В прошлые выходные провёл очередной тренинг по различению проектов, процессов, кейсов и разных "управлений" ими. Наконец-то я доволен, как эта тема получилась. Это как раз экватор курса, и непонимания в этот момент обычно были максимальны. Но в этот раз как-то прорвались. Следующий день будет через неделю -- про совершенствование и развитие.
Закончил со всеми этими "созданиями технологий" на некоторое время (вот тут я этим возмущался: http://ailev.livejournal.com/1275676.html). Вдобавок можно хочется повозмущаться, что предпринимательский расчёт вдруг начинают рационализировать примерно таким образом (стр. 9 тут, но там ахинея, не пробуйте читать. Но картинка для иллюстрации аргументации в типичных проектных предложениях -- самое оно):
Пытаюсь разбираться с профессиональными мегамоделерами, там всё цветёт и пахнет. Самый интересный продукт -- это https://code.visualstudio.com, но https://www.eclipse.org/che/ тоже заставляет подумать. https://atom.io/ попроще, но тоже пухнет в правильном направлении. И к каждому -- огромное количество плагинов для разных языков и моделей, для этого они ведь и делаются. Основной упор там, конечно, на программирование и тексты с разметкой и автокомплитом. Но уже появляются стандарты языковых протоколов для IDE и Editors (типа https://github.com/Microsoft/language-server-protocol/wiki/Protocol-Implementations). Это всё и есть системная информатика, абстрагирование понятия "языка", т.е. формализация viewpoint и стандартизация инструментария для организации system description из view. Это активно идёт не в PLM сейчас, хотя можно было ожидать там -- но чего ожидать от инженеров? -- это развивается в IDE и Editors, которые стремятся универсализоваться, но не по линии language workbench, а по линии "готовых библиотечных viewpoint". Очень, очень интересно. Только смотреть на это нужно не через призму "веб-фреймворков" и node.js (используемого инструментария), а через призму желаемых функций -- призму системной информатики и мегамоделирования-in-the-large. И сразу многое становится ясным, куда оно всё стремительно развивается. Неясно только, что с этим делать: висят разные груши, нельзя их всех скушать. Но любопытно донельзя.
Отрок получил, наконец, паспорт. Он много прыгает-бегает с тёщей в парке и очень вяло проходит параллельно геометрию и физику по курсу 8 класса (алгебру он давно прошёл, а алгоритмику пока бросили). Всё "по тяжёлой". Так, физика и по Кирик, и по Гендельшнейн -- для надёжности. По семейному плану в свой 8 класс лицея он пойдёт темы STEM не изучать, а повторять. Ибо никаких школьных часов для нормального освоения STEM не хватает, для въезжания во все эти математики-геометрии-физики-алгоритмики требуется пахота и налёт часов. Двухходовки типа "почему потолок в комнате у нас сейчас тёплый" он сейчас решает с огромным трудом: все эти конвекции-теплопроводности-излучения для него поначалу как иностранный язык, привыкает к словам с трудом, а уж материал из учебника приложить к жизни и реальным окружающим объектам -- это совсем тяжело. Нужно прикладывать усилия, чтобы отрок в итоге не оказался чистым теоретиком или даже чистым сдатчиком ЕГЭ (все эти учебники и школы сегодня на это нацелены).
Сегодня жена купила погружной термометр и посудинку, куда его погружать, специально для кухонных лабораторных по физике. Ибо все наглядности из ютьюба (их там дофигеон учебных видео, с анимациями, замедленными съемками, разъяснениями, выделениями важных для наблюдения мест и прочим сервисом разжёвывания и демонстрации) воспринимаются как художественные фильмы с теорией, от этого "в пальцах" физики не остаётся и далее в рассуждениях про жизнь эта физика-из-фильма не участвует. Хотя вполне участвует в решении задач из учебника. Поэтому добавляем обязательную работу руками и объяснения происходящего на настоящих, а не виртуальных объектах. Не пикселем единым жив человек.
А ещё ему не свезло. Пришёл сегодня ответ, что его по итогам экзаменов взяли в заочную физматшколу МФТИ. Вот куда он потратит всё сэкономленное время. Хотя это уже может быть перебор с совершенствованием, и нужно подумать над развитием. Но если он материал знает, это ж не займёт у него много времени?