Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

lytdybr

9 сентября (в это воскресенье) ШСМ, та самая, в которой я научный руководитель, устраивает День открытых дверей. Я там буду, и меня там можно будет вживую посмотреть-пощупать и позадавать вопросы по онлайн-курсу, для этого будет специально выделено время. Ещё там можно будет посмотреть-пощупать других преподавателей ШСМ, в том числе по онтологике, системному лидерству, системному фитнесу. Те, кто в Москве в это время, приходите на ДоД ШСМ. 9 сентября, Щипок 11 стр. 1, мероприятие на таймпаде (https://system-school.timepad.ru/event/800674/) , событие в фейсбуке (https://www.facebook.com/events/1977030912320354/). Можете приводить и своих друзей, которым, по-вашему, давно пора в системное мышление.

В это воскресенье прошёл СМС2.2.2 (вторая версия курса, второй поток, второй день). Домашнее задание с заполнением таблиц по стейкхолдерам совещания -- половина сдала не с первого раза. Обычное дело. Следующий курс получит изменённые таблицы: обязательно разведу интерес и оценку интереса. Обучение идёт медленно, мозг шипит и сопротивляется, причём у всех. Успехи при этом пропорциональны числу затраченных на обучение часов. Были и удивления: один курсант пытался считать чтение Кастанеды работой по курсу! Нет, я не рекомендую читать Кастанеду, это опасные и неэкологичные материалы, если ими неаккуратно пользоваться. И это уж точно не системное мышление, а ровно в обратную от него сторону.

Целый день рассказывал дополнительные материалы по системной холархии, работе с уровнями абстракции. По факту наговорил разного "не из учебника" на ещё книжку в 200 страниц. Собственно, "Визуальное мышление" тоже ведь была написана по итогам моего доклада. Пришла в голову идея, не потратить ли месяц-другой жизни на написание ещё одной книжки. Но эту мысль нужно гнать. Видео есть, оно ушло участникам курса, и пока этого хватит.

Вчера закончил второй поток курса про выживание в эпоху перемен перемен. В курсе впервые представил программу образования из https://ailev.livejournal.com/1443837.html и рассказал про новые достижения AI, так что вторая группа получила немного другой материал и немного другие акценты. Вопрос курсантов в конце второго вечера "что делать дальше?!" мной по факту не был отвечен. Я ж в курсе рассказывал о стратегировании в его не корпоративном, а личном варианте, поэтому одного ответа для всех у меня нет принципиально: всем нужно делать разное, и "по телефону не учат". Хотя учебник системного мышления, курс онтологики и т.д. вполне можно проходить, это фундаментальное образование.

Курсанты задавали много вопросов (типа "а что там с семьёй"), ответы которых лежат в области культуры. У нас же Школа системного менеджмента, по необходимости мы занялись и фундаментальным образованием (неграмотный менеджер -- не менеджер), поэтому речь зашла и о развитии личности, но развитие личности чисто в рабочую сторону это тоже не идеал (хотя коммунистам бы понравилось: пушечное мясо, рабочее мясо и никакой "личной жизни" -- почему бы и нет). Культура у нас пока исследовательский вопрос, времени на обсуждение этого вопроса нет. То есть мы поддерживаем тело (системный фитнес, см. отзыв одной из курсанток -- https://vk.com/@9383-sistemnyi-fitnes-anton-klimat), но "в здоровом теле здоровый дух" -- вот про поддержку духа (безо всякой эзотерики, тут и терминологии-то нормальной нет) у нас пока не слишком много сделано.

Обсуждаем апдейт курса онтологики, текущий рабочий вариант программы см. тут: https://thpectrum.livejournal.com/11639.html. И это только половина, курса, про мир и модели. Будет ещё и второй курс, продолжение: про принятие личных и коллективных решений на основе этих моделей.

Трудно держаться при обсуждении на оптимальном уровне абстракции. Нельзя "тигра" в текстах такого (да и другого) сорта писать как "зверь" — и не придерёшься ведь, всё правда, но смысл текста при этом теряется. Принцип почтальона: адрес излагаемых концептов должен быть точным, а не общим. Указывать (перечислять явно!) ровно те понятия, которые будут рассказаны, а не ссылаться на общую предметную область с тысячей понятий. Concern -- это тема, предметная область, это чёрный ящик, используется для обозначения деятельной стейкхолдерской озабоченности, интереса. Это некоторая область в пространстве смыслов. Но вот concern оформляется (framed) методом описания/viewpoint -- и там уже россыпь понятий, в терминах которых проходит обсуждение этой предметной области. И в этих понятиях уже можно обсуждать не только интерес, но и различать научную школу (разные школы задают немного, а иногда и существенно разные методы описания, разную терминологию. Если вас интересует передача тепла, то метод описания может быть и через использование понятия потока флогистона, и через понятие инфракрасной радиации, и через конвекцию. Строчка "передача тепла" в программе курса не прояснит того, как вы будете раскрывать интерес. А это надо прояснять!).

Выслал черновик соглашения о моделировании SysArchi бета-тестерам. Это будем заканчивать быстро. "Верблюду сказали, что у него шея кривая. А что у меня прямое?! -- удивился верблюд". Архимейт онтологически не выпрямишь. SysArchi временная мера, не нужно тратить на это соглашение о системном моделировании цветы своей селезёнки, эти результаты явно не нетленка -- просто Архимейт у нас во всех курсах и мы хотя бы чуть-чуть улучшаем жизнь многим людям, причём быстро. Но дальше нужно внимательней смотреть на SysMoLan -- https://ailev.livejournal.com/1443879.html

Я склоняюсь к тому, чтобы следующим большим своим проектом сделать запуск курса "стейкхолдерское мастерство". То, как работа выглядит "изнутри" себя, любимого. Без эзотерики, без меднолобого фанатизма "постановки целей и их достижения", без "посвящения себя любимой профессии". По идеям https://ailev.livejournal.com/1409122.html и https://ailev.livejournal.com/1417932.html. Психопрактика трёхфокусного внимания: на предмете размышлений (стейкхолдерский), на стейкхолдерах и ситуационном контексте (системный/актёрский), на удержании двух рабочих фокусов (чтобы актёр не исчез: факт непропадания осознанности, волевой/надзорный).

В ШСМ вяло обсуждаем проблемы.
— полезности всех этих наших курсов. Мой опыт таков, что полезность курсов обычно оказывается абсолютно не в том, что ожидаешь. И часто не в том, что рекламируется. Мои любимые примеры тут: слепой десятипальцевый метод, который не скорость повышает (на что зазывают), а голову освобождает во время печати; системная инженерия, в которой все идут на архитектуру или требования, а узнают про важность управления конфигурацией и различение проверки и приёмки. Идут на курсы проектного управления, узнают про важность кейс менеджмента. Когда идёте на курсы, то вам заведомо непонятна важность того, что вам там дадут до момента прохождения курсов.
— доверия к содержанию образования" (что там не эзотерика, не личный опыт одного человека, методология работающая более-менее универсально в разного рода задачах, терминология не выдумана и общепринята и т.д. — что курс "из культуры" и "материал работает"). Люди хотят с одной стороны абсолютно уникального контента, с другой — хотят уже обкатанного и тем самым неуникального контента. Это как мода: нужно и выпендриться, и быть как все. То есть всё должно быть уникально, но доверие к этой уникальности должно быть. Какие практики мы используем для обеспечения доверия? Я обычно даю огромное количество первоисточников, подчёркиваю, что курсы мои базируются на стандартах, а не выдуманы мной самим. Что уникальность есть, но она в вытаскивании в один курс материала, который раньше был разбросан по разным местам. Ещё я публичу большое количество материала, чтобы показать, что содержательной критики материала практически нет, с этими идеями никто не прибегает бороться.
— проблема percieved learning curve, то есть трудность обучения принимается во внимание при принятии решения об изучении курса, при этом сама трудность изучения оказывается не так важна, как воспринимаемая субъективно трудность обучения. Если курс кажется неподъёмным, то его не возьмут, даже если он будет лёгким. А если возьмут, потому как показался лёгким, а он окажется тяжёлым, то будет разочарование — и бросят по ходу дела. При этом "лёгкий" и "тяжёлый" это исключительно субъективно для каждого. Вот тут немного про это накидано ссылок: https://ailev.livejournal.com/1167761.html
— у нас школа системного менеджмента, но тренд последнего времени как раз уход от собственно менеджмента даже не в инженерию или предпринимательство, а вообще ход на личное развитие (ибо мелкая личность -- мелкий менеджер, крупная личность -- крупный менеджер. Или крупный инженер. Или крупный предприниматель). Это существенно меняет предмет и способ подачи.

Вьюнош бездарно потратил первую неделю школьной жизни: дома он появляется ближе к пяти вечера, и проводит время в медитативной прокрастинации на тему внезапно появившихся домашних заданий. Мы терпим, пусть потихоньку привыкает. Но недолго ему привыкать. Мы уже купили книжку в бумаге про котиков и статистику (первый же абзац в https://ailev.livejournal.com/1444223.html), и заставим её хотя бы пролистать к следующей субботе (чтобы он знал слово "распределение", а не только "distribution"). В следующую субботу у него куплено место на тренинге "Моделирование неопределённости" с говорящим URL -- Bayes 101, https://kocherga-club.ru/rationality/bayes101.

А пока школа потребовала от него белых подошв на физкультурной обуви (не непачкающихся подошв, а именно белых!): в свежеотремонтированном спортзале оказались светлые полы, и администрация хочет сохранить их без чёрных полос таким требованием. Ну, я им в чат отписал пару страниц, что ещё могут потребовать оранжевые шнурки: чтобы легче было отслеживать, когда эти шнурки развяжутся. И что у нас светлая подошва есть на костюмных ботинках, вот в них парень и будет бегать, если цвет подошвы главнее всего. Никогда в спортзалах или танцзалах не встречал административных требований к цвету подошвы, но физматлицей и тут сумел выпендриться. Близость к тем, кто ходит строем (а хоть и физкультурным строем) для разума вредна.

Выложен ещё один ролик, где я танцую кизомбу -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10213720368057507 и https://vk.com/wall2449939_1844. А вот тут пообсуждал, почему нельзя по первому треку судить о партнёрше, "опытная" она, или "новичок": https://vk.com/wall-167384137_18066?reply=18139 и https://vk.com/wall-167384137_18066?reply=18166.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments