Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Как перепрыгнуть из семейной среды в деловую: первый бакалавриат

Школа и вуз не готовят к жизни. Они готовят чёрт знает к чему. Знание физики, математики, географии и баскетбола (ох! именно баскетбола изо всего спорта!) никак не поможет молодому человеку:

1. иметь более-менее связную картину мира, чтобы она не была составлена из далёких друг от друга и от окружающей жизни отдельных кучек никогда не пригождающихся знаний физики, математики, географии и баскетбола, а была хоть как-то организована для принятия решений. Даже если туда добавить знание, как собирать-разбирать автомат Калашникова (да, и моему сыну это объяснили уже в школе, как же без этого фундаментального умения для любого подростка!), это не поможет связать между собой разные знания разных дисциплин, овладеть новой компетенцией (это враньё, что знание физики помогает быть умным в других предметных областях -- эксперименты этого не подтверждают. Знание физики позволяет только лучше знать физику, но не позволяет лучше рассуждать). Умение рассуждать про выдуманных персонажей на уроках литературы вовсе не означает, что это умение распространяется на рассуждения, где персонажи не литературные, а настоящие: окружающие выпускника люди.

2. понять, как же устроена жизнь: как законтрактоваться, как выполнять рабочие обязательства, что вправе требовать от работодателя, чего не вправе требовать, что такое хорошо и что такое плохо в плане рабочей этики, как вливаться в рабочий коллектив и когда на него нужно плюнуть слюной (ибо тщательно выученные лидерству и его приёмам менеджеры обязательно тобой проманипулируют так, что ты этого и не заметишь, из самых искренних побуждений -- и ты будешь всем должен, сам не понимая, как так получилось. Или наоборот, будешь считать, что никому ничего не должен -- и удивляться, что тебя считают сволочью, которой ты и впрямь являешься). Остаётся взрослым детям жить с родителями, а журналистам писать про инфантилизацию общества, где люди не хотят рисковать, брать на себя ответственность. И да, скоро и двадцатилетних детей нельзя будет отпускать из дома без родителей, это сегодня только двенадцатилетних так не выпускают -- они ж не понимают, что такое риск, не могут его оценить, не могут совладать со своими эмоциями, и вообще никак не готовы к самостоятельной жизни.

3. иметь кругозор, который не даётся ни в одном из общеобразовательных предметов, т.е. школа и вузы не дают возможности со своей какой-то узкой компетенцией воткнуться в чужой проект, где придётся общаться с инженерами, менеджерами, предпринимателями, да ещё и каждая из этих ролей расщеплена даже в маленьком проекте на нескольких человек. Договориться со всеми ними как в семье не получится: это не семья, и интересы в рабочей группе проекта (и тем более в большом предприятии) не семейные, а вполне производственные. И говорить с людьми нужно как с находящимися в этих рабочих ролях, и самому держать свою роль, не быть "безролевым", то есть скользким типом, который не-пойми-чем-занимается в проекте (всём -- это ведь ничем! Гениев, которые способны заниматься всем, и обо всём имеют знания -- их ведь нет!). А чтобы говорить с этими людьми-ролями, нужно знать, какие интересы этих людей-ролей, и какие они слова произносят и слушают, отвечающие на вопросы по их интересам. Нужно иметь хоть какой-то кругозор по типовым специализациям, чтобы понимать окружающих. Но инженеры, менеджеры, предприниматели ни слова не скажут, и интересы их лежат далеко от школьных предметов, и даже от вузовских предметов! Школьные предметы тут ни о чём, а вузовские дадут только специализацию -- какой-то набор компетенций, который нужно потом будет сделать полезным в коллективной работе. Не знаешь о коллективной работе? Тогда ты "специалист-идиот", с тобой никто не будет работать, даже если ты спец именно по той дисциплине, которую выучил в вузе. И подожди немного, эта дисциплина устареет, и ты уже "неспециалист-идиот". И учебные проекты тут тоже не помогут, поскольку в них вот этот кругозор в явном виде не учится, а просто тебя втыкают в какую-нибудь команду -- и ты там барахтаешься сам как-нибудь, а педагоги надеятся, что твоя нейронная сетка как-то ухватит этот кругозор и перенесёт его на другие проекты. Но увы, барахтаться в плане получения кругозора придётся десяток лет, а то и два десятка, что абсолютно расточительно -- и да, за такое большое время кругозор устаревает!

То есть школа и вуз не дают возможности поднять свой социальный статус, социальные возможности -- даже если тебя снабдят какими-то компетенциями, ты не сможешь поддержать производственный разговор, ты будешь семьянином-на-производстве. Но там нет любящих папы и мамы, и тебе поэтому всегда будет неуютно. А если ты сам станешь для других людей папой-мамой на производстве, то толку от этого будет мало -- фирмы зарабатывают не на том, что там все друг друга любят и изображают семью. А что у тебя несемейного, и что ты узнал о жизни команды в школе, кроме вездесущего баскетбола?! Зато ты можешь рассказать духовный путь Наташи Ростовой (вот, мой сын должен продемонстрировать знание этого пути на этой неделе, он же десятиклассник!).

Как с этим справляться? Если мы хотим кому-то с этой проблемой перепрыгивания из школьно-вузовски-семейной среды в производственную помочь, то нам нужно:
-- прежде всего понять, чему нужно учиться. Глядючи на современную жизнь (хотя, конечно, лучше на жизнь в ближайшем будущем, но уж какая есть в наличии), а не на представления о жизни, которые есть у современных организаторов образования. Организаторов образования к этому не подпускать, их песни и мысли все выучены наизусть вместе с каноном школьных программ, и эти каноны изготавливались не ими, и даже уже не их бабушками, а прадедушками.
-- разработать курсы "второго бакалавриата" (да, лучше бы для школы -- но первый шаг там будет не "упрощение для доступности даже школьникам", а просто формулирование современного содержания дисциплин, и результат явно будет не для школьников, а только для студентов. А дальше -- быстро адаптировать для школы). Мой пример с "Системным мышлением" -- как раз результат такого действия по разработке курсов, я собрал содержание, и начинаю его потихоньку упрощать и адаптировать -- https://ailev.livejournal.com/1470152.html, и это только часть работы. Больше про мои исследовательские планы вот тут: https://ailev.livejournal.com/1470361.html
-- конкурировать за мозги сначала выросшего, а потом и подрастающего поколения, осознавая что это неравная битва с интеллектуальными мертвецами из далёкого прошлого, борьба против культа предков в его современном воплощении. Это мы только-только начинаем делать.

Это всё я и называю "второй бакалавриат": немифологическое, неантикварное мировоззрение, умение рассуждать логически (то есть вероятностно!) в условиях коллективной работы, деятельностный кругозор. Этот второй бакалавриат нужен для выживания специалиста, когда он уходит от мамы-папы и начинает жить собственной жизнью. Это и есть общее образование (для меня оно даже не "высшее", никакого в этом пафоса, пролетариат уже ведь не нужен, все должны уметь думать), нужное для самых разных специалистов, имеющих самые разные специальные компетенции. Цепочка текстов "второй бакалавриат", куда вошёл и этот текст -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html

А зачем этот пост, я же всё это говорил уже? А затем, что "второй бакалавриат" вполне мог бы быть и первым.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215220468759087
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment