Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Мои три месяца кизомбы

Первый раз на занятие кизомбы я сходил три месяца назад (http://ailev.livejournal.com/1285622.html). Я, наивный, писал тогда, что "что-то не разобрался за одно занятие, нужно ещё пару раз сходить". Через пару месяцев хождения я "разобрался" примерно на таком уровне, на котором хотел к концу первого часа. А потом ещё месяц понимал, что происходит, уже "разобравшись". И вчера набрался наглости и сходил на кизомба-вечеринку (https://vk.com/wall-94975490_2192), отметил три месяца занятий. Впрочем, был я на этой вечеринке недолго, это ж типичная "ночная жизнь", от которой я давно отвык: в 22 часа там было начало сбора гостей, в полночь я оттуда уже ушёл, а основной наплыв ожидался только к часу-двум ночи (один из танцзалов был в полночь ещё пустым, а раздевалка наоборот - переполнена).

В сети полно видероликов и разных рассуждений о кизомбе, но мало методических материалов -- и они разбросаны по многим местам. Поэтому кизомба остаётся загадочным танцем, танцем-обманкой, а кизомби (ну, так не говорят, хотя так на язык и просится. Говорят -- "кизомберо") представляют какую-то секту, разве что не тайную, а информация внутри секты распространяется слухами и устной передачей. И, конечно, внутри секты тоже секты -- отдельные студии и даже подсекты этих студий (отдельные преподаватели тоже несут кизмобическое евангелие, каждый своё, и свою трактовку кизомбической "правды").

Кизомба танцуется (топчется) практически на месте, так что танцевать её можно даже в толпе. Вот хорошая иллюстрация: https://youtu.be/EjpAgl5SSZI. Кизомба танец простой. Но нелёгкий. Трудность заключается в том, что вы должны уметь танцевать бейсик, т.е. танцевать основной шаг. Запоминаем:
-- если ты не знаешь бейсик, то ты не знаешь ничего
-- бейсик за год не узнаешь.

Моё счастье в том, что я это запомнил по отношению к любому базовому шагу ещё в своей танцевальной молодости (ибо довольно много времени отдал "десятке" -- бальным/спортивным танцам). Поэтому я был как-то внутренне к этому повороту дел готов, ходил на занятия в группу начинающих и терпеливо ждал, пока моё тело освоит этот бейсик по минимуму для "социального танца". Бейсик в кизомбе очень прост. Всё вроде как было обозримо. Группа для начинающих должна была стать для меня первой и последней. Но! Вчера на вечеринке я поговорил с одной знакомой партнёршей. Она мне поведала, что в нескольких студиях она давно в старших группах, но группу для начинающих она заканчивала четыре раза. А другая партнёрша сказала, что группу для начинающих она тоже проходила дважды -- несмотря на то, что она в старшей группе. Впрочем, я, такой способный и опытный, тоже оказался в старшей группе и группе для начинающих -- и у меня нет желания эту группу для начинающих бросить. "Бейсик за год не узнаешь", а в группах для продолжающих бейсик не учат.

В кизмобе то, что помогало вам в других танцах, нужно забыть. Все ваши навыки в других танцах будут мешать. Я видел опытных танцоров бачаты и сальсы, бальных танцев, народных танцев и даже балета -- все они сражались (не один месяц!) с собственным телом, чтобы как-то освоить основной ход кизомбы (basic). Ибо кизомба всё-таки из Анголы, Кабо-Верде и других малознакомых у нас мест -- и там с телом делают что-то принципиально другое, нежели в латинской америке или европе. Вас будут всё время поправлять: "это не танго", "это не бачата", "это не вальс" и (как вдруг сказали мне, когда я вроде всё уже понял про эту ангольскую манеру) "это не семба" (тоже ангольский танец, предшественник кизомбы).

Но это только самое начало трудностей "простого" танца. Главная трудность в том, что "кизомба" -- зонтичное название у самых разных танцев, которые имеют общие корни, но по факту по ходу непрерывного придумывания новых элементов и копирования их на вечеринках друг у друга (это обычно для социальных танцев) они стали по-факту разными стилями. Вот, например, "французский стиль" (обратите внимание, как партнёры подпинывают ногами ноги партнёрши -- характерный элемент этого стиля. И не ошибаясь при этом, какая нога партнёрши загружена весом!): https://www.youtube.com/playlist?list=PLsABKEnjzzuzzFN8Jmdipz_KN_p1VkDdb.
Кизомба-2012, кизомба-2014, кизомба-2015 -- это совсем разные наборы танцевальных стилей. Сегодня кизомба -- это по-прежнему (как и всегда было) не латиноамериканский танец. Но уже и не ангольский танец, хотя и не до конца европейский. Посмотрите, как кизомба 2009-2010 года разительно отличается от сегодняшней кизомбы -- музыкой, движениями, манерой, всем: https://vk.com/wall-24773547_7247.

Вот тут много роликов современной кизомбы в её обширном ассортименте (ссылка на одну из популярных московских "новостных лент"): https://vk.com/kizombamoscow

Когда вы придёте на вечеринку, то вы услышите как оригинальную быструю африканскую мелодию, так и сильно европеизированный звук (на роликах с такими "почти европейскими" песнями она и стала популярной, за такой "томностью" и "страстностью" люди и приходили поначалу заниматься кизомбой -- вот классика такого жанра: https://www.youtube.com/watch?v=JQEtPKQdQHE), так и очень рубленный и жёсткий электронный саунд. Вот краткая справочка по этому разнообразию: http://kizombaseattle.blogspot.ru/2014/10/how-to-recognize-tarraxinha-kizomba-and.html -- увы, европейское ухо этой разницы в ритме почти не слышит, но вы-то должны оттанцовывать именно эту разницу! Есть даже специализированные ленты, для любителей "пожёстче": https://vk.com/tarraxinha).

Это обычно полная неожиданность для новичков. Они приходят на простое, томное и сладкое, а их встречает трудное и всякое разное! Партнёршам в кизомбе нужно уметь приноровиться к самым разным партнёрам (это ж социальные танцы: даже на тренировках каждые сорок секунд звучит команда "поменялись" и тебе выдают новую партнёршу/партнёра -- по кругу, так что с одной партнёршей/партнёром у тебя часто в сумме три-четыре минуты танца за час тренировки. На вечеринках эта смена партнёров пореже, но суть вы уже поняли), партнёрам к самым разным партнёршам. И это не трудность, в любых социальных танцах так.

Но вот что под именем "кизомба" скрывается ещё и умение приноровиться к разным музыкам и выдать разные стили танца -- вот это полная неожиданность. От вас ждут выдачи разных танцев в ответ на разную музыку. "Кизомба танец простой, но не лёгкий". Бейсиков по факту много разных -- классическая (ангольская) кизомба, французский стиль, urban kiz, fusion и много чего ещё только нарождающегося. Вот одно из мест, где абсолютно сознательно показывают, что можно делать с кизомбой, проект Show your style. В принципе, этот проект работает не только с кизомбой, но и другими афро-стилями, например, afro house, но кизомба составляет существенную долю в роликах. Так, свежий ролик -- это танго+кизомба: https://www.youtube.com/channel/UCeGg8yPxw2t0jJt4iHJKxFg

Вам нужно научиться это всё различать на слух и манеру (а на вечеринках играют всё -- именно поэтому kizomba party не надоедает: там и быстрое и медленное, и ласковое, и нервное -- всё есть), и уметь отражать в танце. А пока вы с этим текущим разнообразием разбираетесь, приходит новая манера, новый стиль -- и можете начинать разбираться сначала. В Париже (один из центров текущей кизомба-моды, предыдущий центр был -- Лиссабон) работает сейчас плавильный котёл для самых разных стилей танца (дабстеп, контемп и т.д.) и кизомбы. Кизомба стремительно обогащается каждый день чем-то таким, о чём вы не подозревали. Хорошо, что я когда-то чуть-чуть танцевал разные "глайды" (вот такое: https://www.youtube.com/watch?v=0Tp62MGxPy0, помните "лунную походку" Майкла Джексона?). Ибо эти "глайды" стремительно врываются в мужские партии кизомбы, прямо сейчас. Преподаватели пытаются сохранить "чистоту танца", но это ж "социальные танцы" -- это как народные танцы, сочиняет народ. К танец-наци относятся примерно так же, как к граммар-наци: объясняют им снисходительно, что не профессора и преподаватели определяют нормы языка естественного или танцевального, а сами люди, а профессора и преподаватели лишь отражают "мнение народа". Ох, тяжко это для профессоров и преподавателей, когда меняются нормы языка. Когда пришлось разрешить "кофе" среднего рода в русском, или когда пришлось разрешить танцевать кизомбу не по кругу (вот послушайте, как возмущается "кизомба-патриот" нарушением традиций! https://www.youtube.com/watch?v=9B3dvzd6vkw. А вот разъяснение, в чём суть этой танцевальной традиции и какая связь с типами "родной" музыки: https://www.youtube.com/watch?v=Tuoq2W6Kkkc).

Почему в этом нужно разбираться? А вот представьте, что партнёр (скажем, я, который имеет стаж три месяца и ещё не очень разобрался) танцует один стиль под музыку другого стиля, а более опытная партнёрша понимает, что так нельзя делать. Впрочем, то же самое относится и к партнёршам: они ведь тоже могут (и должны!) быть разными в разных музыках -- но для этого нужно тоже разобраться!

Итого: если вы выучили один вариант танца "кизомба", то вы выучили маленький кусочек того, что можно танцевать на кизомба-вечеринке. Вам всегда есть, чему ещё научиться. Танцевальное мастерство растёт даже у профи медленней, чем меняется сама кизомба. Это ещё и некоторый вызов, бег впереди танцевального паровоза. Это интересно, это становится похоже на коллекционирование, эта гонка со временем никогда не заканчивается.

Следующая засада в том, что движений в кизомбе стандартных по факту нет -- ни в одном из многочисленных стилей. Рисунка танца нет, предписанных "связок", ничего постоянного нет. Люди приходят на вечеринку из разных танцевальных студий, где им дают "примеры связок" -- и их тела привыкают к этим "примерам". И партнёрши отлично затем чувствуют связки своей студии, но не связки из студии, где учились их партнёры с вечеринки. Ах, а ещё есть музыка, которая идёт поперёк всех этих связок (скажем развесёлая "родная" ангольская кизомба, а связки тебе дают urban kiz с французским стилем -- и у тебя сразу проблемы).

Добавьте к этому тесноту в тацзале, которая никакую "связку" (а это главная единица преподавания сегодня) доделать до конца не даёт: вы либо собьёте соседние пары, либо вас собьют! Что танцевать в этих условиях? Партнёры резко прекращают быть в таких условиях изобретательными, и партнёршам становится скучно. Партнёрши тоже этой скуке содействуют: они ведь прекращают в таких условиях понимать большинство известных партнёру хитрых и интересных (в студии партнёра!) способов разнообразить танец, партнёр в ответ резко уменьшает разнообразие своих движений -- и ему тоже становится скучно.

Вот и ходят люди по многу раз в группы для начинающих в сразу несколько разных студий (я лично -- в две студии, благо они в пятиминутной доступности от моего дома: https://vk.com/spicysalsa у Тиаго и Алёны и https://vk.com/afrofusion у Ильи и Ирины), да ещё и проходят этот курс для начинающих несколько раз подряд. А потом пытаются что-то делать на вечеринках -- с переменным успехом. Я вот тоже на вечеринке вчера эээ... плясал... со своими тремя месяцами занятий. Этого для полноценных танцев оказалось совсем мало.

Вопрос: но почему все преодолевают эти сложности? Потому как кизомба это медитативная практика для двоих. Вы танцуете с партнёром/партнёршей, музыкой и землёй. Суеты, которая есть во многих других танцах, и которая отвлекает от медитации -- этой суеты нет, всё неспеша. На занятиях кизомбой не потеют, там нет нагрузок для тела, там нагрузка главным образом на голову (внимания не хватает! у меня до сих пор внимание где-то на середине между моим телом и телом партнёрши. А должно быть на теле партнёрши: я должен понимать в любой момент времени, на какой ноге у неё вес и что она вообще сейчас делает и чувствует). И в какой-то момент вы вдруг ощущаете себя в совсем-совсем другом мире, и у вас нет двух тел -- всё вдруг волшебно синхронизируется и у вас одно тело на двоих, и оно отражает музыку. Вау.

Поймать это ощущение единства (вовсе необязательно это ощущение "чувственности" и "страсти", как это можно понять из "рекламных роликов" кизомбы) непросто. Я его несколько раз уже ловил, но буквально на секунды. Весь танец, вся его техника настроена ровно на это ощущение -- но вся жизнь и её привычки работают против этого. Кизомба невзрачна снаружи, но очень эмоциональна и разнообразна внутри. С ростом мастерства шанс ловли этого транса растёт. Вот люди и перетягиваются потихоньку с сальсы, бачаты и танго на кизмобу. Чего и вам желаю.
* * *
UPDATE: поскольку появились вопросы про меня и танцы, то добавлю пару ссылок:
-- тектоник, крамп и прочие уличные танцы (2008, я там немного про свой танцевальный опыт рассказываю): http://ailev.livejournal.com/639382.html
-- мои художества (2012, я там про вообще свои занятия художественной самодеятельностью и подработки в этой сфере рассказываю): http://ailev.livejournal.com/1013383.html
* * *
UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10208577424487132
UPDATE: перепечатка в группе "Кизомба" ВКонтакте -- https://vk.com/wall-24773547_7281, там 468 лайков и 148 перепостов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments