Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Когда целевая система -- (кибер)люди

Вот, обратите внимание, в статье https://medium.com/s/story/yes-you-should-delete-facebook-heres-why-bc623a3b4625 рассказывается про то, что для фейсбука целевая система -- это мы:
Facebook’s product is not the platform, it’s us. If the product is what a business sells to make money, then Facebook’s product is our attention and data. We are the product. And Facebook’s customers are the companies buying ads based on that attention and data.

If our time and our attention are Facebook’s true product, then their long-term goal becomes clear: to influence (and tax) how we communicate in the 21st century.
Да, именно так: фейсбук предоставляет сервис, который что-то меняет вовне. Меняет он целевую систему, в ходе её изготовления. Кого меняет фейсбук? Нас он и меняет! Ещё он, конечно, меняет состояние заказчиков рекламы. Но это как поглядеть: меняет-то он нас, чтобы некоторые куски знания из заказчиков рекламы как можно более точно и прочно имплантировать в наш мозг.

Вот чем хорошо системное мышление: и про фейсбук это можно прямо сказать, не дожидаясь чтения статьи с такими словами, и про любой другой бизнес, который имеет дело с людьми (а в момент продаж все они имеют дело с людьми -- маркетинг в предпринимательстве работает с людьми, с их желаниями и предпочтениями, в том числе создавая потребности там, где у людей их не было, где эти потребности и в голову не приходили).

И дальше хитрости и сложности: люди тут и "пассивный материал для обработки", и стейкхолдеры -- у них есть свои интересы и оценки этих интересов -- а ещё они крайне деятельны, стейкхолдер же "действующее лицо"! И дальше немедленно нужно обсуждать этику промывки "пассивных мозгов", двусмысленность понятия манипуляции (хирург режет по запросу, убийца режет без запроса, психолог полощет мозг по запросу, маркетолог полощет мозг без запроса) и много-много других интересных вопросов. Предпринимательство и продажи, и даже "просто обучение" чему бы то ни было -- они с этикой связаны неразрывно. Но в них целевой системой, которую изменяют их сервисы, служит человек в какой-то своей части. Хорошо, что об этом начинают говорить не только на наших курсах системности.

А ещё в этой статье обсуждают то, как фейсбук по факту стал нейрокортексом, он и есть сегодняшний нейронет: "Switching from Foursquare to Yelp doesn’t give anyone anxiety, but deleting Facebook does" -- это ж показывает, что вы теряете часть вашего организма, когда бросаете фейсбук! Дальше в статье утопичные хотелки типа руссоистских "назад, к природе" (что, очевидно, невозможно и плохо), но факт остаётся фактом: мы уже киберлюди, киборги (кибернетические организмы и даже организации) и назад пути нет.

А пока мы говорим всем нашим курсантам и студентам: обратите внимание -- не нужно ли вам как-то менять людей (куски мозга этих людей, вполне материальная штука, любая информация ж на носителе!) в ходе вашего проекта? Если нужно, то гипотеза: какая-то часть целевой системы или даже целевая ваша система -- это человек. И вы озабочены тем, что будет происходить с целевой системой в ходе эксплуатации: то есть когда целевая система делает что-то такое, для чего вы и проводили изменения её в ходе изготовления -- делали для неё детальки, собирали их, испытывали, налаживали. Весь остальной технический антураж вокруг изготавливаемой/изменяемой вами и вашими инструментами части человека не должен вас сбивать, чаще всего это просто обеспечивающие системы -- и они определяются тем, какая именно у нас система целевая.

Обеспечивающие системы/предпринятия по производству ракет, обуви, потребителей рекламы, производителей счастья тоннами -- всё это разные обеспечивающие системы, их устройство зависит прежде всего от того, какая целевая система. И в случае фейсбука -- они не софт с датацентрами делают (хотя и его тоже -- столяр закупает и точит свои инструменты, и даже делает сам, когда на рынке их не находит. Но столяр не столярные инструменты делает, они лишь инструменты! Столяр из досок делает столы, стулья, полочки, трюмо и т.д.). Они в фейсбуке, похоже, делают людей-потребителей рекламы (как предполагает автор статьи), или "активно общающихся людей" (официальная версия самого фейсбука). Софт и датацентры им приходится делать как следствие того, что они выбрали делать (кибер)людей, а не делать ракеты или обувь -- это они просто делают для себя инструменты, для того, чтобы делать свою целевую систему.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214397244819003
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments