Отличается это всё очень специфической телесной работой (и dancehall и afrohouse, и compa). Я вчера забежал буквально на час в Тики-Бар, где танцевал со знакомой партнёршей, которая занималась и зуком, и лет 12 разной телеской (йога, растяжки и т.д.), а сейчас вот и кизомбой. Как я понял, у неё был копчик сильно отклячен в кизомбе, из-за чего болела спина -- как и у многих других партнёрш. Артём Левин ей это поправил на занятиях, спина болеть перестала. Артём рассказывает это очень убедительно: "строение африканских тел такое, что только кажется, что они оттопыривают зад! На самом деле позвоночник там в нейтральном положении, копчик не отклячивается. Европейцам не нужно пытаться повторить африканскую форму тела, и нужно держать свой позвоночник прямым, зад должен быть в "нейтрали", а не отведён назад. Тогда и спина не будет болеть, и замахи бунды на любые волны будут из "нейтрали", а не из почти крайних положений". И теперь эта партнёрша стоит ровно.
Я после занятий компой тоже осознал наличие у себя откляченного зада, ощущаемого как "якобы нейтраль". Я помню, что про необходимость отклячить зад говорил на занятиях сембой Илья Субачёв -- без объяснения причин, и я тогда поверил и заучил как "норму-нейтраль". Но это было года полтора назад, представление о каноне ("как надо") с тех пор могли поменяться, ну да и я мог чего-то не расслышать и недопонять. Поскольку я недавно тоже уже услышал эту историю от Артёма Левина, то я тоже попытался стать попрямее. Ощущения от контакта в паре сильно изменились, добавилось довольно много сантиметров этого контакта внизу (в douceur сегодня не всегда ведь наклоняются так сильно, как принято было некоторое время назад в аутентичной кизомбе, с контактом, который начинается и заканчивается где-то в груди. Нет, контакт заходит довольно низко на живот). А музыка была -- douceur, и мне казалось, что я уже много в этом деле умею. Но нет, у моей партнёрши бёдра двигались более-менее изолированно, а у меня чуть отвлекается внимание -- и прихватывается ещё и кусок корпуса при этом, и зажимаются коленки, так что вместо аккуратного движения одним 30см сегментом тела колбасит чуть ли не телесный метр. Это ведь всё легко осознать: в телесной работе всё меряется на сантиметры, как учит Антон Климат. И вот эти лишние мои сантиметры не слишком изолированного таза очень хорошо ощущались в контакте, а особенно это мешало, если я хотел ещё и корпусом что-то независимое сделать -- не только ведь задницей крутить во танце, это было бы слишком скучно! И чётко ещё ощущается недостаток растяжки в тазу, "Майкл Джексон" из меня никакой. Так что я на пределе всех моих умственных сил и концентрации внимания пытался что-то делать изолированным тазом с разной развесовкой на ноги (тоже специфическая штука: вес на согнутой ноге в африканских танцах регулярно), но это было настолько неестественным и натужным, что сильно отвлекало от собственно танца.
Телесные ощущения, конечно, при этом абсолютно другие -- богатство танца покруче будет, ибо степеней свободы при изоляциях больше. Поэтому: партнёры! Учите матчасть, учитесь правильно крутить задом "по африкански"! Иначе встретите хорошую партнёршу, и не сможете ни оценить этого, ни воспользоваться в ведении -- а ещё будете ей неинтересны, "как и все партнёры в этой Москве". Спасибо ещё Алёне Фортуновой, что обратила на эту "африканскость" в компе пару недель назад и начала нас на это специально тренировать (в том числе и меня: без неё я бы так и не понял, что я делаю не так). Она абсолютно права: то, что мы сейчас проходим на компе, пригодится потом везде. И приходящий на кизомба-танцпол dancehall -- это ведь про то же самое, по большому счёту, по той же линии африканских телесных/танцевальных практик.
Вот тут можно почитать про танцевальные тела джазовое, балетное, модерна и т.д. (https://arzamas.academy/courses/50/6 -- жмите там на "расшифровку" сразу, чтобы не тратить время на аудио). Универсальных тел не бывает, хотя эта мечта у человечества есть. Я называю это всё по традиции восточных единоборств "стилевыми движками", ибо сказать "африканское/джазовое тело" -- не слишком понятно без контекста, о чём речь. Но вот "африканский/джазовый стилевой телесный движок" много понятней. В "зонтике кизомбы", конечно, этот самый африканский/джазовый движок. Антон Климат сегодня сказал, что оценивает число этих движков где-то в 10-15 штук. Это обозримая величина, с этим можно как-то разобраться. Танцевальная инженерия берёт системный фитнес (универсальный язык работы с движением) и дальше затачивает тело под конкретный стиль, "запускает движок". И на базе этого работающего движка уже дальше можно строить отдельные танцы. Чтобы мне танцевать кизомбу и все сопутствующие танцы, мне нужно запустить африканский стилевой движок, в котором важна изоляция бёдер, свободное изолированное движение тазовой пластины по самым хитрым траекториям, с самой хитрой развесовкой, в нестандартных позах с самыми неожиданными напряжениями в этих позах. Ничего, это обозримая задача, IMHO она решается проще, чем задача системного фитнеса, в котором идут более-менее универсальные растяжки-расслабления плюс силовые тренировки глубоких мышц. Ибо когда есть подготовленное системным фитнесом тело, которым можно двигаться, дальше можно танцевать. Если тела, которое может двигаться, нет, то и танцевать не получается.
Цепочка текстов "Системный фитнес", где я рассказываю подробней про стилевые движки -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html