Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Итоги года: что прихвачено в ушедшем 2018 году

Прошлые итоги 2017 -- https://ailev.livejournal.com/1397407.html. В этом году тоже не буду писать подробно, дам только несколько основных направлений.

1. Я уже препод, а не консалтер.
По факту в 2018 я окончательно переквалифицировался в методолога+препода из консалтера. Тем самым закончился один этап жизни и начался другой. Вместо поддержки сотен людей у моих крупных клиентов я занимаюсь поддержкой сотен очных выпускников и тысяч дистантных (учитывая книги и курсеру) -- это требует не меньше времени, хотя для клиента я это делал обычно за плату, а тут это по большей части "общественная работа". Но какая-то монетизация всё-таки происходит, преподавательский труд тоже не бесплатен.

То, что я стал преподом не означает, что я не разбираюсь с чужими проектами и оторвался от жизни. Разбираюсь, но не в круглосуточном режиме, а в ходе менторства в ШСМ и университетских занятий в МФТИ, а также разных "стратегических сессий", которых осталось не так уж много. И проекты моих менти вполне себе на острие прогресса, не без робототехники и искусственного интеллекта.

Куда уходит высвободившееся от "работы в клиента" время? В методологию, в том числе научное руководство ШСМ (ибо кроме студентов и курсантов я ещё и с другими преподавателями работаю) и собственные исследования. Результаты исследований я оформляю постами в "Лабораторном журнале" (этих текстов, похоже, стало чуток побольше), книгами и курсами -- иногда даже не своими курсами.

Организационная работа у меня осталась, но это другого сорта организационая работа, нежели клиентская или организация работы консалтинговой компании. Я научный руководитель Школы системного менеджмента (http://system-school.ru/), и отвечаю за тамошнюю программу. И на это уходит уйма времени: регулярно обнаруживал себя в пяти чатах, связанных с методологической и преподавательской работой. Итоги этой работы в ШСМ в 2018 году см. в https://ailev.livejournal.com/1461063.html -- есть чем похвастаться. Многое там сделано совсем не моими руками и мозгами, но без меня бы этого всего не случилось. Чтобы случилось на уровне state-of-the-art, и чтобы всё содержательно было согласовано между собой -- это и была моя задача.

2. Системное мышление.
Основное в 2018 году -- это отчуждение материала по системному мышлению, оно "пошло в массы". Основные мои усилия были тут не столько в рекламную кампанию, сколько в содержательную поддержку курса системного мышления.

В двух издательствах вышел учебник "Системное мышление" на 396 страниц (Екатеринбургское Ridero -- https://ridero.ru/books/sistemnoe_myshlenie/ и Баловство -- https://balovstvo.me/sys-thinking). Только в Ridero продано было на конец горда 1865 электронных и бумажных экземпляров, и ещё пара сотен бумажных книг по линии Баловства. Таким образом, суммарный тираж только проданных книг -- более двух тысяч. А ведь этот учебник был ещё бесплатно доступен в электронной форме в курсере и для моих студентов -- можно оценить это ещё в минимум тысячу-другую экземпляров.

В этом году также вышел курс на Coursera и серверах eNano -- http://systemsthinkingcourse.ru/. Там есть видеоверсия курса, учебник и интерактивный задачник с ответами (в задачнике текста примерно на 200 страниц книжного формата, около 200 задач).

С момента начала курса только на Coursera сертификат получили 188 человек (это те, кто выбрал проверку задач и сумел их решить), прошли первую половину курса с проверкой задач 245 человек, заплатило за проверку задач 416 человек, а хоть какой-то материал там просмотрели аж 4402 человека (ибо "бесплатно, халява"). Дополнительно по программе этого курса прошли обучение 4 студенческие группы МФТИ с двух кафедр (Роснано и РВК), две группы Университета.НТИ-2035 и ещё множество других студенческих групп, о которых я не знаю -- но до меня доходили слухи о том, что преподаватели из разных вузов посылают туда учиться своих студентов. Увы, без проверки решения задач это всё некоторая профанация обучения, но все эти тысячи людей хотя бы узнали о том, что системный подход не сводится к фразе кэпа "всё со всем связано, а система больше чем сумма её систем -- поэтому думать нужно больше".

Огромное время у меня ушло на поддержку чата курса в телеграм, там сейчас 859 человек (и это число стабилизировалось где-то месяц назад: трафик там оказался довольно большой, и часть выпускников уходит, а часть новеньких приходит): https://t.me/systemsthinking_course.

И ещё у меня вышло много постов, где я разъяснял плохо понимаемые места из курса. Так что по факту развитие материала после запуска онлайн-курсов и выхода учебника не останавливалось в 2018.

К концу года удалось таки реализовать давнюю мечту: практически во всех студенческих группах и группах Школы системного менеджмента у меня в части системного мышления реализован концепт flip teaching -- все читают учебник и решают задачи сами дома, а в классе идут беседы по поводу уже прочитанного материала: другие варианты изложения и уточнения, дополнительные байки с примерами (в учебнике и видеокурсе примеров практически нет), разбор рабочих проектов студентов и курсантов.

3. Методология: фундаментальное образование и второй бакалавриат.
В этом году я потратил огромное количество времени на идею апгрейда образования менеджеров, инженеров, предпринимателей и всех-всех-всех. Итогом явилось формулирование концепции "второго бакалавриата" (как альтернативы "второго высшего", т.е. "второй магистратуры", "второй специализации). Было выделено три группы дисциплин: фундаментальные методологические дисциплины (онтологика, системное мышление, вычислительное мышление и т.п. -- и был запущен курс онтологики), фундаментальные когнитивистские дисциплины (как управляться со своим личным мозгом и телом -- и был запущен курс системного финтнеса и сформулировано понятие стейкхолдерского мастерства -- ещё в феврале 2018, https://ailev.livejournal.com/1409122.html, и в апреле системной осознанности -- https://ailev.livejournal.com/1417932.html) и кругозорные трансдисциплины системной инженерии (https://ailev.livejournal.com/1453619.html), системного менеджмента (по факту это дни 3-5 моего шестидневного курса "Системный менеджмент и стратегирование v2") и системного предпринимательства (шестой день моего курса СМС2 -- "Стратегирование", а также мы начали говорить про маркетинг и продажи, хотя этот разговор в текущем году ничем не окончился). А ещё начаты размышления по разрыву уровня фундаментального образования в части телесного мышления и кругозора практик телесной инженерии (их оказывается тоже не слишком много, как и дисциплин инженерии, менеджмента, предпринимательства -- перформанс как манифестация тела в мире, танцы сольные и парные, спорт, восточные единоборства и практики типа капоэйры, секс -- помним кама-сутру, вокал -- это же работа мышцами горла и грудной клетки, игра на музыкальных инструментах как мышечная работа рук, работа с какими-то другими управляемыми человеком инструментами -- автомобилем, стилом скульптора, мышкой компьютера, и т.д.., я ровно этим вопросом занимаюсь последний месяц, но материалов не так много).

Сюда же к методологической работе можно отнести и летнее разбирательство с онтиками системных описаний (https://ailev.livejournal.com/1429330.html) и онтологизации (https://ailev.livejournal.com/1427265.html) - нужно было согласовывать содержание курсов системного мышления, системной инженерии, онтологики,

Все эти исследования дали две цепочки текстов, где отражено ещё много и других идей (например, EduOps, Просвещение-2020): фундаментальное образование -- https://ailev.livejournal.com/1427073.html, второй бакалавриат -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html. И ещё этот материал был оформлен как однодневный курс "Дисциплины для апргрейда образования инженера, менеджера, предпринимателя" (http://system-school.ru/uptodate), прошло уже три потока этого курса -- я там последовательно рассказываю этот набор идей.

Самая крутая мысль, которая ко мне пришла в 2018 -- это выделение всех этих трансдисциплин как отдельный системный кругозор (https://ailev.livejournal.com/1453619.html). Это позволило дать чёткий ответ, чему же это мы учим на таких курсах, как мой "Системный менеджмент и стратегирование" (это ж не прикладные курсы, и не фундаментальное образование!), и зачем этому нужно учить. У тех, у кого какой-то кругозор есть, он становится системным (часто говорят, "все мои знания разложились по полочкам"), а у кого не было кругозора -- появляется хоть какое-то о нём понятие. Кругозор -- это знание о том, как взаимосвязаны самые разные сферы человеческой деятельности. Кругозору сейчас не учат ни в школе, ни в вузе. Его получают, "просто живя и работая". Идея в том, что кругозор нужно давать в ходе обучения точно так же, как и любые другие предметы (кругозор оказывается набором весьма ограниченного числа основных дисциплин) -- это очень нетривиальная идея, у неё много противников. Мне удалось выразить идею обучения кругозору как модификацию давно известной концепции получения T-людей, "глубоких прикладников, но с широким кругозором" (https://ailev.livejournal.com/1459798.html), это должно облегчить понимание важности этого понятия.

4. Мышление, онтологические штудии и искусственный интеллект.
Проектом года в области размышлений о природе мышления (с учётом того, что на эту тему становится известно в ходе исследований по искусственному интеллекту) для меня стал выпуск в Ridero книжки "Визуальное мышление" (https://ailev.livejournal.com/1437344.html). Эта книга на 170 страниц была выпущена на основе моего доклада в лаборатории визуального мышления (это сильно расширенный конспект доклада), говорила о том, что визуальным мышлением нельзя обольщаться (а не восхищаться им и возлагать на него большие надежды, как сейчас принято думать в широких фасилитаторских кругах). Книга стала бесплатно доступна как дополнительный материал к первой неделе курса системного мышления, но на удивление её и купили в количестве 380 экземпляров (цена электронной копии всего 40 рублей -- https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/). За всё это время (почти полгода с момента издания книжки) я не получил никаких отзывов, но работа была выполнена -- и мне теперь удобно давать ссылки на это изложение материала.

Кроме этого я весь год отслеживал тему искусственного интеллекта (и сделал на эту тему много-много обзорных постов, но никаких особенно выдающихся работ), и особенно -- тему связи коннективистских и символьных представлений. А ещё я время от времени возвращался к теме онтологии и моделирования данных. Самый крупный проект, который тут был выполнен -- это сбор и дополнение цепочки текстов по языку системного моделирования SysMoLan (https://ailev.livejournal.com/1443879.html) после того, как стало окончательно понятно, что ничего не получится по линии использования языка ArchiMate даже с каким-то соглашением о системном моделировании на этом языке (я координировал разработку этого соглашения в рамках проекта Русского отделения INCOSE и деятельности ШСМ -- https://ailev.livejournal.com/1444887.html).

А ещё к этим же моим онтологическим штудиям можно отнести разбирательство с причинным выводом и контфактуальностью -- главным образом на базе книжки The Book of Why (пост "ложь, наглая ложь, и причинный вывод" -- https://ailev.livejournal.com/1435703.html).

И ещё важным оказалось разбирательство с глубоким стеком абстрактности мышления -- https://ailev.livejournal.com/1442975.html

5. Телесное мышление и танцевальное мышление
Довольно много внимания было уделено развитию темы системного фитнеса/телесного мышления/телесной инженерии. Появился четырехдневный курс, который ведёт А.Климат, и уже прошло три его потока (http://system-school.ru/move), шли регулярные занятия сначала в AfroFusion, затем после летнего перерыва я помог перетащить их в Spicy Salsa. Написано было довольно много текста, который лёг в цепочку "Системный фитнес" -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html

Я занимался и собственной телесной подготовкой: регулярными занятиями системного фитнеса у Антона Климата, кизомбой (весь год у Алёны Фортуновой в Spicy Salsa, в начале года у Сергея Худоногова и Виктории Майоровой, у Ильи Субачёва и Ирины Петякшевой, а осенью начал заниматься в Karma Dance у Артёма Левина и Александры Сирото). И раз в неделю летом я ходил на час заниматься сальсой касино к Марине и Яселю в Spicy Salsa -- но это как-то не задалось и к концу года все навыки уже забылись. А ещё я активно посещал кизомба-вечеринки, иногда ходил на интенсивы и мастер-классы, и даже поучаствовал в четырёх больших фестивалях кизомбы -- один даже с выездом в Ростов-на-Дону. Кое-что я раскрывал в текстах про кизомбу, которые вошли в отдельную цепочку внутри цепочки "Системный фитнес".

В ноябре-декабре я предпринял некоторые исследования по мультидансингу (посетил пару танго-семинаров, парочку милонг нуэво, сходил на хастл-дискотеку), чтобы точней поставить задачу по открытию лаборатории телесного мышления в ШСМ -- но письменные материалы остались раскиданы по частным чатам и репликами в отдельных тредах в социальных сетях. Я пока не решил, как оформлять эти материалы. К тому же эта тема "телесного мышления" оказалась тесно связанной с темой когнитивного списка дисциплин фундаментального образования -- мышление амодально, манифестируется в рамках синестезии, а уж потом мы можем отдельно рассматривать визуальное мышление (у меня о нём книжка!), аудиальное (разговор с собой), телесное мышление. Один из вариантов -- это написать книгу "Телесное мышление", продолжая разговор о мышлении, начатый в "Визуальном мышлении". Там три возможных выхода:
-- системная осознанность, работа с вниманием и памятью, но в кинестетической модальности. И выход на трансдисциплину телесной инженерии (практики, как в паре системное мышление/системная инженерия). Это подробно прописано в текстах цепочки "Системный фитнес" и на телесный кругозор -- краткое описание трансдисциплин телесной инженерии: перформанс как манифестация тела в мире, танцы сольные и парные, спорт, восточные единоборства и практики типа капоэйры, секс -- помним кама-сутру, вокал -- это же работа мышцами горла и грудной клетки, игра на музыкальных инструментах как мышечная работа рук, работа с какими-то другими управляемыми человеком инструментами -- автомобилем, стилом скульптора, мышкой компьютера, и т.д..
-- выход в сферу культуры (например, раскапывая обеспечивающие системы для телесной инженерии -- в социальных танцах обращая внимание на социальность танцев, т.е. работая с обеспечивающей системой для всех этих телесных практик.
-- выход на творческое мышление по линии, начатой в "Визуальном мышлении", решение проблем внимания, памяти, контроля эмоций в части кинестетики, а также выражение новых идей по методам фокусирования (thinking at the edge). Это прямой ход на курсы актёрского/стейкхолдерского мастерства и системной осознанности, но ход этот получается по линии телесных практик работы с вниманием, а не традиционных в этой сфере практик визуальных.

Всё это относительно свежие идеи, с которыми я и вхожу в 2019. Похоже, что это направление чуть больше, чем может бытовать в рамках одной лаборатории "Телесного мышления", которую я хотел бы запустить с А.Климатом в ШСМ с конца января, и нужно будет делать что-то ещё. И это направление хорошо соответствует текущим результатам стратегирования ШСМ: в 2019 в фокусе нашего внимания будет человек, который занимается созданием успешных систем. У этого человека есть некоторая телесность, он явно не бесплотный, и с этой телесностью нужно работать -- она ощущается человеком "изнутри себя", и поэтому методы работы получаются весьма специфичными.

6. Вьюнош.
Вьюнош растёт, ходит в десятый класс бородатым и носит обувь 43 размера. Он сдал ОГЭ и переводные экзамены (при этом сломал себе руку во дворе школы, торопясь на экзамен), побывал летом в лагере по робототехнике, выиграв профильную олимпиаду. Осенью, как водится, выиграл лицейские олимпиады по физике, математике и информатике. Прошёл летом курс статистики и теорвера в академии Хана на английском, и на этом его дополнительное к школе образование на всё первое учебное полугодие закончилось, остались только курсы олимпиадной школы МФТИ по физике и работа с отсылками решений задач ЗФТШ МФТИ. Во второй половине года ему светит освоение матанализа и линейной алгебры в объеме первого курса инженерного вуза (по Зельдовичу, а не по Демидовичу). Начнёт он этим заниматься прямо в зимние каникулы: в рассылке ЗФТШ появляется понятие предела, и вот это понятие ему жена даст не на уровне ЗФТШ, а на уровне учебника Зельдовича. А там поглядим, чем дело закончится.

Он очень чётко сказал, чем он хочет заняться: "хочу делать роботов". И я даже посвятил планированию его образования некоторое время и написал несколько постов -- последний из них содержит некоторый учебный план, которого мы собираемся придерживаться: https://ailev.livejournal.com/1434868.html. Но увы, каких-то содержательных интересов при этом вьюнош не выражает. Готов учить, что дают, но сам ни к каким темам не тянется. Всё свободное время готов тратить только на просмотр аниме, а подсовываемые ему книжки, ролики, возможные кружки и факультативы он игнорирует. Музыка, танцы, спорт -- всё неинтересно. Так что "домом пионеров" продолжает быть школа "Потенциал", куда он бегает на курс экспериментальной и теоретической физики. И ещё факультативный курс станков с ЧПУ в лицее. Работы руками немного, но она есть.

А ещё я регулярно писал тексты про безумность современного школьного образования. Только эти тексты ни на что не влияли, просто выпускал пар.

Текущий план обеспечения его будущего по итогам года выглядит таким: он поступает в какой-нибудь ненапряжный институт (тот же СТАНКИН), чтобы получить отсрочку от армии. Для этого заканчивает школу без административных проблем, но не более (тут приходится иногда бороться с женой, ибо у неё "без административных проблем" это на пятёрку по всем предметам, "чтобы было", а у меня -- тройки по всем предметам более чем достаточно). Но главная цель -- в сэкономленное от излишнего обучения в школе время тратить на реальное обучение по плану из предыдущей ссылки, и как только будет достигнута минимальная квалификация для хоть какой-то работы, немедленное устройство на работу.

Он сам жарит себе мясо, очень разборчив в еде, и различает такие оттенки вкуса, какие нам с женой недоступны. В игры практически не играет, но поглощает мультфильмы (с упором на аниме) в количестве, не различая, на английском они, или на русском. Что он в этих мультфильмах понимает, и какую гадость он там смотрит -- неведомо. В школе у него появилась какая-то социальная жизнь, но её содержание тоже неведомо. 16 лет, гормоны играют, крышу разносит в разные стороны, и это просто нужно перетерпеть. Будет это годов до 25, так что запасаемся терпением.

7. Просто жизнь
Провели в мае четырнадцатые Лебедевские чтения, я прочёл ещё один доклад про предпринимательский кейс NVIDIA, "часть вторая" -- http://g-l-memorial.ice.ru/742839. В апреле провёл три дня в Бекасово на тусовке Русского отделения INCOSE. И ещё в марте я побывал на NVIDIA GTC'18 в Кремниевой долине, очень был интересный опыт -- текст "NVIDIA как поставщик вычислительной инфраструктуры" (https://ailev.livejournal.com/1416697.html) только частично его отражает.

А ещё было огромное число публичных выступлений, многие из них попали на видео и живут теперь своей загробной жизнью. Тренинговые и семинарские дни даже не считаю, их просто не счесть. Вот я выступаю на SECR'18 (именно это фото я выставил как cover foto в фейсбуке):
secr18_facebook

Гаджет года -- прикупленный в марте монитор LG 43UD79 с разрешением 4K. Как я жил без него раньше?! Почему не торопился его купить? Второе место -- приложение Google Pay, ибо в ноябре наконец-таки купил себе телефон с NFC (Honor 8x, но о самом телефоне мне сказать больше нечего). Тоже не понимаю, почему не сделал этого раньше.

Самокатный сезон я прекратил буквально перед новым годом, когда выпал уж совсем толстый слой снега. Мой полуспортивный самокат продолжает мне служить, не развалился! А вот городской самокат вьюноша таки развалился, причём если раньше у всех самокатов у него отваливалась рулевая колонка, то у последнего экземпляра лопнула платформа (ага, прямо вместе с парой рёбер жёсткости. Не спрашивайте, как это получилось).

Еда года -- самодельный кефир (двухлитровая бутыль молока, туда вливается закваска -- и через 16 часов в бутылке восхитительный нежный кефир ресторанного качества). Второе место -- пельмени, приготовленные в микроволновке (им приз не столько за вкус, хотя и он неплох, сколько за скорость приготовления). Третье место -- осетинский пирог с сыром (он успешно начал конкурировать с традиционной масленицей, ибо блинчики со всем подряд в доме не переводятся круглый год, с ноября 2016).

Я продолжаю соблюдать "окно кормления" (именно так оно называется в науке) примерно 6 часов, и поэтому джинсы размером 30 с меня слегка спадают (а ведь это размер 44-46, по факту уже подростковый размер). Я вернулся в размер своих молодых лет, хотя и не до конца. А поскольку я ещё и партнёрш таскаю (не слишком высоко над полом, но всё-таки), то у меня откуда-то и бицепсы на руках появились -- и никакого спортзала, только обнимашки с приятными дамами под приятную музыку! Дня три назад я даже немного понравился себе своим видом в зеркале танцзала -- но только в фас, в профиль пока лучше не смотреть. Но я уже могу существенно распрямиться, хотя и недолго удерживаю позу с прямым позвоночником.

Выгляжу я сейчас примерно вот так:
ailev2018

И я стал в 2018 году официальным пенсионером, честно оформил почти все бумажки (до некоторых льгот я так и не доехал -- просто не собрался).

Самое свежее моё танцевальное видео (я там танцую урбан киз под Джингл беллз в шапочке Санта Клауса) снято в прошлую субботу -- https://vk.com/video247400234_456239164

Музыка года -- по-прежнему яндекс.музыка, она стала только лучше за этот год. Да здравствует искусственный интеллект, тщательно изучающий наши пристрастия! Прослушал я в Яндекс.музыке (по её статистике) за год 49174 минуты, это 820 часов, но в день это всего в среднем 2 часа 15 минут (впрочем, какой ещё сервис может похвастаться таким использованием! Ну, и я кроме яндекс музыки ещё много чего слушаю из youtube и soundcloud).

Интересно, что последнюю пару месяцев я сильно реже стал играть на пианинке. А ещё практически перестал читать мангу.

Приятное событие года -- выход Julia 1.0.0 (почему-то мне это греет душу), https://ailev.livejournal.com/1440499.html. Ложная тревога года -- утеря в ноябре в связи со сменой телефона списка телефонных контактов, а затем его восстановление путём экспорта из телеграма (ага, всех контактов, а не только тех, которые имеют телеграм, ибо телеграм хранит их всех!).

Завёл себе канал в телеграм (https://t.me/ailev_blog), там сейчас 332 подписчика. Во фрифиде -- 76 подписчиков, в ЖЖ -- 2940 меня зафрендовавших (и 1638 место в общем рейтинге пользователей) с 5620 записей, 26717 комментов написанных и 62371 комментом полученным, в фейсбуке -- 3740 френдов (и ещё 1999 followers), ВКонтакте -- 600 подписчиков. И я начал иногда постить какие-то фото в инстаграм -- там откуда-то набежало 357 подписчиков на всего 15 моих публикаций. Сколько ботов и мёртвых страниц в этих соцсетях -- неведомо, так что это я просто пишут тут по инерции, эти цифры ровно ничего не сообщают.

Зайка-покусайка нас покинул в самом начале года, и живности в доме не было практически весь год (что очень необычно). Было поползновение прямо вот сегодня привезти домой в честь года свиньи пару морских свинок, но дальше рассуждений о том, что "эти свинки восхитительно тупы" дело не зашло, никто никуда за ними не поехал.

Вот и всё, что я прихватил в ушедшем 2018 году. А вы, читатели моего блога, что прихватили от меня?

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214541132856114
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments