Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Практикум по системному мышлению: уже в это воскресенье

Практикум -- это про "налёт часов". Учебник по системному мышлению помогает примерно так же, как учебник по полётам на авиалайнере: будешь знать названия приборов в кабине, но летать не будешь. Для полёта нужен "налёт часов", практикум. Практикум по системному мышлению раньше был доступен только в моих вузовских курсах (все писали эссе и получали обратную связь), а также в виде менторства в Школе системного менеджмента.

После выхода видеокурса с учебником и задачами (http://www.systemsthinkingcourse.ru/) я избавился от необходимости рассказывать содержание на тренингах и появилась возможность сделать практикум.

Вчера я закончил последний (девятый!) поток "Системного менеджмента и стратегирования", а уже в это воскресенье 8 апреля 2018 уже начну четырёхдневный практикум по системному мышлению -- http://system-school.ru/event/praktikum-sistemnoe-mshlenie-08-04-2018/.

На практикуме мы будем три дня разговаривать о самых разных проектах участников на системном языке, а в четвёртый день поговорим про личное развитие участников. Так что это будет что-то типа "группового менторинга". В курсе будет только один установочный лекционный кусок по личному развитию в начале четвёртого дня (ибо учебника-видео-задач на эту тему пока нет). Один из видов отзывов на наши курсы -- это "помогли выбраться из колеи". А хотелось бы заранее помогать не попадать в колею, из которой потом придётся выбираться. В школе и вузе этому, увы, не учат. Вот, мы учим.

Я прошу всех участников определиться с проектом, который мы будем разбирать на практикуме: написать по нему хотя бы одну страницу текста с характеристикой всех семи альф. Это убивает сразу двух зайцев:
-- гарантирует, что участники знают про существование альф, то есть дочитали учебник до последней главы (это лучше) и/или досмотрели видеокурс до последней недели.
-- подготовились к работе с чем-то из жизни, а не оторванной от жизни работы с "учебным проектом".

Я понимаю, что с проектом могут быть сложности. Возможно, проект захочется выбрать или переопределить прямо на практикуме -- с этим нет проблем. Скорее всего в ходе разбирательств проект и название поменяет, и границы, и содержание. Менеджеры вообще любят пять самых разных проектов с абсолютно разными стейкхолдерами и целями объединить в один проект, приходится выделять потом из такой связки что-то одно. Обычно в ходе менторских проектов так всегда и бывает: половина времени уходит просто на то, чтобы понять целевую систему, и тут наверняка тоже такое будет. Так что для особо сомневающихся в своём выборе проекта я готов смягчить условие: зачесть в качестве эссе сертификат курсеры или еНано -- тут будет хотя бы гарантия, что участник решал задачи. А с проектом мы тогда уже разберёмся прямо по ходу практикума, от этого всё одно никуда не деться. Это ведь самое трудное: понять, что ты (и многочисленные стейкхолдеры вокруг тебя ) хочешь сделать, где границы этого дела. Дать этому приемлемое имя. Или убедиться, что дела на получится -- и тогда нужно срочно прекращать проект и заняться чем-то другим. Такое ведь тоже бывает, и более чем часто. Системное мышление как раз и нужно для того, чтобы вовремя замечать и исправлять ошибки, в том числе и ошибки с выбором проекта.

У меня большой соблазн также воткнуть в тренинг пару упражнений из тренинга онтологики, прежде всего работу со стейкхолдерскими онтиками. Я-то считал, что это не требует особого тренинга. Но когда я увидел, какие трудности вызывали упражнения по определению стейкхолдерской позиции по речи стейкхолдеров, как тяжело давалось практическое освоение работы с онтиками (а ведь это и есть view+viewpoints!), я понял, что с системным мышлением без какого-то дополнительного тренинга в этой области ничего не получится. Так что я добавлю в разбирательство с проектом ещё и эти кусочки. Будем играть в ролевые игры, изображать стейкхолдеров. Да, безо всякого стейкхолдерского мастерства, уж как умеем. Главное -- эту работу с материалом курса на проектах из жизни нужно практиковать, щупать самому руками, смотреть глазами, привыкать улавливать на слух. Практикум. Делать. Глаза боятся, руки делают. С мозгами то же самое: глаза боятся, мозги думают.

Ещё пожелание к участникам: выделяйте, пожалуйста, время на домашнюю работу. И как минимум, вам захочется ещё раз прочесть учебник. Это 400 страниц текста, это не быстро. Это вы будете делать без меня. Со мной вы будете работать практически, а учиться-доучиваться придётся дома. Не забывайте выделять на это время! Всех, кто особо хвалил мой курс за его феноменальные результаты, отличало одно: они тратили в день на работу с учебником-задачами-упражнениями-дополнительной литературой по паре часов в день, каждый день. И результаты их радовали. Чудес не бывает, за четыре дня практикума без работы вне этих дней системное мышление не освоишь, даже если провести эти четыре дня в практической работе с обратной связью от меня лично. Требуется работать (прежде всего размышлять, не только читать!) и в промежутках между днями практикума.

А ещё принимаются любые советы по организации практикума, ещё не поздно их учесть. Это первый поток, будем экспериментировать. Один из советов я уже попробую учесть: из материала проектов участники должны будут формулировать дополнительные задачи для курса. И им полезно для осмысления (практика постановки задач) и идущим по их стопам будет полезно -- ибо нынешних 200 задач для разбирательства с материалом курса мало, нужно поднять число задач на порядок. Это должно быть хорошее упражнение! Меня ведь практикум интересует не просто как "дешёвый консалтинг по проекту участника", а именно как практика системного мышления -- обобщение мышления с одного проекта на их множество. На накормить рыбой, а научить ловить рыбу. Практически научить. И затем помочь спланироваться: как развиваться дальше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments