Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Кизомба, экзотело и бейсик для танцующего интеллекта

Традиционная метафора социальных танцев (в которых нет заученных фигур, а есть ведение со стороны партнёра при минимальной импровизации со стороны партнёрши) -- это партнёрша как музыкальный инструмент и партнёр как исполнитель музыки на этом инструменте. Инструмент -- это типичный случай экзотела, причём хороший исполнитель воспринимает этот инструмент как продолжение своего тела. Партнёр играет, партнёрша звучит. Партнёр ведёт (lead), партнёрша следует (follow), часто менее литературно говорят "ведётся" и даже обсуждают "упражнения для ведомости".

Я уже поминал парные танцы как пример сложного случая проявления экзотела в эскизах к архитектуре психики (http://openmeta.livejournal.com), когда говорил о "четырёхногом звере" из манги Ballroom e Youkoso (главы 30 http://mangapark.me/manga/ballroom-e-youkoso/s3/c30 и 31 http://mangapark.me/manga/ballroom-e-youkoso/s3/c31): в момент соревнований главный герой вдруг ощущает себя четырёхногим, при этом даже неясно происхождение второй пары ног, ибо в реалии это ноги партнёрши, но они не ощущаются главным героем как чьи-то чужие ноги, а партнёрша "исчезает"!).

Интересно, что происходит в этом случае с партнёршей: судя по их самоотчётам, они "растворяются в танце и оказываются посреди музыки, между небом и землёй" -- возникает особый, чрезвычайно эмоциональный и приятный танцевальный транс.

Это и есть одна из целей социальных танцев: достигнуть состояния connection, "со-единения" (не путать с "контактом", который просто обозначает, что два тела соприкасаются и не имеет отношения к психопрактикам). Это connection социальных парных (т.е. с "партнёрством", partnering) танцев как психотехническая цель существенно отличается от других целей различных парных традиционных психопрактик типа тантры (там единение не столько друг с другом, сколько с Абсолютом) или парного совершенствования у даосов (впочем, довольно давно там победило одиночное совершенствование -- партнёр для тамошних психопрактик опционален, и цель отнюдь не состояние connection).

В социальных танцах транс (активный, uptime), изменённое состояние сознания (в том числе connection) не явная цель, и о главенстве этой цели можно прочесть только в специальных материалах. Эта цель эзотерична, "непосвящённым не понять". А кто почувствовал connection, сами придут и будут просить ещё. В этом плане занятие социальными танцами самозатягивающая практика: туда приходят все с абсолютно разными целями (это уже консенсус, что нет людей с одинаковыми целями в танце -- кто-то хочет "знакомиться", кто-то похудеть, кто-то "на других посмотреть", кто-то "себя показать", кто-то восполнить недостаток двигательной активности, кто-то просто убить свободные вечера, кто-то уйти от одиночества и т.д. -- у всех своё). Но потом, как у дона Хуана с Кастанедой: магию никто не учит добровольно, все приходят в обучение магии через обман, а потом увязают в новой реальности. Парный танец -- это магия, туда приходят за одним, а потом увязают в совсем другом: в hard fun, в трудной работе, которая приносит какое-то весьма специфическое и сильное удовлетворение в виде ощущения connection (конечно, есть и много других удовлетворений, но вспоминается потом именно connection, ощущение единства, соединённости, абсолютной синхронности и общности).

Более того, в разных танцах этот connection разного типа, и от партнёров для его получения требуется разное поведение и мастерство, разная сила и физические данные. Для примера в этом танцевальном спектре можно рассмотреть:
-- контактную импровизацию (contact improvisation) с равноправием партнёров, оба "ведут" и "следуют", плюс отсутствие предписанной формы -- кроме обязательного наличия контакта. Это что-то типа "белого стиха" в поэзии: вроде как высшая форма, ограничений никаких, только занимаются этим жанром поэзии немногие и нобелевку по литературе дают обычно не за него. Собственно, и партнёров может быть больше, чем двое (хотя это редко). Это танцуют примерно вот так: https://youtu.be/lLhuKdPsFHI, впрочем тут и пол партнёров неважен: https://youtu.be/vDPlSp9HdEk (но это не единоборство, а наоборот -- единонеборство!).
-- зук (zouk), появившийся поначалу в Бразилии из ламбады, а теперь интенсивно развивающийся. Тут жёсткое разделение гендерных ролей: мужчина ведёт (lead), женщина следует (follow), хотя женщине даётся много возможностей для проявления себя (lady style). Вот посмотрите, отражение connection можно просто наблюдать невооружённым глазом на лицах партнёров (и помним, что это всё импровизация!): https://youtu.be/MAwa5hmya_k.
-- кизомба, где упор делается не столько на внешний вид танца, сколько как раз на достижение connection через полную синхронизацию мелких и даже микро движений партнёра и партнёрши, внешне танец выглядит простым и малозрелищным, но в принципах этого танца и его движениях мощнейший потенциал для быстрого достижения connection. Я писал об этом и давал много ссылок на примеры в "мои три месяца кизомбы": http://ailev.livejournal.com/1312598.html

Connection дотанцевален, "соединение" вполне можно прочувствовать и вне танца, перед танцем, до начала движения, без "контакта" (то есть до соприкосновения тел. Начальные упражнения в парных танцах не подразумевают телесного контакта: пара должна уметь "вести" и "следовать" и через визуальный контакт. Это возможно, хотя и кажется полной магией -- https://vk.com/video-116869665_456239082). Но, конечно, connection в контакте (в пределе -- в объятии, в плотном контакте самых разных частей тела) получается проще. Кстати, connection обычно не связывается танцорами с сексом: они обычно говорят, что мотивы секса (в том числе объятия с ацентом на контакт в гениталиях) "отвлекают от танца". Так что эти акценты в среде танцоров не поощряются, хотя в жизни и бывает всякое.

Вот пара статей о connection из блога о зуке: http://zoukability.livejournal.com/1204.html, http://zoukability.livejournal.com/1531.html (кстати, очень советую почитать этот блог независимо от того, о каком социальном танце идёт речь -- там очень много интересного: zoukability).

Connection, безусловно относится к психическим феноменам. Connection тренируем, поскольку это проявление внимания и концентрации/деконцентрации -- а это тренируемо. Connection трудно получить, легко разрушить. Но в танцах обычно не стоят столбом, connection в неподвижности скучен. Это ощущение связанности, единства интересно проверять в движении. Испытание этого connection в движении демонстрирует партнёрам его силу, не даёт заскучать и является особым источником танцевального удовольствия. И чем сильнее связь между партнёрами, тем более разнообразные и сложные движения становятся возможными без разрыва connection -- а разнообразие и сюрпризы в движениях без потери connection дают отдельное психическое удовольствие, нарастающее по мере удлинения времени удержания "со-единения".

Общий паттерн движений партнёра и партнёрши шлифуются в социальных танцах так, что в так называемом "бейсике" (основах, прежде всего основном шаге и паттерне самых распространённых фигур танца) партнёру легко показать "без слов", что он будет делать, а партнёрше считать это намерение и выполнить его. Конечно, в разных танцах эти паттерны разные, равно как разные способы "вести" и "следовать". Скажем, в бачате и сальсе ведение передаётся через инерцию движения партнёров, правильно напряжённые руки, плюс возможен некоторый люфт за счёт расстояния между партнёрами. В кизомбе основа -- плотный контакт всего тела, "напряжённые руки" практически не работают, а движения отличаются особой мелкостью и синхронностью (снаружи пары многие тонкости происходящего не заметны).

Кизомба мне представляется одним из очень интересных направлений развития танца за счёт прямого прохода к connection даже для начинающих танцоров через более плотный контакт и упрощённую синхронизацию движений, чем в других танцах (банально: нужно меньше времени для тренировок, чем в других танцах, чтобы получить какие-то результаты -- в самом простейшем варианте там что-то вроде традиционного "медляка на корпоративе", обнимашки-топотушки), но потом там идёт взрыв сложности за счёт поглощения разных танцевальных жанров с разными стилями ведения -- под общим зонтиком названия "кизомба" и похожими музыкальными стилями. Держать connection на этом разлетающемся разностилье очень трудно, но тем круче получаемое ощущение. Из бонусов тут появляющаяся зрелищность: connection невидим, а вот разнообразие и широта движений видны.

Тем самым кизомба получается танцем с низким порогом достижения успеха новичками и почти недостижимым потолком для опытных танцоров -- ибо для достижения потолка нужно освоить множество самых разных стилей (на сегодня это дабстеп, всё сильней и сильней проявляющийся в urban kiz в части footwork и tarraxa в части работы корпуса, но вот ещё и появляются сложные варианты ведения с вращениями из urban kizouk -- вот сравните urban kiz vs. urban kizouk, свеженькое: https://youtu.be/hA-ATiPwqNo, вот ещё свежий пример urban kizouk -- https://youtu.be/XqfFHuGBWMc (и помним, что Enah обычно подчёркивает, что во всех его роликах -- импровизация, а не заранее заученная композиция!). До свободы контактной импровизации дело, конечно, не дойдёт, ибо уже и сейчас кизомба на высших уровнях неохватна.

Как получить connection, чтобы удерживать его хоть сколько-нибудь продолжительное время? Первая рекомендация: учить "базу" (основной шаг и простейшие фигуры в их комбинациях). Напомню две главные поговорки в социальных танцах:
-- если ты не знаешь бейсик, то ты ничего не знаешь
-- за год бейсик не узнаешь

Можно теперь расшифровать их смысл: если ты не делаешь правильно бейсик ("базу"), то connection у тебя будет только чудом. Если ты делаешь бейсик правильно, то твои шансы на качественное со-единение вырастают в разы, разы и разы (вот пример оценки характеристик танца партнёршами: 1. Connection, 2. База, 3. Музыкальность, 4. Креативность, 5. Классные связки -- http://zoukability.livejournal.com/2036.html).

Правильность бейсика организована так, чтобы партнёрам помогать в ведении, а партнёршам -- в следовании. В бейсике много-много разных приёмов, облегчающих ведение-следование. Вот, например, только начальные моменты базы кизомбы (список короткий и не исчерпывающий, это ж текст не про технику танца. И это вариант партнёра, у партнёрши есть некоторые особенности. Ну, и никакого особого порядка в этих заметках):
-- любое движение вперёд идёт "под корпус" (то есть ноги не отстают от корпуса и не опережают его при движении вперёд. Запоминаем: "носок -- сосок", носок и сосок находятся на одной вертикали). Корпус ровный, никаких наклонов (хотя есть школы, где учат наклону корпуса вперёд -- это увеличивает пространство для движения ног, повышает безопасность, уменьшает контакт внизу), корпус над ногами.
-- вертикального движения при ходьбе нет (никаких "пружинок", "взлётов-падений")
-- резкое отличие кизомбы: просадка на бедро, "кач в пол" (ginga). Это трудно объяснить, но это то, что отличает кизомбу от какого-нибудь фокстрота, который танцуется "над паркетом", с интенцией "в небо". В урбанкизе эта просадка на бедро минимальна, но она есть. Таз "африканский", то есть его движения отвязаны и от движений корпуса (никакого хула-хуп, крутятся только бёдра) и от движений колен (они попеременно двигаются при вращении таза назад-вперёд, а не повторяют круговые движения таза). Основное движение таза при движении вперёд-назад -- маятниковое в стороны (не восьмёрка, не круги).
-- при движении главное -- его непрерывность, "поток", слитность в корпусе, дискретность шагов не отражается на слитности движения корпуса. По сути, весь танец -- это управление интерцией движения, своего и партнёрши.
-- мягкая "рамка" (мышцы обоих рук в тонусе "вытяжения", крупные мышцы не напряжены -- не верьте, что "рука в гипсе", вы не инвалид!), при этом правая рука ничего никуда не прижимает (партнёрше нужно дышать и двигаться), ведение главным образом корпусом, а не рукой. Хотя на самом деле ведение топы делают всем: руками, ногами, корпусом. Но чем более "топ" партнёрша, тем более ей хватает ведения только корпусом, тем меньше нужно подключать руки. В любом случае руки не "пихаются", они связаны с корпусом через мышечное "вытяжение", а не напряжение). Подробности мышечной работы -- https://ailev.livejournal.com/1429126.html
-- куда смотрит нога (с весом), туда смотрит и корпус (стопа перпедикулярна тазу и плечам). Но корпус идёт сначала! Поэтому: нога (и таз) проворачиваются, чтобы корпус оставался ей перпендикулярен -- если на ней вес. Да, нога проворачивается, даже если танцуешь на асфальте. Если управляешь инерцией движения, это не так трудно.
-- корпус чуть-чуть поворачивается в противоход, как при ходьбе (но не сильнее!). Это сильно отличается от танго.
-- колени никогда не "выключаются" назад (движение на чуть-чуть согнутых ногах, но никак не на полусогнутых). При этом ноги более менее расслаблены в их крупных мышцах, а основная работа идёт на лёгком подвытяжении (таком же, как подвытяжение рук для "рамки"). Вот эта специфическая координация расслабления крупных мышц, задействования подвытяжения и просадки на бедро с "качем" (ginga) и даёт особую мягкость шага.
-- перенос веса обычно идёт через точку равного веса: любой шаг можно отменить в его середине и шагнуть назад. Также часто используется неполный перенос веса (tap), и он критичен.
-- перенос веса отражается на бёдрах (но не как в латиноамериканских танцах, бёдрами не размахивают специально, идёт просто просадка на бедро с весом -- но амплитуда движения бёдер при этом довольно велика). Важно, что при ускорениях вся эта механика движения бёдер сохраняется, и вы будете проходить их мягко и гладко, как мерседес (а не пробегать ускорение на цыпочках, от чего будет трясти всю пару).
-- шаги компактны, обычно не более длины стопы. Это если вы не делаете намеренных акцентов в шаге.
-- вес большую часть времени находится на передней части стопы, копчик смотрит в пол (задница не отклячена! Таз вертикален, на "нейтрали", он не отклоняется назад! Если провести от копчика линию вниз, то она будет между ногами, а не за ногами сзади. Никаких "сидеть на стульчике". Для большинства людей, у которых позвоночник с возрастом уже привычно искривлён, это будет означать необходимость подкручивания бёдер вперёд, до "нейтрали")
-- когда кажется, что идёт раскачка плечами, то это работают локти, а не плечи. Но это уже немодно, так танцевали пару лет назад.
-- при выполнении ускорений, поддержек и других неожиданных элементов сигналом служит подвытяжение мышц позвоночника, что придаёт корпусу чуть большую упругость.
-- локоть левой руки партнёра (правой партнёрши) не прижат к телу -- прижатый к телу локоть даёт плохую рамку, снижает управляемость в паре на высоких скоростях.
-- если скорость большая, то рука партнёрши должна быть на загривке партнёра (на спине там, где начинается шея). Если рука где-нибудь на плече или на спине, то сигналы о движениях партнёрша слышать не будет.
-- ... и так далее, нюансов не счесть.

И каждый преподаватель, конечно, будет преподавать свою "правду", говорить о своей "рабочей базе", хвалить свою эстетику, канона нет.

Поэтому первая стадия психопрактики -- это освоение базы (наработка мышечных привычек) и мечты о connection. Внимание, увы, перегружается обилием точек отслеживания правильности выполнения базы. Внимания не хватает не только на двоих с фокусом внимания на партнёре/партнёрше (connection-то связан с uptime трансом, вниманием вовне!), но и на себя. Но постепенно особенности базы переходят с уровня осознанного к ним внимания на неосознанное (но уже правильное) выполнение, и внимание может выходить и за пределы своего тела -- на тело партнёра/партнёрши. У connection появляется шанс проявиться. Так, у меня самого после трёх месяцев занятий внимание уже где-то посередине между мной и партнёршей -- и какие-то проблески connection с некоторыми партнёршами у меня есть, хотя и недолгие. И да, я уже начинаю слышать музыку -- ибо при полном внимании к своему телу до сознания доходит только бит (но не ритм отдельных инструментов, не ритм вокала. Танцевать же кизомбу часто любят не "под барабан", а под lyrics is your rhythm).

Что же появляется дальше? Например, партнёр с "прочной базой" (хорошо освоивший базовый шаг при его вариациях в разных движениях) в любой момент времени понимает, на какой ноге находится вес у партнёрши и уже совершенно инстинктивно никогда не поведёт партнёршу с неправильной ноги. У такого партнёра хватает объема внимания, чтобы отслеживать комфорт партнёрши в ходе танца и усложнять или упрощать танец в зависимости от её состояния и настроения. После освоения базы можно пробовать играть уже не на своём теле, как на инструменте, но подключать экзотело -- внешнее тело, тело партнёрши как продолжение своего тела. Объединение же тел неминуемо влечёт и какое-то объединение других частей психики (шестичастная модель психики -- http://openmeta.livejournal.com/238030.html), и появляется connection.

Когда я писал про нейронет (соединение/connection киберпсихик в ходе какой-то деятельности, обеспечиваемое при использовании нейроинтерфейсов и сетей связи -- http://ailev.livejournal.com/1261047.html), трудно было подобрать пример: нейронета ещё нет, а показать тотальную психическую связанность хотя бы пары человек примера под рукой не было. Вот он, пример: начинайте заниматься социальными танцами, и сможете опробовать простейший нейронет в действии -- через абсолютно некомпьютерный интерфейс, через простой физический контакт человеческих тел. Придётся для этого немного (ну, или даже много) поработать, но результат вам наверняка понравится. Хотя в этом результате интеллектуального -- ноль, но когда мы говорим о логике и системном мышлении (http://ailev.livejournal.com/1283663.html, роль структурированного мышления http://ailev.livejournal.com/1305176.html), то это ведь тоже бейсик, база для танцующих уже не тел, а интеллектов. А там и до нейронета в его современном понимании (http://ailev.livejournal.com/1261047.html -- виртуальный групповой ассистент) недалеко. В каждой шутке ведь есть доля шутки (и тут можно долго спорить про возможность существования ведущего и следующего интеллектов, или даже о контактнуй импровизации интеллектов -- неокортексы и экзокортексы, они ведь тоже могут быть в connection).
* * *
С ужасом представляю себе танцоров, которые продираются через куски моего текста с киберпсихикой и нейронетом, логикой и мышлением и наоборот -- давних читателей моего "Лабораторного журнала", продирающихся через особенности бейсика кизомбы. Но текст делить на два всё равно не буду: его прелесть как раз в том, что он объединяет эти два редко встречающиеся в реальной жизни мира.

UPDATE: перепечатка в https://vk.com/wall-24773547_8226
UPDATE: сейчас в кизомбе различают connection (ощущение "одно тело -- четыре ноги", само по себе чрезвычайно приятное и не обычное) и "космос" (нет тел, нет ног, есть бестелесная пара как целое и музыка -- изменённое состояние сознания). А ещё я поправил описание базы, сделал его поподробней и исправил ряд неточностей. -- 16 ноября 2018
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments