Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

И опять об школьную литературу

Евгений Патаракин выступил с инициативой чуток расшатать основы школьной "литературы" (https://www.facebook.com/patarakin/posts/10155912434794788):
Сдвиг в грамотности от текста к компьютерной игре. Интерактивные игры и модели как жанры современной литературы. Марио как Колобок, Дж. Ги как Н.А. Добролюбов. Современное понятие медийной грамотности предполагает не столько начитанность, но и насмотренность и наигранность.
И тут же на него налетели любители классики, и начали клевать ему печень за то, что он решил дать людям этот огонь. Я не выдержал, и поддержал:

-- Ну хоть кто-то на эту тему что-то начал делать. Я уж сколько об этом говорю! http://ailev.livejournal.com/1295195.html и https://ailev.livejournal.com/1350731.html и http://ailev.livejournal.com/1368337.html это только из относительно свежего. Или вот чуть пораньше -- http://ailev.livejournal.com/1048055.html. И там везде длиннющие дискуссии: "я про Херобрина ничего не знаю, но я скажу".

За 40 лет с точки зрения литературы в мире ничего не произошло, "все лучшие произведения уже написаны, лучшие писатели определены, и не надо возвращаться к этому вопросу". Тьфу. Отрок использует недостатки школьной программы в свою пользу: за заученные наизусть стишки автоматом ставят пятёрку, и он регулярно производит обмен получаса времени заучивания какой-нибудь антикварной ерунды на полновесную пятёрку. Вот такая школьная литература: никакой к ней любви, всё абсолютно по расчёту. Любовь же к Херобрину (литературный персонаж машинима в Майнкрафте -- но преподаватели литературы не знают, что это должно бы проходить по их ведомству, а интернет-обыватели поэтому не включают в обсуждение. А зря).

-- [ Песен о том, что классическая литература умерла, пели много, вы в этом не оригинальны. Пели -- и кто этих певцов помнит? Классика знаете почему классикой зовется?]
-- Почему классика зовётся классикой, я знаю. Поэтому и обсуждаю появление новых образцов, это же не мёртвое понятие!

Но я знаю в том числе много из того, что знатокам классики в объёме школьной программы и в голову не приходило. В этом и фишка. Старость начинается, когда прекращаешь воспринимать, и начинаешь вспоминать. И старперы бывают ведь не только по возрасту (как я), но и по культурному развитию (у которых оно остановилось на древних временах).

Отдельный разговор о том, "кто этих певцов помнит". За госбабки и под страхом волчьего билета в виде ОГЭ все будут помнить ровно тех певцов, которых силой впихивали в головы. Я вот против этого вноса литературы в головы на штыках. Если это культурное насилие убрать, то можно бы с цифрами поговорить, кого действительно помнят, и как устроена нынешняя "память" с поисковыми машинами, рекомендательными системами и статистиками.

В музыкальной индустрии сервисы типа "пандора" начали неожиданно вытаскивать из небытия многих хороших артистов: оказалось, что сама музыка много чего значит, если проводить её к слушателям мимо критиков, муз.редакторов, диджеев и прочих "популяризаторов". Жизнь изменилась, глупо этого не учитывать. Живём в новом мире, нужно ему соответствовать, и для этого много знать нового, современные образцы (классику), а не замшелые.

Но я понимаю, что за госбабки культура замшелости отличненько воспроизводится в масштабах страны, так что вы там спорьте все сами с собой, а я сам своему сыну урок современной культуры дома делаю: даю ему доступ в интернет, и понемногу подсказываю, что там ещё интересного можно найти, чего его учителям и в голову прийти не сможет, в силу их общей культурной отсталости.

-- [Кто сказал, что старперов по духу больше среди поклонников Севастопольских рассказов, чем среди поклонников Дюны? Среди поклонников Моцарта, а не среди поклонников Штокхаузена?]
-- Про "старпёров по духу" отдельно можно поговорить, что это означает. Дух-то может быть ого-го, только толку с него никакого, неадекватен современности этот дух. Когда Кена Уилбера спросили, чем он отличается от Будды, он ответил "с точки зрения просветления -- ничем. Но я ещё умею водить джип". Вот это и есть ответ. Дух такой же, но знающие современную культуру знают современную культуру, а знающие классику знают только крошечную часть старинной культуры. С ними оказывается, разговаривать неинтересно, они ведь просто разговор не поддерживают!

И это я ещё не цепляю тему подмены уроков этики, психологии, социологии уроками литературы, где преподносятся псевдоверсии этих наук на фиктивных текстах. Разговор про "дух" ведь точно туда заведёт ;)

То есть "уроки литературы" не про культуру ни разу, а про совсем другое, в том числе "патриотическое воспитание", например. А культура? Культура не изучается, из неё берётся только литература, причём древняя и главным образом только "отечественная".

-- [Если я вас спою арию Ленского, то вас придется откачивать. Претензии ко мне или к Пушкину с Чайковским?]
-- Претензии к выбирающему арию Ленского. Я лично, кстати, пользуюсь платным http://music.yandex.ru -- он отлично выбирает хорошую музыку! И арию Ленского мне не подсовывает (да, я слушал оперы в хороших исполнениях, и даже в Большом Театре, но мне никогда оперы не нравились, а в число немногих интересных мне арий ария Ленского никогда не попадала. Ну, и есть более современные арии, например я слушал много вариантов исполнения арии Дивы Плавалагуны, причём в человеческом исполнении, появления каких исполнений авторы арии никак не ожидали. Но это и есть культура, одно надёжно устаревает (часто целыми жанрами), другое новое и более качественное появляется (если не более качественное, то нечему было бы устаревать -- конкуренции бы не было, новое бы просто проигрывало старому).

В культуре сейчас изобилие, каждому по потребностям. И фтопку всех тех, кто хотел бы вменить мне эти культурные потребности. Ну, или вменить эти культурные потребности моему сыну на обязательных уроках по промывке мозгов.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10212060717687285
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments