Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Эскиз учебной программы для системного развития личности

Это набросок учебной программы для системного развития личности, который я сделал в форме списка дисциплин. Для этих дисциплин по факту даже не делалось попытки составить какую-то state-of-the-art онтику, хотя это и должен быть обязательный шаг. Тут ведь сколько людей, столько и мнений по набору понятий этой онтики: у каждого человека ведь есть какая-то милая его сердцу "объективно лучшая" школа мысли в той или иной сфере деятельности. Этот план двухуровневый, в названиях сфер деятельности даны названия каких-то основных поддисциплин.

Этот список дисциплин будет потихоньку меняться по мере обсуждений: цель публикации как раз запустить обсуждения, и править я буду прямо по живому.

Я тут абсолютно не обсуждаю форму образования, то есть всю дискуссию про "нужный для образования жизненный опыт", "проектное образование", "игры как форма образования", blended learning, проблемное обучение и т.п. тут буду считать оффтопом. Содержание образования сначала, форма образования -- потом. Постановка задачи была сделана достаточно давно, год назад (https://ailev.livejournal.com/1373755.html). Принцип разделения интересов, separation of concerns (т.е. обсуждаем не все темы сразу, а только какую-то выделенную) и посылка открытого мира (open world, т.е. если чего-то не сказал, то просто "не сказал в коротком тексте" -- а не "не учёл, а обязательно нужно учесть!"). Так что "учебная программа" для данного поста -- это просто не очень внятный список учебных дисциплин.

Обоснования и разъснения к этому списку были в "Глубокий стек абстрактности мышления" https://ailev.livejournal.com/1442975.html и "Онтология сфер деятельности как основа для стейкхолдерского мастерства", https://ailev.livejournal.com/1443370.html. Сам список -- это продолжение работы, начатой в "Диаграмме фундаментального образования" https://ailev.livejournal.com/1431940.html и продолженной для практик системной инженерии в https://ailev.livejournal.com/1432101.html и https://ailev.livejournal.com/1433768.html. Этот текст входит в цепочку "Второй бакалавриат" -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html (и после него был написан ещё ряд текстов, раскрывающих его содержание).

1. Фундаментальные методологические дисциплины
-- Онтологика-1 (прагматика -- про агентов, модели и мир; топомереология -- про 4D, части-целое и возможные миры; онтология -- про theory theory, специализации и классификации-абстрагирования; азы логики -- математическая, вероятностная). Онтика курса в https://thpectrum.livejournal.com/11639.html (версия 2.0)
-- Онтологика-2 (научное мышление, причинный вывод -- про вероятностные причины, следствия, контрфактуалы; квантификация/"Как измерить всё что угодно, эксперименты и оценка вероятности, принятие решений/выбор и этика утилитаризма как ограничение в принятии решений), онтика курса в https://thpectrum.livejournal.com/11881.html
-- Системное мышление (за вычетом того, что войдёт в онтологику, онтика системного мышления изложена в http://ailev.livejournal.com/1278600.html, плюс системное творчество https://ailev.livejournal.com/1425331.html)
-- Вычислительное мышление (обсуждается: от классической информатики по http://ailev.livejournal.com/1008054.html и коннективизма/моделей AI через имитационное моделирование типа DSL Modia в Julia или даже System Dynamics к умению дробить задачи на части/планировать и строить адекватные модели на подходящих формальных и не очень формальных языках), см. обсуждение в "Об вычислительное, научное, инженерное мышление" (https://ailev.livejournal.com/1439141.html): прямое обучению абстрагированию и композиции/декомпозиции моделей

2. Фундаментальные когнитивистские дисциплины
-- системная осознанность (с психопрактиками!) и акторское/стейкхолдерское мастерство (на базе модели киберличности) -- https://ailev.livejournal.com/1409122.html, https://ailev.livejournal.com/1417932.html
личное исполнение выбора (прокрастинология), личная интеграция (непротиворечивость долгосрочных желаний и краткосрочных)
-- системный фитнес -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html, стилевые движки
-- культура – тут нужны исследования
-- функциональная грамотность (вычитывать мысли, излагать мысли) и языковая компетентность (английский)

3. Системный кругозор (общая деятельностная подготовка, "как устроена жизнь"):
-- системная инженерия (разработка концепции использования, инженерия требований, инженерия системной архитектуры, управление конфигурацией и изменениями/жизненным циклом, проверка и приёмка)
-- системный менеджмент (операционный менеджмент/цепи поставок/логистика, управленческий учёт и контроллинг, инженерия предприятия и архитектура предприятия/технологический менеджмент, корпоративные изменения/развитие и системное лидерство)
-- системное предпринимательство (стратегирование, маркетинг-коммуникации/реклама-продажи, корпоративные финансы, корпоративная поднадзорность/governance)
-- ... остальные сферы деятельности пока обзорно, разбирательство со списком дисциплин для них пока отложено (политика и политэкономия, религия, искусство, наука, образование и просвещение, здравоохранение, спорт, право, армия, частная жизнь/семья) – ____

3. Прикладное образование (глубокие, более чем кругозорного уровня компетенции в выполнении отдельных практик)
-- ... таких курсов может быть множество, это и есть "магистерские специализации" и "курсы повышения квалификации", нам необязательно ими заниматься. Единственное к ним требование -- это в их изложении опираться на фундаментальное образование и ориентированность в сферах деятельности, так и побуждать интерес к углублению своих фундаментальных компетенций и общих и прикладных деятельностных компетенций.

UPDATE: обсуждение в https://vk.com/wall2449939_1829 и https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/1620128984759591/
Последнее изменение -- 8 ноября 2018
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments