Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Системный дыбр начала августа 2018

В понедельник-вторник на этой неделе прошёл мой трениг про то, как остаться востребованным специалистом в эпоху перемен перемен. Полуторачасовая версия тут: https://ailev.livejournal.com/1438343.html, но на тренинге это было 6 часов -- и мы ещё и разговаривали, так что было много ответов на вопросы, плюс чуть-чуть изменились примеры из презентации. Всё получилось, участники довольны, и я доволен. Пошёл набор группы второго потока, но повтор будет только через месяц, 5-6 сентября -- http://system-school.ru/uptodate. Очень хлопотный в подготовке тренинг: материал там быстро скисающий, так что для каждого нового потока приходится обновлять фактический материал.

Основное моё время прямо сейчас уходит на SysArchi -- так я назвал стиль системного моделирования на Архимейте. То, что ArchiMate 3.0 основан на ISO 42010, значит много, но не делает ArchiMate таким уж системным. Онтологически язык ужасен, и нужно предложить способы описания более-менее стандартных ситуаций, типа "программист написал программу, и теперь программа помогает кассиру": программа является при этом и объектом и пассивным и активным, а Архимейт такого не позволяет. Аристотелевская физика: палец давит на стол, но не стол давит на палец! И такого в языке много, нужно рассказывать, как такие нелепицы обходить. Первый драфт описания SysArchi уже ушёл на отзывы довольно ограниченному кругу лиц, в понедельник я начну работать над следующим драфтом. Если есть какие идеи, и у вас есть опыт онтологической работы, и работы с Архимейтом (то есть вам не просто любопытно, но вы чувствуете себя способным внести какой-то вклад в дело) -- присылайте письма, включу и вас в рассылку.

А ещё много работы по переделке курса "Системный менеджмент и стратегирование v2" для второго потока -- я потихоньку выполняю план из https://ailev.livejournal.com/1439503.html, времени-то до начала курсов осталось всего ничего: курс начнётся уже 19 августа, http://system-school.ru/sms.

Новинка сезона: Александр Турханов будет делать вводный курс по стейкхолдерам, в формате "два вечера", вот тут презентация его курса (раскладка по времени и видео): https://sdu2020.blogspot.com/2018/08/blog-post_3.html. А записываться на курс тут: http://system-school.ru/stakeholders, первый поток будет идти два вечера: 25-26 августа 2018.

Вчера в Школе прошёл семинар по системному маркетингу (скоро выйдет его видео, я дам тут ссылку, пока только ссылка на свёрстанный Дмитрием Сизовым текст его доклада, https://medium.com/@d.e.sizov_42690/системный-маркетинг-зачем-и-где-нужен-aceb2ec793ed). Доклад мне понравился. Можно надеяться, что по этой линии исследований на выходе получится хороший прикладной курс. Основная идея там, что продукт сам по себе не выпускается под уже имеющиеся потребности. Так что продукт представляет из себя инженерную часть плюс кусок потребительской головы, в которой есть практика потребления этого продукта и понимание его пользы. Разрабатывать и потом изготавливать нужно инженерную часть продукта и вот эту стейкхолдерскую часть. Стейкхолдер тем самым у нас ещё и объект инженерного воздействия! К системному инженеру, ответственному за альфы определения системы и воплощения системы в области интересов инженерного решения системной диаграммы добавляется системный инженер маркетинга, который ответственен в клиентской зоне интересов за подальфу возможностей "определение потребителя" и подальфу стейкхолдеров "воплощение потребителя". Совместить в одном человеке роли системного инженера и системного маркетолога, очевидно нельзя: компетенции у них существенно разные, один продукт делает, а другой кусок обученного мозга делает. И, конечно, операционный менеджер берёт на себя общий план работ, куда входят и работы системного маркетолога, а к CTO/CIO добавляется ещё и методолог маркетинга (chief marketing officer).

Про маркетинг, связанный с обучением, было несколько идей:
-- кусок мозга исполнителя стейкхолдерской роли с actionable discipline как часть целевой системы (это уже некоторое время обсуждается, например, тут: https://ailev.livejournal.com/1431056.html и уже более-менее общее место).
-- маркетинг в основе своей имеет метафору обучения (личного, когда знаешь, кого учишь, или безличного -- когда не знаешь, кого учишь, т.е. учишь неопределённый круг лиц, public education, реклама, пропаганда). Полный ЖЦ -- понять, чему учить, потом создать курс, потом заинтересовать, научить и в конечном итоге вывести на действие. Помним про шкалу аффективности Блюма, где эмоциональное отношение "знаю, умею, хочу -- так что распознаю правильную ситуацию и наверняка использую" является критерием самого обычного научения. Метафора обучения используется и в НЛП ("как ваш мозг выучил чуть что, так кусать ногти?"), в реформах/сопротивлению изменениям по TOC, в маркетинге (метод больших продаж, SPIN) -- и везде похожий жизненный цикл, https://ailev.livejournal.com/335435.html
-- похоже, что основной предмет маркетинга в том, что нужно удерживать мотивацию по ходу обучения пользования новым продуктом. Это опять таки, главная педагогическая задача: управлять мотивацией ученика. Все пути тут ведут к бихевиоризму, от поощрений к подкреплениям, что совсем другое. Вот заметки с десятого круглого стола про мотивацию в педагогике: http://ailev.livejournal.com/1316601.html
-- близкая дисциплина также системное лидерство: маркетинг ведь тоже ставит задачей превратить ничего не подозревающего человека в актёра, играющего предписанную ему маркетологом роль. Но не менее важная дисциплина тут стейкхолдерское мастерство: неважно, в какую роль и кто тебя заталкивает -- нужно это отслеживать, принимать на себя роль осознанно, если уж принял, то играть хорошо, а если не принимать, то уж не принимать. Никаких impulse buy! Я не думаю, что нужно так уж разделять стейкхолдерское мастерство для случая маркетинга как обучения пользе продукта и случая обучения практикам работы в коллективе. Ну, а в сам системный маркетинг нужно вставить обязательный кусок про этику: занимаемся ли мы маркетингом сигарет, пива, цинично разводим на покупку заведомо бесполезных вещей, или честно обучаем любить что-то реально клиенту полезное. Тут же вопросы о спаме, этичности холодных звонков и т.д.. Грязными руками в чужой мозг залезать нехорошо.

А после всего этого я сосредоточусь на запуске курса "Стейкхолдерское мастерство" (намечен вот тут: https://ailev.livejournal.com/1409122.html, какие-то подробности ещё в "системной осознанности" https://ailev.livejournal.com/1417932.html), плюс будем разбивать курс онтологики на три отдельные части -- отдельно обсуждать "онтологику", отдельно научное мышление (причинность, эксперименты), отдельно принятие решений в деятельности.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments