Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Эскиз учебной программы для системного развития личности

Это набросок учебной программы для системного развития личности, который я сделал в форме списка дисциплин. Для этих дисциплин по факту даже не делалось попытки составить какую-то state-of-the-art онтику, хотя это и должен быть обязательный шаг. Тут ведь сколько людей, столько и мнений по набору понятий этой онтики: у каждого человека ведь есть какая-то милая его сердцу "объективно лучшая" школа мысли в той или иной сфере деятельности. Этот план двухуровневый, в названиях сфер деятельности даны названия каких-то основных поддисциплин.

Этот список дисциплин будет потихоньку меняться по мере обсуждений: цель публикации как раз запустить обсуждения, и править я буду прямо по живому.

Я тут абсолютно не обсуждаю форму образования, то есть всю дискуссию про "нужный для образования жизненный опыт", "проектное образование", "игры как форма образования", blended learning, проблемное обучение и т.п. тут буду считать оффтопом. Содержание образования сначала, форма образования -- потом. Постановка задачи была сделана достаточно давно, год назад (https://ailev.livejournal.com/1373755.html). Принцип разделения интересов, separation of concerns (т.е. обсуждаем не все темы сразу, а только какую-то выделенную) и посылка открытого мира (open world, т.е. если чего-то не сказал, то просто "не сказал в коротком тексте" -- а не "не учёл, а обязательно нужно учесть!"). Так что "учебная программа" для данного поста -- это просто не очень внятный список учебных дисциплин.

Обоснования и разъснения к этому списку были в "Глубокий стек абстрактности мышления" https://ailev.livejournal.com/1442975.html и "Онтология сфер деятельности как основа для стейкхолдерского мастерства", https://ailev.livejournal.com/1443370.html. Сам список -- это продолжение работы, начатой в "Диаграмме фундаментального образования" https://ailev.livejournal.com/1431940.html и продолженной для практик системной инженерии в https://ailev.livejournal.com/1432101.html и https://ailev.livejournal.com/1433768.html. Этот текст входит в цепочку "Второй бакалавриат" -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html (и после него был написан ещё ряд текстов, раскрывающих его содержание).

1. Фундаментальные методологические дисциплины:
-- Онтологика классическая: термины, которые важны и неважны, отслеживаемость типов и отношений в схемах и в естественном языке, формальность и недискретность/вероятностность моделирования, проверка типов и работа с наследованием (классификации и специализации), физичность и иерархия частей с учётом времени. Описания как модели с интерпретаторами-людьми и компьютерами.
-- Схематизация на салфетке и в уме: от многабукофф к смыслу и обратно (это нужно специально тренировать!)
-- Как общаться по делу и без нервов: Общение из проектной роли и с другими проектными ролями, конфликтность в общении, работа с убеждениями, аргументация, структура диалога. Конфликтология, уличная эпистемология.
-- Научный подход (в предпринимательстве, в инженерии). Правдоподобность моделей, эксперимент (в том числе A/B тестирование), возможные миры, предсказания, вероятностная логика, причинность и контрфактуальность.
Коллективное принятие решений, прагматика. Методы принятия решений, упаковка решений в модель, согласование решений с другими стейкхолдерами.
-- Системное мышление 2019, системные уровни, роли-интересы-предпочтения, функционал-конструктив-место, жизненный цикл -- https://ailev.livejournal.com/1470152.html,
Вычислительное мышление (обсуждается: от классической информатики и коннективизма/моделей AI через имитационное моделирование к умению дробить задачи на части/планировать и строить адекватные модели на подходящих формальных и не очень формальных языках): прямое обучению абстрагированию и композиции/декомпозиции моделей https://ailev.livejournal.com/1477090.html

2. Фундаментальные когнитивистские дисциплины
-- Когнитивная поведенческая инженерия (базовая психотехника. Не терапия!) -- https://ailev.livejournal.com/1462317.html
-- системная осознанность (с психопрактиками!) и ролевое мастерство (на базе модели киберличности) -- по материалам доклада https://ailev.livejournal.com/1466773.html и постановки задачи в https://ailev.livejournal.com/1409122.html и https://ailev.livejournal.com/1417932.html
-- личное исполнение стратегии/выбора: прокрастинология, личная интеграция (непротиворечивость долгосрочных желаний и краткосрочных)
-- Телесное мышление и инженерия, системный фитнес -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html
-- Интеллектуальные психопрактики https://ailev.livejournal.com/1461939.html
-- Искусство и культура – художественное моделирование мира (гипотеза Stanley). Тут нужны исследования [ведём лабораторию социального танца в связке с системным фитнесом].

Условно тут же:
-- языковая компетентность (английский)
-- Как эффективно учиться
-- Системная риторика

3. Системный кругозор (общая деятельностная подготовка, "как устроена жизнь"):
-- системная инженерия (разработка концепции использования, инженерия требований, инженерия системной архитектуры, управление конфигурацией и изменениями/жизненным циклом, проверка и приёмка)
-- системный менеджмент (операционный менеджмент/цепи поставок/логистика, управленческий учёт и контроллинг, инженерия предприятия и архитектура предприятия/технологический менеджмент, организационные изменения/развитие и системное лидерство)
-- системное предпринимательство (стратегирование, продвижение продукта, корпоративные финансы, корпоративная поднадзорность/governance)
-- ... остальные сферы деятельности (политика и политэкономия, религия, искусство, наука, образование и просвещение, здравоохранение, спорт, право, армия, частная жизнь/семья)

4. Прикладное образование (глубокие, более чем кругозорного уровня компетенции в выполнении отдельных практик)
-- ... таких курсов может быть множество, это и есть "магистерские специализации" и "курсы повышения квалификации", нам необязательно ими заниматься. Единственное к ним требование -- это в их изложении опираться на фундаментальное образование и ориентированность в сферах деятельности, так и побуждать интерес к углублению своих фундаментальных компетенций и общих и прикладных деятельностных компетенций.

UPDATE: обсуждение в https://vk.com/wall2449939_1829 и https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/1620128984759591/
Последнее изменение -- 5 сентября 2019
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments