Эта байка обычно рассказывается как иллюстрация идиотизма использования ВВП для измерения уровня "богатства народов". Но линия с "выпадающими доходами" бюджета от поголовной любви и всеобщего брака мне кажется не менее интересной.
Как вы считаете, что будет делать чиновник в такой ситуации -- как он обоснует введение налога на любовь, без этого ведь он не выживет? Вводить налог на работу по любви, а не по договору? Вводить (ради блага неразумных экономистов, конечно!) критерии для вступления в брак -- чтобы жениться только на самых красивых, верных, и "прелесть каких дурочек" (которые готовить не умеют, поэтому придётся закупать услуги готовки-стирки на стороне и платить с них налоги)? Повысить налоги с ещё неженившихся и нанять на полученный бюджетный прибыток ещё одного чиновника, который будет проверять, не по расчёту ли брак, после чего оценивать в таких браках домашнюю готовку-стирку по рыночным расценкам и брать налоги по этой оценке? Прослеживать все "платежи", в том числе внутрисемейную отдачу получки в руки жены -- и брать с этих платежей налоги? Все эти сценарии ведь отлично отработаны во всех развитых странах, когда речь идёт о фирмах! Хотя почему только о фирмах? Налоги с подаренного, налоги с наследства -- это ведь то же самое!
Так что падение ВВП экономистам и экономкам безралично (это только чиновникам оно интересно, хвастаться перед чиновниками других стран цифирьками), но к изымаемому налогу на любовь они относятся резко негативно и мечтают от него избавиться.
Для иллюстрации налога на смелость даже выдуманных примеров не нужно. Любой кредит и любой депозит требуют некоторой смелости. Но чиновники в большинстве стран решили, что смелость в финансах неуместна. И поступили так же, как с конкуренцией: в конкуренции (competition, соревнование) никто не должен выиграть, никто не должен проиграть -- это должен быть бег на месте, без призов утешительных и без призов победителям. Поэтому госзащитники конкуренции действуют как газонокосилка: срезают всё то, что неплохо выросло. Такая же газонокосилка прошлась по банковской системе: там срезают всё то, что выше какого-то определённого риска. Но нет большого риска -- нет и возможности хорошо заработать. Тот же бег на месте, "красота, среди бегущих первых нет и отстающих".
Банки боятся брать депозиты, а кредиты тоже боятся давать -- ибо регулятором неявно введён налог на смелость. Семья не место для любви, парламент не место для дебатов, банки не место для риска -- ничего личного, такая наступает пресная жизнь. Теория застоя, тьфу, теория равновесия: уже никто никуда не высовывается, никто ни о чём не спорит, а заодно никто никого не любит.
По гипотезе
Конечно, чиновники тоже внимательно приглядываются к финтеху: тот же блокчейн в их руках служит ровно для противоположных целей -- ставит любовь и смелость под контроль, все платежи и собственность будут на учёте, плюс будут убраны все риски, равно как и все возможности заработать. Госблокчейн как инструмент пресности, он победит. Но публичный блокчейн тоже будет, как инструмент пряности -- он возвращает жизни её пряный вкус, возвращает и любовь, и смелость. Много пряностей вроде как людям не нужно, но почитайте историю пряностей, там много интересного и поучительного. К пряностям блокчейна эта вся эта история относится в полной мере: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пряности.
UPDATE: обсуждения в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207206496854798