Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Эскиз учебной программы для системного развития личности

Это набросок учебной программы для системного развития личности, который я сделал в форме списка дисциплин. Для этих дисциплин по факту даже не делалось попытки составить какую-то state-of-the-art онтику, хотя это и должен быть обязательный шаг. Тут ведь сколько людей, столько и мнений по набору понятий этой онтики: у каждого человека ведь есть какая-то милая его сердцу "объективно лучшая" школа мысли в той или иной сфере деятельности. Этот план двухуровневый, в названиях сфер деятельности даны названия каких-то основных поддисциплин.

Этот список дисциплин будет потихоньку меняться по мере обсуждений: цель публикации как раз запустить обсуждения, и править я буду прямо по живому.

Я тут абсолютно не обсуждаю форму образования, то есть всю дискуссию про "нужный для образования жизненный опыт", "проектное образование", "игры как форма образования", blended learning, проблемное обучение и т.п. тут буду считать оффтопом. Содержание образования сначала, форма образования -- потом. Постановка задачи была сделана достаточно давно, год назад (https://ailev.livejournal.com/1373755.html). Принцип разделения интересов, separation of concerns (т.е. обсуждаем не все темы сразу, а только какую-то выделенную) и посылка открытого мира (open world, т.е. если чего-то не сказал, то просто "не сказал в коротком тексте" -- а не "не учёл, а обязательно нужно учесть!"). Так что "учебная программа" для данного поста -- это просто не очень внятный список учебных дисциплин.

Обоснования и разъснения к этому списку были в "Глубокий стек абстрактности мышления" https://ailev.livejournal.com/1442975.html и "Онтология сфер деятельности как основа для стейкхолдерского мастерства", https://ailev.livejournal.com/1443370.html. Сам список -- это продолжение работы, начатой в "Диаграмме фундаментального образования" https://ailev.livejournal.com/1431940.html и продолженной для практик системной инженерии в https://ailev.livejournal.com/1432101.html и https://ailev.livejournal.com/1433768.html.

1. Фундаментальное образование (сфера деятельности методологии и когнитивистики)
-- Онтологика (прагматика -- про агентов, модели и мир; топомереология -- про 4D, части-целое и возможные миры; онтология -- про theory theory, специализации и классификации-абстрагирования; азы логики -- математическая, вероятностная). Какие-то фрагменты онтики изложены в https://thpectrum.livejournal.com/8785.html
-- научное мышление (причинный вывод -- про вероятностные причины, следствия, контрфактуалы; квантификация/"Как измерить всё что угодно")
-- системное мышление (за вычетом того, что войдёт в онтологику, онтика системного мышления изложена в http://ailev.livejournal.com/1278600.html, плюс добавить про творчество https://ailev.livejournal.com/1425331.html)
-- вычислительное мышление (обсуждается: от классической информатики по http://ailev.livejournal.com/1008054.html и коннективизма/моделей AI через имитационное моделирование типа DSL Modia в Julia или даже System Dynamics к умению дробить задачи на части/планировать и строить адекватные модели на подходящих формальных и не очень формальных языках), см. обсуждение в "Об вычислительное, научное, инженерное мышление" https://ailev.livejournal.com/1439141.html: прямое обучению абстрагированию и композиции/декомпозиции моделей
-- выбор (принятие решений), этика (утилитаризм) как ограничения на выбор
-- системная осознанность (с психопрактиками!) и акторское/стейкхолдерское мастерство (на базе модели киберличности) -- https://ailev.livejournal.com/1409122.html, https://ailev.livejournal.com/1417932.html
-- личное исполнение выбора (прокрастинология), личная интеграция (непротиворечивость долгосрочных желаний и краткосрочных)
-- системный фитнес -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html
-- культура -- тут нужны исследования.
-- функциональная грамотность (вычитывать мысли, излагать мысли) и языковая компетентность (английский).

2. Общая деятельностная подготовка (ориентация в практиках разных сфер деятельности, только уровень middle ontology -- без погружения в прикладные практики).
-- системная инженерия (разработка концепции использования, инженерия требований, инженерия системной архитектуры, управление конфигурацией и изменениями/жизненным циклом, проверка и приёмка)
-- системный менеджмент (операционный менеджмент, цепи поставок/логистика, управленческий учёт и контроллинг, инженерия предприятия и архитектура предприятия/технологический менеджмент, корпоративные изменения/развитие и системное лидерство)
-- системное предпринимательство (стратегирование, маркетинг-коммуникации/реклама-продажи, корпоративные финансы, корпоративная поднадзорность/governance)
-- ... остальные сферы деятельности пока давать обзорно, а разбирательство со списком дисциплин для них отложить (политика и политэкономия, религия, искусство, наука, образование и просвещение, здравоохранение, спорт, право, армия, частная жизнь/семья)

3. Прикладное образование (компетенции в выполнении отдельных практик)
-- примером такого курса может быть "Системная инженерия и менеджмент продукта" (model-based concept development) с использованием ArchiMate-моделирования: http://system-school.ru/engineering
-- ... таких курсов может быть множество. Единственное к ним требование -- это в их изложении как опираться на фундаментальное образование и ориентированность в сферах деятельности, так и побуждать интерес к углублению своих фундаментальных компетенций и общих и прикладных деятельностных компетенций.

UPDATE: обсуждение в https://vk.com/wall2449939_1829 и https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/1620128984759591/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments