объект, который они назовут "системой" в своём проекте. Для этих людей используем театральную метафору: эти люди действуют как проектные роли, со своими ролевыми интересами, предпочтениями и намерениями.

Диаграмма, показывающая отношения между проектными ролями, интересами, предпочтениями и намерениями:
roles_concerns
2. Система и её окружение: системные уровни
Для системного мыслителя весь физический мир состоит из систем, но эти системы не навалены в беспорядке. Они все разбиты по отношению "часть-целое" на системные уровни -- самый верхний уровень это вся вселенная, а самый нижний -- суперструны, из которых состоят элементарные частицы. По факту, всё системное мышление организовано в узком диапазоне где-то на средних уровнях: если мы думаем о столе как целевой системе, то ножка стола и столешница будут его подсистемами, а кресла и торшер будут в ближнем системном окружении в интерьере как надсистеме. Ролевые интересы полностью меняются при переходе между системными уровнями (метасистемный переход), поэтому обсуждать ножки стола в столе мы будем с одними людьми, стол в интерьере с другими людьми, интерьер в доме -- с третьими. Главное тут -- найти свою целевую систему среди находящихся в её окружении чужих систем.

3. Целевая система: потребности, требования, архитектура
Потребности мы будем понимать как описание надсистемы, успешно работающей с нашей целевой в её составе. Требования -- описание нашей целевой системы как "чёрного ящика", т.е. с игнорированием её подсистем. А вот архитектура -- это главные решения по тому, как устроена целевая система, то есть описание её подсистем и того, как они взаимодействуют. Проверка -- это когда "что задумали, то и сделали", проверяются требования. Приёмка -- это когда "надсистема удовлетворяет потребностям, имея внутри целевую систему". Платят за систему, которая прошла не только проверку, но и приёмку. А ещё для продумывания потребностей, требований и архитектуры нужно различать функциональную, конструктивную и пространственную структуру системы.

4. Обеспечение не жизненного и не цикла
Системный подход поначалу развивался в биологии, где бабочка несла яйца, которые потом последовательно сами становились гусеницами, потом куколками, потом замыкали цикл -- опять становились бабочками, которые несли яйца. Атомные электростанции, организации и даже роботы с AI сами себя не делают, ибо они не живые (цикл оказывается не жизненным), и они не живородят (цикл оказывается не циклом). Но название "жизненный цикл" таки осталось. Жизнь в неживые системы привносят системы обеспечивающие, в которых есть люди -- команды людей замысливают системы, создают их, эксплуатируют, а затем ликвидируют. При этом они управляют жизненным циклом, и управляют работами в этом жизненном цикле. Сам жизненный цикл при этом сегодня понимается как состоящий из практик инженерии, менеджмента, предпринимательства и многих других. А ещё есть системная схема проекта, которая помогает не забыть о важном, погружаясь в каждую составляющую проекта -- в саму возможность этот проект сделать, в общение с многочисленными внешними проектными ролями, в заботу о воплощении и описании системы, в выполнение всех работ проекта, в знание метода работы, в сотрудничество команды.

5. Онтологика в поддержку системного мышления (это будет читать Прапион Медведева, в моих слайдах этого материала нет)
Само системное мышление не существует само по себе. Оно поддержано другими дисциплинами, и прежде всего онтологикой (онтологией и современной вероятностной "по Байесу" логикой в одном флаконе) и научным мышлением (которое тоже удивительно успело измениться в 21 веке, ведь прошло уже 19% от этого "будущего"!). Как соотносятся мир, мы, наши модели мира, как нам таким разным удаётся договариваться друг с другом? Как именно знание принципов освобождает от знания фактов? Это всё онтологика. Как мы убеждаемся, что наши модели мира адекватны? Как мы понимаем, что из явлений мира причина, а что следствие? Это всё научное мышление, которое сегодня отнюдь не только у учёных, но и инженеров (поиск неисправностей! это ж гипотезы и эксперименты), предпринимателей (гипотезы по поводу рынка, эксперименты по их проверке -- даже популярное у разработчиков A/B тестирование оказывается адаптацией научного мышления к проблемам бизнеса).

Полезные ссылки:
-- Вебсайт Школы: http://system-school.ru/
-- страница Школы в фейсбуке: https://www.facebook.com/system.school.ru/
-- видеоканал Школы в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ
-- блог Анатолия Левенчука: http://ailev.livejounal.com/ (чат обсуждения в телеграме https://t.me/ailev_blog_discussion)
-- курс системного мышления на курсере: http://systemsthinkingcourse.ru/ и чат его поддержки https://t.me/systemsthinking_course
-- Учебник системного мышления: https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/
-- краткое содержание курса онтологики: https://drive.google.com/file/d/1igXg-hvJ1tPXx_xJL5748i2pCxrxaHsU/view
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment