Back in the 1960s and 1970s the hot topics were Office Automation and Artificial Intelligence. Each of those areas was receiving huge amounts of research dollars and if you wanted money you had to be from one school or another. I wasn't. They were impressed by our demonstration, but couldn't see how it fit with their thinking. Office Automation was all about making secretaries more efficient but what we showed wasn't secretarial work. Artificial Intelligence was about teaching the computer to do the work for you, so while what we showed was very nice the people from that school felt that the computer should do those things automatically. So they applauded our work, but if anything it became even harder to find money to continue the work.Сам Engelbard трактовал это помягче, чем я: он просто считал, что его исследования по компьютерной помощи крутым перцам "не попали" в превалирующие в то время школы мысли, он просто не вписывался в темы бюджета тех времён.
Но если сопоставить вечные сожаления Alan Kay о том, что умным деткам никак не помогают образовываться и не дают им адекватных сложных компьютерных средств для развития, а вся помощь достаётся "отстающим в развитии" -- и эта помощь только тормозит развитие самых умных, то я бы не считал, что речь идёт о бюджете тех времён. Это относится к бюджетам любых времён: компьютер будет помогать слабым, но замещать сильных. Помогать сильным будут в виде исключения -- ибо помним про "скрипку Энгельбарта" (я много писал в прошлом году на эту тему: "Никто не хочет учиться играть на XYZ" -- http://ailev.livejournal.com/1158826.html, percieved cognitive load http://ailev.livejournal.com/1167761.html, "заумные репрезентации, не имеющие шанса быть выученными людьми" http://ailev.livejournal.com/1168767.html, уход от классической формальной онтологичности http://ailev.livejournal.com/1170658.html, антипример Синичи Мочидзуки http://ailev.livejournal.com/1176759.html, идея обращаться сразу к конечным потребителям, а не заставлять переучиваться профи -- т.е. не патчить текущий технологический стек, а сразу делать новый: http://ailev.livejournal.com/1183945.html).
* * *
Это меня тут спросили в комментах по поводу компьютров-художников: не будут ли они помогать крутым художникам (http://ailev.livejournal.com/1240745.html?thread=13291433#t13291433)? Нет, они будут помогать совсем не-художникам или очень плохим художникам. Крутым художникам останутся только традиционные-без-интеллекта графические редакторы типа http://www.paintstormstudio.com/. Работу хороших художников будут стремиться не как-то усилить до неведомо каких высот, до недосягаемого на сегодняшнем уровне state-of-the-art, а наоборот -- автоматизировать, упростить текущий уровень и передать его людям ниже по цепочке способностей.
Это не значит, что из этого автоматизационного мейнстрима нет исключений. Есть, конечно. Но эти исключения не мейнстрим, увы.
Эту тему ещё копает Тимур Щукин, который и вытащил начальную цитату Энгельбарта: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10207837435835305&set=a.1946683628254.113110.1277449091.
UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206258708800689?comment_id=10206259804108071