Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

В воскресенье провёл первое занятие уже четырнадцатой группы по системному менеджменту и стратегированию (http://system-school.ru/sms -- 76 часов, это двухсеместровый по объёму курс). Разговор идёт уже в новой терминологии, группа уже получила первую половину нового учебника, вторую половину получит через пару недель. Почти все пришли после прохождения курса на курсере, так что приступили сразу к делу -- ролевые представления. А затем с болью и кровью определяли целевую систему по длинной цепочке айтишных обеспечений. Успели только с одной, и то не закончили, чат у этой группы оказался самый активный, заканчивали сегодня в чате. Но у нас на эти целевые системы будет ещё целый второй день, это ж не первый раз происходит, всё предусмотрено! У нас уже мелькала ERP в предыдущих группах (но только мелькала), а тут она в эпицентре, и в очень хитрых вариантах. Вот они мы, на старте группы:
14th_SMS_12may19

В воскресенье проведу очередной день про "образование для образованных" (http://system-school.ru/uptodate), поэтому сегодня-завтра опять тасую слайды, содержание этого тренинга у меня обновляется чаще всего. Я в этом тренинге даю обзор того, что накопал по теме "второй бакалавриат". Это у меня тренинг-оглавление для всех моих работ, из серии "огласите всё меню" -- рассказывается о подходе к образованию, приводится список нужных дисциплин. По сути, там три отдельных списка дисциплин: методологические дисциплины (онтологика, научное мышление, системное мышление, вычислительное мышление и т.д.), когнитивистские дисциплины (телесное мышление, ролевое мастерство, прокрастинология, и т.д.) и деятельностный кругозор (системные инженерия, менеджмент, предпринимательство и т.д.). Перемешать, и употреблять свеженьким постоянно. Ну, и даётся материал по личному стратегированию.

Трое коллеги из директората INCOSE RUS предсказуемо заинтересовались темой "PLM/ALM для образования" (https://ailev.livejournal.com/1473691.html) и включились в работу. Confluence+Jura с плагинами, Office 365 Education и всякое такое. Будем исследовать. Проект бежит уже полным ходом, но я себя уговариваю заняться им недели через две, когда будет готова книжка, или даже через три, когда будет готова и книжка и переписаны задачи. И вот тогда нужно срочно будет создать курс в формате blended learning, то есть с преподавательской поддержкой, а не просто "онлайн курс". И мы всё это попробуем ручками, вот этими самыми, которыми сейчас цокаем по клавиатуре этот lytdybr.

Очередной методологический курс: "Схематизация на салфетке и в уме", разбирается как текст переводить в схему, а схему разворачивать в текст. Это по факту про функциональную грамотность: как вычитывать концепты из текста, и как набор связанных концептов раскрывать в связном тексте: http://system-school.ru/modelling (пара вечеров 11-12 июня 2019, ведёт Прапион Медведева -- это часть онтологического цикла тренингов). Тренинг самого вводного уровня, работа с пониманием и точными ответами на вопросы.

Вообще, Школа существенно выросла, и у меня личный раздрай: я понимаю, что правильно тратить время на координацию и коммуникацию (то самое "научное руководство"), а не самому что-то разрабатывать, даже если это написание учебников системного мышления или описание глобальных образовательных идей. Но пока приходится совмещать. Опять же: в софте хорошим архитекторам принято немножко писать код самим, чтобы не отрывались от реальности. Ибо когда они занимаются несколько лет только архитектурой, что-то у них в головах неотвратимо меняется, и архитектуры становятся более утопичными. Так что я и руками тоже немножко буду работать, не только "научно руководить".

С нейронными сетями и логикой некоторый прорыв: The Neural Logic Machines (NLM) model combines neural networks with logic programming and has exhibited high performance in various reasoning and decision making tasks -- https://arxiv.org/abs/1904.11694. NLMs achieve perfect generalization in a number of tasks, from relational reasoning tasks on the family tree and general graphs, to decision making tasks including sorting arrays, finding shortest paths, and playing the blocks world. Most of these tasks are hard to accomplish for neural networks or inductive logic programming alone. К чему это я? А к тому что после 1. родов обновлённого курса системного мышления, затем 2. некоторого документирования идей "образования для образованных/второй бакалавриат" (нужно признать, что нечаянно получившийся гипертекст в цепочке текстов про второй бакалавриат читать тяжеловато -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html, там по факту гипертекст получился, а не текст, поэтому последовательно читать это трудно) я обязательно перейду к 3. организации курса "Вычислительное мышление", computer thinking. Не факт, что этот курс буду делать именно я. Но факт, что в курсе будет отнюдь не только императивное программирование, но и differentiable programming, и neuro-symbolic algorithms и много всего такого современного. Ибо computer science поменялась, нужно это признать, понять нынешние её контуры, и учить именно современному состоянию.

В субботу лебедевские чтения, уже пятнадцатый раз, опубликована программа (http://g-l-memorial.ice.ru/939152). У меня там маленькое мемориальное сообщение, как в 1989 году я организовал на ВДНХ в Киеве за деньги МЕНАТЕПа организационно-деятельностную игру "Перспективы и программы развития сферы информатики". Мы там были с Геной Лебедевым, и привезли ещё десяток московских программистов и не только программистов, плюс собрали ещё много разных людей со всего СССР. Основной вывод был в том, что всё это "программирование" не имеет других шансов, как только развиваться в сторону искусственного интеллекта. Что и подтвердилось в 2019 году, через тридцать лет: ACM выдало Тьюринговскую премию Бенжио, Хинтону и ЛеКуну за алгоритмику нейронных сетей. То есть признало, что их достижения -- это достижения computer science, достижения в алгоритмике и обработке данных. Нет отдельной дисциплины AI, есть просто информатика. А доклад А.Кушниренко и М.Райко будет по факту про использование искусственного интеллекта в дошкольной алгоритмике: программы компьютерного зрения, которые распознают робота в реальном мире -- это продолжение работы по линии КуМир-ПиктоМир.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments