Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Об проектное управление в 2017

Вот как я понимаю происходившее в 2017 с проектным управлением:

1. Проектом на русском языке называют всё что угодно, вообще не имея ввиду классический project management как его определяют в PMI PMBoK или в PRINCE2. Проектом тем самым будет назван и кейс починки протекающего унитаза в офисе, и программистский трёхмесячник SCRUM в котором вообще не строилось диаграммы Гантта (зато с выдачей через месяц после начала MVP, ещё через пару недель второй версии этого MVP и затем ещё через неделю крутым pivot с полной перепиской продукта), и даже какая-нибудь певица у какого-нибудь продюсера (при этом сама певица в "проекте" может быть легко заменена одна на другую без переименования проекта). И даже то, что сертифицированные по какой-то версии (PRINCE2, PMI PMBoK, P2M и т.д., имя им легион) УП называют "программой", тоже вполне могут назвать "проектом" -- в 2017 году такое встречал у клиентов неоднократно. Про несуществующую в русском языке разницу между проект/design и проект/project я вообще молчу. Так что "управление проектами", "проектное управление", "управление проектом" и "управление в проекте" -- нужно каждый раз аккуратно интересоваться, что имеется ввиду под "проектом", в 2017 году ситуация с этой лингвистической неразберихой стабильна.

2. Классические управляющие проектами (которые сертифицированные) в России начали интересоваться системной инженерией, но таких интересующихся пока единицы. В любом случае, это бесконечный прирост по сравнению с нулём. Возможно, переломным тут будет 2018 год, но в 2017 определённо что-то начало происходить.

3. Консультанты проектного управления начали советовать клиентам ставить не программы проектного управления, а issue trackers. Я это советую давно, но что это начали делать сертифицированные профи -- этого я до 2017 года не слышал. Трекеры перестали быть экзотикой, они перестали быть доступными только программистам -- ими в 2017 году пользуются чуть более чем все.

4. Тем временем, мессенджеры с их "чатиками" стали народными программами управления проектами -- под каждый "проект" в понимании пункта 1 заводится отдельный чат, и в него инициатор проекта затаскивает на условиях opt-out толпу стейкхолдеров, внутренних (команду) и внешних (всех, до кого можно дотянуться и кто не сбежит через пять минут после затаскивания). Если поглядеть на список чатиков в мессенджере, то больше половины из них не "сообщества" (с трындежом "за жизнь"), а группы-команды проекта (с коммуникацией по поводу достижения какого-то результата, выдачей поручений, приёмкой работ и прочим управлением работами). В этих чатиках пока не хватает функциональности трекера, чтобы отслеживать работы (прохождения цикла issue-task-notice), но "попроектная структура коммуникации" в мессенджерах уже налицо. Похоже, что в проектном управлении этот opt-out в сочетании с инфраструктурностью (основное свойство инфраструктуры -- это повсеместность, ubiquity) мессенджеров определяющ: происходит что-то типа происходившего с вебом после появления механизма френдования в соцсетях, проектное пространство стало социально-сетевым, живым. В 2017 мессенджеры как IT-платформа проектного управления (в смысле пункта 1), по массовости уже сравнимая с трекерами, -- это уже очевидно.

5. Самым крутым теоретическим докладом по проектному управлению в 2017 году я считаю доклад Александра Турханова: в нём он рассказал про использование онтики DEMO для понимания происходящего в классическом проекте, вот тут видео ("берём DEMO и препарируем им альфу "Работа": https://ailev.livejournal.com/1386628.html. Мне особенно там понравилось, что можно легко объяснять, почему менеджеры пишут менеджерское содержание в работы (координационные акты -- подписание договоров, приёмки-сдачи и т.д.), а не собственно производственные акты (выполнение инженерных работ, изготовление чего-нибудь). Вообще, в этом году мне понравилось, что сдули пыль с ожидающего несколько лет своей очереди DEMO -- поскольку окончательно "процессный подход" сдулся и уже не нужно всем объяснять, как DEMO поможет отмоделировать "процессы" для их автоматизации, можно пообсуждать DEMO с его сильных сторон. С другой стороны, и "проектный подход" в классическом варианте тоже сдулся, победил кейс-менеджмент.

6. По итогам года все разные слова про "пулл" и "пуш" планирование, слова из голдратовских книжек, рассказок про бережливое производство и всё остальное проиграли слову "канбан", который не изначальный производственный канбан, а kanban for development, от которого отлетели слова for development -- и остался только общий принцип незапуска в работу многих задач. В 2017 году канбан-доски стали массовыми, без них уже не обходится ни один проект (опять-таки, в смысле пункта 1).

7. Проектные офисы перестали заниматься проектами, ибо в 2017 году все вне этих офисов уже умеют заниматься проектами так, что помогать особо не нужно. И чтобы не закрываться за ненадобностью, проектные офисы занялись управлением программами -- то есть кейс-менеджментом, только кейсами там являются проекты. Управление программами это кейсы от "проекта" (даже в этом случае классических проектных управляющих понимаемого по пункту 1) вверх, а управление кейсами (часто называемое управлением задачами) это управление от "проекта" вниз.

8. Связь между моделью проекта и моделью продукта (разные варианты Multi-D) продолжает вызывать оторопь, но уже не такую оторопь. Конечно, упоминание WBS в связи с управлением конфигурацией ещё вызывает взрывы возмущения в среде инженерных менеджеров, но это не сравнить с тем, что было буквально два-три года назад. Идея, что с каждой частью системы выполняются какие-то работы и структура работ тем самым связана со структурой системы -- эта идея уже не воспринимается как революционная и остромодная, 2017 тут стал переломным.

9. Слово agile окончательно перестало обозначать что-то осмысленное. Ровно в тот момент, когда сертифицированные по PMI PMBoK УП осторожно начали признавать, что agile тоже имеет право на существование (ну не "процессы" же там, в самом деле! Поэтому забрать! Если нельзя победить, то нужно возглавить!).

UPDATE: обсуждения в фейсбуке -- https://www.facebook.com/alex.turkhanov/posts/10214479033466683 и https://www.facebook.com/konstantin.okorokov.3/posts/1487950097941460 и https://www.facebook.com/pshestopalov/posts/1924670337550867
Subscribe

  • Понятие стратегирования

    Продолжаю девятую переписку "Методологии". По традиции привожу первый переписанный (по факту -- вновь написанный, но всё-таки я переписал тут кусочек…

  • Обсуждения в ШСМ, сентябрь 2024

    В методсовете идёт обсуждение, какова школа в восприятии ширнармасс и насколько широки эти народные массы. После того, как выяснилось, что у нас "не…

  • lytdybr

    Съездил на танцевальный фестиваль в Витязево под Анапой (был 1-8 сентября 2024), позанимался там сальсой и блюзом (в варианте slow drag), рассказал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • Понятие стратегирования

    Продолжаю девятую переписку "Методологии". По традиции привожу первый переписанный (по факту -- вновь написанный, но всё-таки я переписал тут кусочек…

  • Обсуждения в ШСМ, сентябрь 2024

    В методсовете идёт обсуждение, какова школа в восприятии ширнармасс и насколько широки эти народные массы. После того, как выяснилось, что у нас "не…

  • lytdybr

    Съездил на танцевальный фестиваль в Витязево под Анапой (был 1-8 сентября 2024), позанимался там сальсой и блюзом (в варианте slow drag), рассказал…