Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Что будет на втором потоке курса СМС2

В прошлое воскресенье я закончил первый поток "Системного менеджмента и стратегирования v2".

Улучшить курс по сравнению с первой версией удалось: участники поняли больше, к концу курса делали меньше ошибок в системных рассуждениях, и стали встраивать какие-то навыки в их рабочую (а кто-то и во внерабочую тоже) жизнь, а ещё сформировали планы последующего образования. Конечно, шесть дней занятий со мной и два дня семинаров по решению задач не дают желаемой профессиональной беглости ни в системном мышлении, ни в менеджменте, ни в стратегировании. Но они дают чёткую структуру сегодняшнего знания, дают возможность поднять голову, вытащиться из жизненной колеи и понять, что с этим всем делать дальше, как об этом думать. А кое-что из курса можно использовать в своей работе и жизни непосредственно, даже без дополнительного изучения.

Общая структура курса осталась почти без изменений, она представлена на странице курса http://system-school.ru/sms (кликайте на разделы программы курса, там краткая характеристика содержания в каждом разделе).

Вот что дали изменения во второй версии курса:
-- этот поток в части системного мышления удалось организовать как flip teaching: часть группы только читала учебник, но до занятий. А часть прошла и курс на Coursera. Так что я больше разговаривал по поводу разных примеров приложения материалов и давал больше деталей, чем что-либо там объяснял с нуля. Некоторые участники курса ухитрились и курс онтологики прихватить перед моим курсом, так что там вообще всё хорошо было.
-- системной холархией занимались полных два дня, и дальше непониманий по поводу сути системного подхода было сильно поменьше. Всё-таки число часов общения на птичьем системном языке очень важно, и базовые понятия лучше бы проходить не по верхам. Удивительно, но этот вроде как не слишком прикладной материал пошёл прямо в жизнь: участники курса говорили, что лучше стали понимать, чем именно они занимаются, и чувствуют теперь себя более уверенными при работе со всякими техзаданиями.
-- понятие жизненного цикла (управление жизненным циклом) и управление работами вводилось за один третий день. Да, это всё равно немножко тесновато, но управлению работами за один день всё одно не научишь -- только направишь на правильное чтение и дашь структуру этой предметной области. Зато прежнее мутное место разницы между управлением жизненным циклом и управлением работами стало абсолютно понятным, их перестали путать между собой. Аджайл и канбан, проектное управление и организационное развитие -- всё это перестало путаться. А поскольку с холархиями к этому моменту уже более-менее разобрались и основная системная терминология стала привычна, материал третьего дня про практики и работы шёл более легко, чем обычно.
-- больше половины четвёртого дня (т.е. после окончания части про системное мышление) отдали мини-практикуму: минут по сорок разбирались с целевыми системами участников курса. Это сильно добавило понимания: работа с примерами, типовыми ошибками, использование одних и тех же паттернов мышления в работе с самыми разными предметными областями (от искусственных островов до интернет-магазинов, от криптографических систем до торговли строительными материалами для частного строительства, и т.д. -- у меня на курсах обычно не соскучишься, у всех очень разные проекты. И демонстрация одинаковости мышления для них обычно очень ценна: курсанты понимают, что им уже не так страшна будет смена предметной области).
-- материалы дней по развитию и совершенствованию и стратегированию были немного перетасованы, и изложение стало логичней. Но всё равно проблем в этой последовательности "развитие и совершенствование" (где я углубляю понимание понятия "практика" и обсуждаем альфы технологии и команды), "инженерия предприятия" (с упором на архитектуру и выход на моделеориентированность), "стратегирование" (где разбирается главным образом альфа возможностей и governance) остаётся ещё множество.

Во втором потоке (на него уже открыт набор, начало 19 августа -- http://system-school.ru/sms) это всё сохранится, но будут и новинки:
-- рабочие тетради с упражнениями и два сорта сертификатов: "освоил курс" и "прослушал курс" -- кто не будет сдавать заполненные тетради, тот "прослушал", а кто будет -- тот "освоил". Проверяемые домашние задания должны чуток добавить к практичности, поднять КПД от прохождения. На других курсах у нас домашние задания есть, а у меня они были, но я относился к их выполнению снисходительно. Вот, начну проверять. А поскольку работы там много, то часть интервалов между днями курсов будет не две недели, а даже три недели. Так что все должны справиться.
-- я планирую таки сделать "системный архимейт" (так я называю соглашение о моделировании в архимейте, которое я взялся разработать) и курс будет его включать. Это существенно повлияет на содержание дня пятого и шестого (где используется архимейт), но можно попробовать выйти и на чуть больше моделеориентированности.
-- в материал курса будет добавлено побольше про capabilities и value streams. Это сегодня уже must.
-- добавится материал по разборке с полномочиями-ответственностью. А то со стейкхолдерами разборки подробные, а вот с должностями не очень.
-- будет разобрано больше ситуаций, где в сервисе участвуют люди: обычно там люди и как стейкхолдеры (с их целями) и как материал (сервис меняет их состояние). Все эти магазины, корпоративный софт, учебные курсы и т.д..
-- а поскольку чудес не бывает, и за все добавки нужно платить, то я что-то вынесу из курса в отдельные материалы. Хорошим примером тут является системное лидерство: в курсе о нём буквально один слайд, но полный материал доступен в виде отдельного двухдневного курса (кстати, этот курс тоже активно перерабатывается прямо сейчас -- и версия вторая пойдёт 29 сентября, http://system-school.ru/leadership).

Наверняка будут и другие какие-то изменения, аппетит ведь приходит во время еды. Так что до встречи на новом курсе, запись тут: http://system-school.ru/sms. Это один из немногих курсов, где берём "с улицы", не требуя предварительной подготовки.

С другой стороны, поскольку в первые три дня тренинга планируется flip teaching (нет подробных лекций по новому материалу, сразу идут беседы с преподавателем, ответы на вопросы, разбор примеров и т.д.), то рекомендую сразу после записи читать учебник "Системное мышление" и/или проходить курс в Курсере до третьей главы/недели включительно (130 страниц). Ко второму дню тренинга -- до пятой главы/недели включительно (150 страниц). К третьему дню тренинга -- до конца, т.е. до 8 главы/недели включительно (120 страниц). А дальше письменных материалов в виде учебника или онлайн-курса нет, будут лекции и рекомендованные книги по отдельным темам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments