Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Искусственные Страдивари для скрипки Энгельбарта

Очередная важная работа по лини "компьютерной революции, которая ещё не началась" (Алан Кей уточнил, что она начнётся, когда новые программы не столько будут автоматизировать работу людей, сколько помогать людям думать и быть творческими новыми способами): https://distill.pub/2017/aia/, Using Artificial Intelligence to Augment Human Intelligence.

Текст довольно густой, он очень близок к моим недавним рассуждениям про спектр мышления (https://ailev.livejournal.com/1390318.html, https://ailev.livejournal.com/1391038.html) но базируется в парадигме внимания к паттернам/репрезентациям/важному-в-модели/метамоделям/viepoints между разными уровнями мышления и понятию генеративности по этим паттернам. Паттерны тут по факту "фичи" в machine learning (которые выучиваются, а не задаются -- и они же latent variables, потому как в GAN нет языка "фич", а язык encoders-decoders), обнаруживаются машинно, но затем встраиваются в моделер -- и у человека появляется новая интуиция в терминах этих компактных репрезентаций/viewpoints. В этой новой интуиции и фишка. Хорошая репрезентация -- это которая удивит чем-то новым, которое в ней становится известным про моделируемый кусок мира. То есть язык "удивления" будет очень симпатичен для LW-тусовки. И этот же язык "оптимума удивления -- не меньше, и не больше" симпатичен для теорий креативности и интереса Юргена Шмитхубера и разных других похожих (я делал некоторые обзоры в http://ailev.livejournal.com/1293469.html и http://ailev.livejournal.com/1297969.html). Важно, что речь идёт не о просто symbolic variable binding, например по пути коннективизации онтологической инженерии http://ailev.livejournal.com/1283541.html. В http://ailev.livejournal.com/1284038.html -- я писал в связи с теоркатегорной композиционной распределённой семантикой, что "ключ к созданию хоть как-то думающих информационных систем -- это гибридизация в них минимально двух (а лучше больше) механизмов: символистского (формального) и коннекционистского/распределённого (непрерывного)", а сейчас вот обсуждаем "спектр", то есть множество разных механизмов с репрезентациями между ними.

Когда будете читать, обязательно вспомните про CAN, creative adversarial networks (удивительно, почему их там не помянули, я писал об этом в https://ailev.livejournal.com/1374921.html. Про скрипку Энгельбарта подробней у меня в "никто не хочет учиться играть на XYZ" http://ailev.livejournal.com/1158826.html и "компьютеры в помощь крутым перцам: не мейнстрим" http://ailev.livejournal.com/1240994.html. Собственно, разбираемый текст предлагает считать, что скрипку Энгельбарта всё одно нужно делать, но делать её должны даже не сами люди, а те самые искусственные интеллекты. Создание искусственных Страдивари для скрипки Энгельбарта и будет содержанием "компьютерной революции". Моделеры, viewpoints которых задаются ИИ, но интуиции по пользованию этими моделями потом появляются у пытливых простых смертных, не боящихся учиться играть на скрипке. Статья по факту говорит, что ИскИны должны порождать новые когнитивные режимы, то есть порождать новую рациональность -- новые способы порождения всё более актуальных и точных моделей мира. Актуальненько для "искателей пострациональности", компьютер им в руки -- и вперёд!

Про то, что желающих попроще (в упомянутой статье о них говорится как о желающих user friendly интерфейсе в традиционном смысле) можно иногда и послать подальше, я писал тут, то есть я сам не открещиваюсь от лагеря последователей линии Kay и Engelbart, хотя и признаю маргинальность и нишевость этой линии: https://ailev.livejournal.com/1385867.html. "- Вы полагаете, всё это будет носиться? - Я полагаю, что всё это следует шить!" (http://www.karaoke.ru/song/4220.htm).

Хотя придут критики и скажут, что на этой сделанной Страдивари-Искином скрипке Энгельбарта потом будут играть не люди, а тоже искусственные интеллекты. Ну, пусть играют, это не жалко. У этих интеллектов будет свой кайф, у меня (не факт, что ко мне присоединится очень много других людей) свой, у потребляющих user friendly интерфейсы "любителей попроще" свой кайф. Ничем не отличается от сегодняшней ситуации, где каждый занимается чем-то своим интересным, практически не пересекаясь с остальным человечеством.

Захотелось ещё раз поглядеть, что нового у Саймона Колтона с его computational creativity -- http://ccg.doc.gold.ac.uk/simoncolton/, хотя там какой-то застой. Я писал про его манифесты ещё в 2011 году: http://ailev.livejournal.com/902173.html, и там про эти же паттерны/репрезентации я писал как про грамматики. В этом тексте 2011 года я писал про работы типа CAN -- сочинение стилей, причём с приноровлением овладения этими стилями к способностям учеников. Та самая "не очень большая новизна". Как всегда, в 2017 году всё реализовалось, но иным способом. В 2011 году я писал "танцы ведь -- это тоже грамматика", а теперь мы знаем, что нейросетка парсирует текст на естественном языке много лучше, чем какие-то грамматики. Коннективистская модель в этом плане много лучше грамматики, но находится в разы ближе к интуитивному концу спектра мышления. Танец в этом плане оказывается ближе к неухватываемому грамматикой языку, репрезентацией ещё более неухватываемых языком ситуаций -- "мысль станцованная есть ложь".

И, конечно, есть ещё линия на новизну и эволюционность: против целей http://ailev.livejournal.com/1254147.html, моя космонтика http://ailev.livejournal.com/1268678.html. Ибо это "удивление", линия на поиск нового -- она сама по себе важна.

Нужно как-то эти парадигмальные сдвиги, это state-of-the-art мировоззрение собрать в кучку да изложить последовательно, поделиться пониманием. Ибо в разных языках, в разных тусовках появляются очень похожие мысли про мышление и творчество, это нужно как-то гармонизировать и компактифицировать, дать карту происходящего -- хотя бы для того, чтобы хотя бы ненадолго не чувствовать себя потерянным в этом мире стремительных изменений. Форма такой фиксации уже становится понятной: передача понимания происходит в виде учебного курса.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/1324974394275053/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments