Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

SpotMini -- робоплатформа, а не робот. Роботы ещё будут, чуть позже.

Boston Dynamics этим летом начинает массово выпускать SpotMini, четырёхногого якобы робота. Но основная его особенность в том, что нельзя сказать, сколько у него рук, голов, камер, навесного оборудования, какое его назначение. Это "тележка" (только на ногах), которая умеет безопасно перемещаться не только по дорогам, но и по бездорожью, лестницам и т.д.. А голову, руки, дополнительные датчики и мозги к нему должны приделать уже покупатели сами -- и затем пользоваться сами, или перепродать уже конечным покупателем или как сервис (лизинг, форм тут много может быть), или как полноценных служебных спецроботов. Из робота SpotMini хотят сделать что-то типа "телефона Android", где приложения могут быть самые разные -- разве что к телефону редко докупают оборудование, но только софт, а тут должны прикупать и оборудование, и софт -- https://venturebeat.com/2019/04/19/ai-weekly-boston-dynamics-robots-are-terrifying-by-design/

Тем самым SpotMini это не столько робот (невелика польза от "умения ходить"), сколько робоплатформа для роботостроения. Дальше можно пообсуждать, сколько процентов прибыли от продажи специализированного конечного робота осядет в эко-системе SpotMini (да, разработчики прямо говорят про эко-систему --https://www.wired.com/story/boston-dynamics-spotmini-running-man/), а сколько на Boston Dynamics как поставщике платформы -- старинная дискуссия о толстых и тощих протоколах, но на примере хардвера (см. доклад vvagr про тощие и тучные протоколы на конференции ШСМ -- https://www.youtube.com/watch?v=kp2fTeMHweE ). Робот тут -- конечное устройство, а SpotMini платформа, существенная часть робота, но не робот ещё.

С этого лета (плюс год-два на развитие "программно-аппаратных приложений", то есть модификаций) жизнь на планете опять непредсказуемым образом изменится, в продаже появляется новый класс робототехнической платформы. Каким именно непредсказуемым образом? Этого даже разработчики SpotMini не знают: они просто делают прорыв. Напомню: прорыв -- это когда сотни и сотни небольших фирм на Земле получают возможность делать что-то новое ("социальные определения "прорыва" (breakthrough) и "подрыва" (disruption) в науке и инженерии" -- https://ailev.livejournal.com/1460300.html). В данном случае они получают возможность строить спецроботов на базе платформы SpotMini. И они уж придумают, что там можно сделать. Разработчикам первого смартфона в голову не приходило, что звонить по телефону будут мало, а вот чатиться в WhatsApp и Telegram будут много, плюс "сидеть в соцсетях", плюс сам смартфон выбирать по камере, а не "качеству связи и удобству набора номера". Это как раз "экосистема смартфона". Что будет со SpotMini через несколько лет -- можно только гадать. Собака, которая чуток поумней собаки, посильней собаки. Поводырь? Инспектор? Сторож? Ездовая собака? Не счесть применений. Ждём пару-тройку новых видео в месяц, и уже не только от Boston Dynamics, но и от её клиентов-ORM (original robot makers, по образцу OEM -- original electronic makers).

SpotMini танцующая цирковая собака -- https://www.youtube.com/watch?v=kHBcVlqpvZ8
SpotMini инспектор на стройке -- https://www.youtube.com/watch?v=wND9goxDVrY
SpotMini ездовая собака -- https://www.youtube.com/watch?v=OnWolLQSZic

Это всё, конечно, вилами по воде писано. Например, можно пообсуждать простейшее курьерское использование таких робопсов -- может ли он принести пиццу. На эту роль претендуют сегодня:
-- курьеры на электросамокатах, но сами курьеры дорогие
-- специальные курьерские тележки (они маленькие, там ведь человек не нужен, поэтому это такие ящики на колёсах)
-- вот эти самые SpotMini с каким-нибудь запирающимся ящиком на корпусе.

Простого решения нет: вопросы безопасности, вопросы стоимости, вопросы просто передвижения по барьерному городу (тележки не спрыгнут с бордюрчика, и не запрыгнут на него, а курьеры на электросамокатах и SpotMini-курьеры и спрыгнут, и запрыгнут), энерговооружение всей этой техники, падение цен на весь этот искусственный интеллект тут значат многое. И всегда есть "микромультимодальная перевозка": до какого-то места везёт даже не спецтележка, а полный грузовик (много ведь посылок везёт, так что не жалко использовать большой транспорт), а там "последние 50 метров" будет скакать по лестницам и бордюрам SpotMini-курьер. Так что новый технический вид "собачья/ослиная/лошадиная/слоновья робоплатформа" в этой техноэволюции ещё должен будет побороться за своё место под солнцем. Но шанс победить у него есть, и немаленький.

И да, можно отчасти считать, что это просто автомобилестроение. Самобеглость (авто и мобиль, самобеглые коляски помните?) налицо. Автомобиль на ножках (буквально бегает!), и без водителя. Маленький, с возможностью на его платформе соорудить какой-то спецавтомобиль.

Автомобилестроение -- это ж сегодня лидер в системной инженерии ("Что на свете всех сложнее? Автомобили вырываются вперёд" -- https://ailev.livejournal.com/1398456.html), вот это как раз оно. Всё то же самое, только с ножками и (возможно! если клиент захочет!) ручками.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215234965361493
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments