Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Об день знаний

Мой отрок сегодня высыпается и идёт официально на плановый визит к врачу (а уж мы позаботились, чтобы этот плановый визит пришёлся на первое сентября). Мимо всех этих линеек с кадетами, гимнов, патриотических уроков, батюшек по разнарядке и прочего идеологизированного отсутствия учёбы в первый день. Это не значит, что у парня сегодня не будет учёбы. Нет, свою ежедневную дозу знаний он получит, сполна, как и вчера и каждый день до этого. Вечером он у меня спросил, "а зачем вообще ходить в школу"? Я отвечал очень и очень невнятно, зачем. Причём сбежать с этой подводной лодки пока не получается.

Сегодня в РФ начинает действовать норма об обязательности изучения второго иностранного языка в школе, для всех -- начиная с 5 класса. Мне кажется, что и это тоже профанация: на изучение иностранного языка (впрочем, к другим предметам это тоже относится) нужны совсем не маленькие часы -- при скорости полчаса в день, а больше по факту никто выделять на каждый язык не будет, IMHO сколько забывается, столько и выучивается (метафора "ледяной горки" -- там как останавливаешься, так и сползаешь. Ну, или добычи огня трением: останавливаешься или теряешь скорость -- и весь твой нагрев от трения мгновенно остывает). Надёжно выучивается язык за примерно три часа в день каждый день -- но этого времени для одного языка даже нет, а уж где взять для двух?! Нейронные сетки учатся медленно, это нужно учитывать при составлении программ и стратегических учебных планов ("Как зажечь мастерство" -- http://ailev.livejournal.com/1130190.html).

Я всё больше и больше убеждаюсь, что окружающее меня официальное образование настроено на предметную работу, в нём немного места для тьюторской деятельности (построение индивидуального образовательного маршрута через множество курсов, чтобы была правильная последовательность изучения этих курсов, и времени на "зажигание мастерства" хватало -- хорошо про тьюторство рассказано в докладе Петра Щедровицкого http://youtu.be/g5BKDAT5Gto (35 минут, слайды тут, а мои комментарии к его докладу http://ailev.livejournal.com/1145422.html).

Рассмотрение каждого учебного предмета в контексте всех других (параллельно изучающихся, прошлых и будущих), оптимизация учебного времени, которое ни разу не резиновое -- это сегодня главное. Толпы учителей занимаются преподаванием и методической работой, а вот тьюторов -- нет, ими становятся по факту родители.

Я на эту тему (как собрать все курсы в какое-то осмысленное целое) писал неоднократно, в том числе
-- давал эскиз образовательного проекта в 2011 году http://ailev.livejournal.com/961237.html,
-- недавно прописывал постановку задачи ситуационного сведения знаний, где curriculum был одним из частных случаев http://ailev.livejournal.com/1208826.html
-- прописывал отвязку задачи построения учебной программы от понятия "профессии" (поскольку эта парадигма "профессионального образования" сдохла по факту) http://ailev.livejournal.com/1209566.html, давал иллюстрацию на примере робототехники http://ailev.livejournal.com/1211426.html

Что удалось сделать с тех пор? Мне -- немного. Я попробовал для экспериментов в автоматизации выявления зависимости предметов друг от друга получить в машиннообрабатываемом виде школьный учебник алгебры, учебник матана и ландавшица. Выяснилось, что это сама по себе нетривиальная задача: мультимодальными (формулы, таблицы, графики) текстами никто не озабочен -- все такие тексты в форматах дежавю и пдф, то есть не машинообрабатываемы. Вот они все в одном месте собраны, математика и физика: http://mat.net.ua/mat/

Математические и прочие технические тексты должны быть для машинной обработки, например, в LaTeX. Для надёжного перевода STEM-учебников в такой (или аналогичный по выразительности) формат нужны спецусилия и платный спецсофт (типа http://www.inftyreader.org/?p=166).

Но есть и первосентябрьский позитив: после семи лет разработки и $100млн. инвестиций (по текущему курсу это 6.5млрд.рублей инвестировано в одну компанию, можете себе представить такой проект в области образования у нас в стране?) в сеть вышла адаптивная образовательная платформа -- https://www.knewton.com/ (и никакого там русского языка, понятно, не ждите). Там совсем не всё автоматическое в плане пополнения этой платформы. Всё ручками учителей и методистов-предметников. Автоматическое там как раз тьюторство, совмещённое с преподавательством: платформа не только ведёт маршрут образования по одному предмету, но и пытается отслеживать межпредметные связи (там сейчас математика, физика, английский, историю вот-вот добавят) и подстраивает темп обучения и трудность каждого куска под конкретного ученика. Работа с ВУЗами тоже ведётся, вовсю. В автоматизации тьюторства https://www.knewton.com/ сейчас лидер, хотя там полно и других интересных начинаний -- но все другие интересные начинания ориентированы главным образом на преподавание отдельных предметов (типа как http://solvy.com/ ориентировано на математику).

Ничего, к знаниям мы прорвёмся. Не по-русски, так по-английски. С днём знаний!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments