Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Бесклассовое общество

Одной из неожиданностей в нашей летней физматшколе (завтра там уже последний день) стало полное игнорирование ограничений, связанных с разделением учебного материала по классам. Формально в группе ученики, окончившие 7й класс -- и у нас были ожидания, что будут решаться крутые задачки по темам 7 класса. Отнюдь! Материал и по математике, и по физике давался за 7-9 класс.

То есть формально материал объяснялся (не слишком долго и подробно), а дальше сразу задачки-задачки-задачки, почти олимпиадного уровня. Так что отроку по самое не балуйся подсунули в том числе и тригонометрию (тангенсы, котангенсы, синусы, косинусы -- полный букет, хотя и не со всеми формулами), и задачки на уравнение Менделеева-Клапейрона, и многое другое.

Самое интересное, что эта "неклассовость" начиная с 7 класса уже повсеместна. Учебники по физике и большинство материалов по физике сразу маркированы 7-9 классами скопом. Что в каком классе проходится определяется локально каждым отдельным учителем, так что никакой совместимости отдельных курсов, физматшкол, школ и прочих учебных мероприятий нет и в помине. Добавляет и то, что курсы математики и физики никак друг с другом не связаны -- вовсе не факт, что в момент прохождения какой-нибудь темы по физике нужная математика уже объяснена и натренирована.

Так что эта физматшкола оказалась большим успехом: парня макнули в математику и физику по самое не балуйся, по гамбургскому счёту, с существенным выходом за пределы школьной программы и не обращая внимания на возраст. Абсолютно новый для него опыт.

В группе, кстати, порядка двадцати человек, из них три девочки -- и вот девочки как раз оказались лучшими учениками. Кто такие лучшие ученики? Это которые все задачи успевали решать на занятии. Мальчикам в силу разных обстоятельств этот подвиг не давался. Так что в эти две недели особых развлечений у нашего отрока не было: с 10 до 17 школа, вечером дорёшивание классных задач практически до ночи, а утром до школы выполнение домашних заданий. И так две недели.

Ничего, послезавтра его на некоторое время заберёт тёща. А у тёщи ему не видать ни физики, ни математики -- зато его будут выгуливать до потери пульса. Пусть оценит контраст.

Итого: последующее физматобразование, включая информатику нужно планировать, полностью абстрагируясь от класса -- и это будет до 9 класса, как минимум. И у меня гипотеза: после 9 класса точно так же учителя и учебники будут путать материалы 10-11 классов и первых курсов ВУЗа. Всё как в жизни, полностью бесклассовое общество.

Похоже, такая же ситуация и по всем другим предметам.

И это мне, кстати, нравится. При такой системе даже невозможно сказать -- убежал отрок в своём образовании далеко вперёд, или надёжно отстал. Ибо нет точки отсчёта, от которой считать опережение или отставание программы. Есть три года, за эти три года нужно усвоить какие-то базовые знания по физике, математике, информатике. Никакой возрастной нормы, никакой нормы содержания этих базовых знаний. А дальше -- "два учителя, три мнения". И разговор из "нормативного" и "контроля знаний на соответствие норме" сам собой превращается в содержательный. Очень, очень хорошо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments