Этот классический пример кажется смешным, но фраза о том, что клиент полиции приходит в нее, становится в очередь на обслуживание, и с минимальными проволочками получает тюремный сервис уже не так смешна, а, скорее, печальна. Именно таким языком начинают изъясняться управленцы и айтишники всего мира, когда речь заходит о "правительственных сервисах". Главная идея -- это обзывание всех взаимодействий граждан и бизнесов с государством общим именем "сервис", а также уподобление государства предприятию, что позволяет применить по отношению к государству весь арсенал управленческой науки и информационных технологий, который есть сейчас в бизнесе (от маркетинговых техник до реинжиниринга бизнес-процессов и ERP-приложений). Это не мы, оказывается, обслуживаем потребности государства, когда оно заставляет нас получать справки, выписки, разрешения -- это оно обслуживает наши потребности, когда выдает нам это все по нашим же запросам!
Идеальна эта модель и для дирижизма: ведомству ставят цель, затем применяют все управленческие технологии, чтобы оно как стрела было организационно, технологически и идеологически нацелено на эту цель. Ежели цель оказалась из дирижистского репертуара, то стране не свезло: лучшие консультанты по управлению, коучи и айтишники сделают так, чтобы ведомство реализовало эту цель максимально эффективным образом -- даже если это поворот рек с севера на юг или посадка трети населения в тюрьмы.
На данный момент я наблюдаю обширные работы по переводу и переносу этой идеологии к нам в Россию. Все работы по административной реформе начинаются с обязательного "обзора зарубежного опыта", где немедленно натыкаются на это уподобление, приводящее к в основном трем ошибкам: а) модели уровня предприятия переносятся с уровня ведомств на уровень государства в целом, б) игнорируется конфликт интересов государства, как предписывающего сервисы и оказывающего их, в) ищутся инициативы по дополнительным сервисам и увеличению удобства оказания данных сервисов, вместо того, чтобы устранить обязательства граждан и бизнесов, порождающие у них желания воспользоваться сервисами государства.
И ни одной работы, кроме моих собственных консультационных меморандумов для очень узкого круга не слишком высокопоставленных лиц, в которых бы эта идеология развенчивалась. Зато есть "Центр компетенции электронного правительства", который на деньги США тиражирует этот подход в промышленных количествах, да и на российские деньги уже напереведено достаточно. В итоге первая же фраза одного из отчетов по "Электронной России" -- "«Модернизация исполнительных органов власти, их преобразование в конкурентоспособные, сервис-ориентированные институты, оперативно реагирующие на запросы граждан, бизнеса, других органов госуправления, требует осуществления программ аналогичных тем, которые уже продолжительное время реализуются в развитых странах и повсеместно в бизнесе»". Вам понравилось насчет неконкурентоспособности исполнительных органов власти? А насчет оперативной реакции, например, МНС на запросы граждан и бизнесов? А вот из другого отчета: "Электронное правительство применяет концепции электронной коммерции (например, информацию и маркетинг с помощью Веб-сайтов, продажи потребителям в интерактивном режиме) к функционированию правительства". Это все на чистом голубом глазу: в этих отчетах есть и про "расширение бизнеса ведомства" и про финансовые цели министерств.
Что с этим делать?