Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Новому учебнику системного мышления быть

Сегодня проснулся и принял решение: учебник системного мышления буду переписывать, но без излишнего перфекционизма -- чтобы успеть к следующему студенческому потоку. Я примерно так и делал уже пару раз. Цели:
-- окончательно изменить название с "системоинженерного мышления" на "системное мышление", абстрагироваться от сферы использования этого мышления. А то мы сейчас менеджерам даём учебник системноинженерного мышления, что нехорошо (правда, там 70 страниц про инженерию предприятий, но это по факту приложение, а не основной материал).
-- последовательность изложения, акценты на инженерию и менеджмент для сегодняшнего варианта курса и изложенного в предыдущей версии учебника уже разошлись существенно, плюс появились задачи, на которые можно опереться. Конфигурация видео/семинаров, текстов, слайдов развалилась, нужно как-то всё опять собрать в кучку.
-- кроме видео и слайдов должна быть книжка "канона" для всех групп. Традиция не должна быть устной, это ж у меня не эпос с картинками. Текст с картинками воспринимается принципиально по-другому, нежели видео с рассказом по тем же картинкам.
-- хотелось бы упростить изложение (хотя это и не главная цель, тем не менее). Вот я об этом вчера писал: http://ailev.livejournal.com/1321677.html -- главное тут не зарыться, ибо содержание сначала, изложение потом, мотивирование совсем потом. Это ж разделение труда: я методолог сначала, коммуникатор потом, педагог (у которого главное отношение -- мотивации учеников) совсем потом.
-- сделать его короче -- пусть учебник потеряет в академичности, но что толку в академичности, если текст не дочитывается?!

Вот примерное оглавление (оно же -- оглавление содержания моего двухдневного тренинга системного мышления из программ курсов http://ailev.livejournal.com/1232632.html. Тут нет никакой конкуренции текста учебника и меня лично: я письменный и я устный -- это абсолютно разные продукты, спросите у тех, кто был на моих занятиях. Более того, я прошу прочесть учебник перед тем, как прийти на курсы, это сильно поднимает КПД этих курсов!):

1. Как определить свою систему среди чужих
1.1. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы
-- Понятие воплощения системы
-- Театральная метафора: стейкхолдеры и многерица
-- Практика «Кто у вас был на последнем совещании?»
1.2. Целевая и использующая системы
-- Системная холархия
-- Потребности, требования, ограничения (архитектура)
-- Разнообразие видов целевых систем
1.3. Как определить целевую систему
-- Примеры определения целевой системы
1.4. Мини-сессии по определению целевой системы
-- Практическое занятие на примерах систем участников
2. Жизненный цикл системы или проекта?
2.1. Определение системы
-- Определяемые базовые структуры: компоненты, модули и размещения
-- Понятие требований
-- Понятие архитектуры
2.2. Понятие жизненного цикла
-- понятие жизненного цикла системы и проекта 1.0
-- Жизненный цикл 2.0: это про обеспечивающую систему
-- Понятие о практиках и методологиях
2.3. Вид жизненного цикла
-- V-diagram
-- Agile-циклы
-- Отличие инженерного и менеджерского представления о ЖЦ
2.4. Системная схема проекта и многомерный жизненный цикл
-- Системная схема проекта
-- Синхронизация изменений воплощения системы, определения системы, возможностей, стейкхолдеров, команды, работы, технологий.
Из опубликованного материала по этой схеме идут слайды и задачи из http://system-school.ru/wp-content/uploads/2016/11/system_thinking_11nov2016.pdf

То, что не помещается в это содержание и не входит в число выбранных мышлем из http://ailev.livejournal.com/1278600.html будет пока жёстко вычёркиваться (например, взаимоотношения науки и инженерии, главы про инженерию предприятия). Зато появятся задачи и какой-то разбор небольшого их числа.

Как себя подбодрить? Есть шанс копипастить материал из старого учебника, хотя это и призрачная надежда. А ещё в слайдах уже собраны готовые картинки и аутлайн изложения. Опять же, цель -- написать книжку поменьше, а не побольше! Но всё равно это каторга, вторую версию учебника я тоже думал, что быстро закончу, но не тут то было. В любом случае, будет чем заняться долгими зимними вечерами, а в каникулярное время и зимними днями тоже.

Приступаю немедленно, не нужно ждать понедельника для начала новой жизни. Удачи мне.

UPDATE: обсуждение ещё и тут -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10208968122934349
Subscribe

  • lytdybr

    Я написал, что регламенты -- это учебники, а табличное моделирование альф -- это домашки (четвёртый пункт в…

  • lytdybr

    В это воскресенье закончился поток СМИ27, по итогам -- три мастера, один практик. Из экспериментов -- включение скоростного прохода по…

  • Обновление "Системного обучения личности".

    В курсе "Системное обучение личности (пререлиз)" обновлены разделы: 4. Практика методической работы: "как учить" 5. Архитектурная работа в обучении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • lytdybr

    Я написал, что регламенты -- это учебники, а табличное моделирование альф -- это домашки (четвёртый пункт в…

  • lytdybr

    В это воскресенье закончился поток СМИ27, по итогам -- три мастера, один практик. Из экспериментов -- включение скоростного прохода по…

  • Обновление "Системного обучения личности".

    В курсе "Системное обучение личности (пререлиз)" обновлены разделы: 4. Практика методической работы: "как учить" 5. Архитектурная работа в обучении…