Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Телесная инженерия

Телесная инженерия -- это практика настройки/обучения/выращивания тела для свободного движения в рамках какой-то культурной телесной практики паттернированных движений (спорт, танцы, единоборства, секс, и т.д.). Как и любая инженерия, она связана с реализацией конкретных проектов в отношении своего тела: "постановка позного бега", "основной шаг сальсы", "доставать до ног, чтобы вновь завязыать шнурки", "исправить осанку и стать красивым" и т.д.. Эти проекты входят в программы телесного развития: кто-то ставит задачу просто распрямиться, кто-то -- достичь уровня владения телом достаточным, чтобы выигрывать чемпионаты мира по своей спортивной или танцевальной дисциплине. Каждому своё.

Системный фитнес -- это трансдисциплина, которая позволяет собрать воедино всю работу с телом (https://ailev.livejournal.com/1454436.html). Телесная инженерия -- это прикладная дисциплина, решающая конкретные задачи. И эти задачи по большей части типовые. В инженерии спортивного тела, в танцевальной инженерии, в "просто фитнесе" есть наборы упражнений, которые при систематическом их использовании позволяет настроить тело на свободное движение в рамках какого-то избранного культурного двигательного паттерна.

Соотношение между системным фитнесом и телесной прикладной инженерией примерно такое же, какое существует между системной инженерией и прикладными инженериями (программной инженерией, аэрокосмической инженерией, инженерией предприятия и т.д.). То есть разные телесные инженерии -- это специализации системного фитнеса для какой-то двигательной практики.

Увы, профессиональное паттернированное движение танцора, спортсмена, и даже непрофессиональное движение просто физически развитого человека существенно отличается по его свободе, красоте, силе от движения много сидящего за компьютером и мало двигающегося типичного "работника умственного труда".

Первым шагом тут является овладение паттерном движения на уровне функционального объяснения: задействуя функциональные органы вытяжителей/втягивателей, вращателей, напрягателей. Объяснение в этих терминах проходит быстро и надёжно -- никаких "делай как я". Всё движение происходит в терминах воспроизведения внутренних ощущений.

Беда в том, что этого первого шага совершенно недостаточно: неготовое к движению тело его не выполнит. Эта нехватка функциональности зримо видна, например, как
-- искажение траектории (скажем, ровный круг ногой превращается в эллипсоид сложной формы)
-- паразитные траектории других частей тела (кроме круга ногой приходится ещё крутить и половиной тела, чтобы ногой получался именно круг -- отсутствие изоляции), неэстетичная поза
-- невозможность проходить нужную траекторию на рабочей скорости (круг получается, но только очень-очень медленно),
-- скорость движения невозможно поддерживать постоянно (рывки и замедления)
-- если движение связано с принятием веса, то буквально не хватает силы
-- ... и такого много.

Если нужно выполнить какой-то паттерн движения из двигательной кульруры (например, бросок через бедро в борьбе, или основной шаг в танго), то в разных фазах движения оказываются задействованы самые разные физические мышцы, связки, фасции и кости. И какие-то из этих физических органов не готовы в нужный момент полностью выполнить роль функционального органа -- им не хватает мягкости, силы, длины, управляемости и т.д.. Но дело не доходит обычно даже до этого: работа многих играющих роль функциональных органов движения мышц маскирована излишним паразитным напряжением других мышц. И когда мы в ходе движения попадаем на такое слабое место в нашей телесности, в движении будет ошибка: оно будет "не в культуре".

Есть три варианта борьбы с этими ошибками:
-- много заниматься целевой практикой. Обычно пять-шесть лет упорной работы, и тело подстраивается. Но это неточно: проблема (какой-нибудь жгут в бедре, системно влияющий на плавность и амплитуду движения лопатки -- в теле причины и следствия могут быть разнесены довольно далеко!) может остаться и через десять лет практики, если не повезло, и не попадаешь на какие-то паттерны движения, где эта проблема рассасывается "сама собой", или если какой-то тренер не дал упражнения, убирающие эту проблему.
-- заниматься общефизической подготовкой. Например, танцоров иногда посылают бегать кроссы. Это сильно укрепляет тело, которое было до этих кроссов совершенно неприспособлено к танцам. Но обычно в ходе общефизической подготовки а) мышцы "забиваются", то есть ситуация ухудшается за счёт наличия ещё большего количества нефункциональных напряжений, не дающих проявиться качественной работе необходимых для работы функциональных органов мелких мышц и б) подкачиваются совсем не те мышцы, которые требуются для рабочих паттернов выбранной культуры движения. Бегание кроссов никак вам не поможет подкачать мышцы, нужные для "кача в землю" в кизомбе.
-- воспользоваться методами системного фитнеса, чтобы выполнить инженерный проект -- заняться телесной (танцевальной, спортивного тела, и т.д.) инженерией.

Телесная инженерия включает:
а) инженерию телесных требований -- нужно понять, в чём потребность. Какая культурная норма, как её проинтерпретировать в терминах работы функциональных органов. Нужно также провести диагностику: что именно не работает?
б) архитектурное и детальное телесное проектирование -- нужно составить набор упражнений, который уберёт войну мышц друг с другом и затем подкачает освобождённую слабую мышцу, или растянет освобождённую напряжённую мышцу, а заодно и наладит координацию движений, обучив мозг не напрягать лишние мышцы, задействовать только нужную мускулатуру.
в) "изготовление" свободно двигающегося тела -- систематическое (т.е. дисциплинированное, без пропусков) выполнение упражнений, все эти "три раза по пять подходов". Упражнения состоят из двух частей:
-- общефункциональная подготовка тела (снятие зажимов, растяжки, подкачки, изоляция целевого функционального органа от других мышц, не участвующих в целевом паттерне движения). Например, важно прекратить войну мышц друг с другом: https://ailev.livejournal.com/1455767.html
-- тренинг собственно культурного паттерна (шага в позном беге, волны руками в вейвинге).
г) управление конфигурацией и изменениями -- прогресс регистрируем! Ну, и всё у нас "аджайл", указанная последовательность логическая, а не "стадии во времени". И одновременно идёт работа по многим паттернам движения.
д) проверка и приёмка: проверяем, удалось ли задуманное
е) использование в деле -- соревнованиях, вечеринках, просто в жизни (скажем, если речь идёт о походке, при которой перестаёт болеть спина).

По сути, для самых разных паттернов движения:
-- меняется набор упражнений для исправления тела (у каждого свои главные проблемы в разных проблемных движениях, их решение требует разных наборов упражнений. Кому-то нужны упражнения на вращатели ног, кому-то на вытяжители рук). Эти упражнения обычно трансдисциплинарны, но они специально отбираются под проблему (см. про системный фитнес как трансдисциплину -- https://ailev.livejournal.com/1454436.html).
-- более-менее одинаково ставится прикладная работа по овладению целевым паттерном: речь идёт об упражнениях, которые позволяют задействовать функциональные органы в культурном движении целевой практики. Например, ставится "рамка" у танцоров, делаются упражнения по улучшению ведения и ведомости, делается постановка практики "кача в пол" в африканских танцах, отрабатывается техника броска в борьбе, постановка ног при боковых передвижениях в волейболе, и т.д.

Конечно, в ходе телесной инженерии эти упражнения все описываются на одном языке и объединяются в рамках "телесного проекта", а проекты эти меняются в ходе выполнения "телесной программы", подразумевающей выполнение множества проектов, направленных на решение каких-то жизненных задач -- "научиться быстро, безопасно и не уставая бегать", "научиться танцевать сальсу", "переставать валиться с ног после восьмичасового чтения лекций за кафедрой".

Никакой поэзии, всё очень сухо, эффективно, быстро. Никакого счастья от процесса (хотя гормоны от движения будут поступать в кровь, но это просто приятный бонус), нацеленность на результат. Мозг освобождается от огромного количества лишней информации, всё мышление трансдисциплинарного системного фитнеса и основанных на нём прикладных проектов телесной инженерии. Так что всё это ещё и хорошо автоматизируется, передаётся бессознательному на автоматическое исполнение.

Дополнительный бонус тут -- быстро освобождающийся ресурс внимания практикующего. Раньше бы этот ресурс расходовался на сознательный контроль техники исполнения целевых паттернов движения (так, новички-танцоры, чтобы отконтролировать непривычную для них работу тела, ещё часто и глаза закрывают -- внимание перегружено). А теперь этот ресурс внимания можно будет расходовать на творчество, ибо вся телесная техника исполнения движений быстро будет уходить в автоматизмы. Длинный цикл "заучиваем кривым телом неправильно -- переучиваем мене кривое тело на новую ошибку -- переучиваем опять на очередную ошибку получше -- и так несколько лет" мы тут исключаем, для этого всё и затевается.

Цепочка текстов "Системный фитнес" -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10214252870609738
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments