Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Инженерное (Эдисоновское) стратегирование и lean startup

Книжка Lean Startup by Eric Ries (по-русски "Бизнес с нуля" Эрика Риса -- http://www.alpinabook.ru/catalog/StartupsInnovativeEntrepreneurship/448575/) содержит совсем немного lean, для меня она в значительной мере про "научное стратегирование" -- как научный метод применять в стратегировании. Сначала для "научного стратегирования" предлагается специальная онтология: предприятие-venture объявляется растущим, для измерения роста вводится набор правильных показателей (заодно рассказывается, как вредно использовать неправильные показатели, прежде всего "рост числа клиентов" или "рост объема продаж") и даётся пример трёх базовых стратегий, упирающих на рост через максимизацию одного из показателей:
  • "липкий" рост, когда максимизируется удержание клиентов. Замерять нужно коэффициенты потери потребителей: доля клиентов в любой период времени, которые перестали пользоваться продуктом компании.
  • вирусный рост, замерять нужно вирусным коэффициентом (читать про это лучше не у Риса, а в других местах, например http://www.slideshare.net/DavidSkok/the-science-behind-viral-marketing).
  • оплаченный рост: старые клиенты платят достаточно денег, чтобы их тратить на рекламу для привлечения новых клиентов.
Все эти стратегии опираются на правило "новые клиенты приходят благодаря действиям клиентов, которые пришли раньше" (а не благодаря инвестициям, чудесам и т.д.).

Дальше вы предсказываете будущее: планируете, чего хотите достичь и ставите эдисоновские эксперименты (http://en.wikipedia.org/wiki/Edisonian_approach) по реализуемости плана. Каждый эксперимент почему-то объявляется гипотезой (хотя это всё вполне укладывается в рамки инженерной парадигмы), а подход Рис объявляет научным (ибо поминаются гипотезы и проверки гипотез, а в конце книжки даже приплетается Тейлор и его идеи scientific management, только вместо нормирования производительности труда вводится нормирование роста фирмы).

Всё это вполне понятно, ибо basic research (лаборатории Эйнштейна) и applied research (лаборатори Эдисона) в головах людей перепутаны. Если в basic research создаются методы описания (viewpoints for concerns), то во вторых создаются определения систем (views for inventions). У Эрика Риса наука в самой его книжке: он задал метод описания стартапа как растущей фирмы, это наука. А в каждой фирме готовят инженерное решение (определение целевой системы, определение обеспечивающей системы и т.д.) и затем верифицируют и валидируют его. Верификация и валидация это не проверка гипотез, это верификация и валидация. Просто Эрик Рис обращает внимание, что предпринимателю с первого раза угадать конструкцию, дающую ожидаемые показатели, нельзя -- как нельзя было Эдисону с первого раза угадать конструкции лампочки накаливания, пришлось повозиться с тысячами вариантов.

Конечно, при этом Эрик Рис использует риторику "обучения", а не "прототипирования" или даже "исследования" -- каждый валидированный результат означает, что "научились" (у меня уже были вопросы к этому "обучению", решения как не было так и нет -- http://ailev.livejournal.com/1181259.html), а вместо альтернативной риторики "улучшения-совершенствования" вдруг обращается к "научному подходу" (который видит даже в цикле Бойда!). А в "научном менеджменте" Тейлора вдруг находится инженерный подход, "инжиниринг человеческих систем", то есть менеджмент это "научный инжиниринг человеческих систем". Вот как пишет сам Рис:
в 2011 г. исполнилось 100 лет со дня выхода в свет книги Фредерика Тей­лора «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management). Научная организация менеджмента изменила историю ХХ века и привела к огромному росту благосостояния, которое сегодня кажется нам чем-то само собой разумеющимся. Тейлор, по сути, изобрел то, что сейчас мы называем менеджментом: повышение эффективности отдельных работников, управление методом исключения (внимание только к неожиданно хорошим или неожиданно плохим результатам), стандартизация работы и деление ее на задачи, система оплаты «норма плюс бонус». Но главное - его идея о том, что эффективность труда можно изучать и повышать с помощью сознательных усилий. Тейлор предло­жил современную систему управления компанией, где организация рас­сматривается как иерархия, состоящая из многих людей, находящихся на разных уровнях. Не случайно в прошлом все революции в менеджменте возглавляли инженеры: менеджмент - это инжиниринг человеческих систем" (выделение моё -- ailev).
Рис у менеджмента выделяет просто "производную": не эффективность (мера для отдельного проекта), а "рост" (мера для фирмы), а дальше напирает на "научность" как основную парадигму.

Дидактически вполне оправдано, кто ж не знает "научный метод" с его "гипотезой-экспериментом"! Инженерное "эвристика-изобретение-воплощение-верификация" пока мало обсуждаемы даже среди инженеров. Даже среди инженеров метод "гипотезы-эксперимента" путается с методом "проб и ошибок", к нему довольно предвзятое отношение.

Проблема внятного "научного" говорения про инженерию-менеджмент-науку остаётся, сегодняшнее говорение об этом винегретно, смутно, некомпактно, поэтому обсуждаемые в этом говорении инженерия-менеджмент-наука обсуждаемы винегретно, смутно, некомпактно.

Есть ли LeanKanban в книжке Риса? Есть, а как же. Маленькие партии, быстрая обратная связь и даже несколько японских слов (хотя не все из них даны по японски, например "потери"). Но "научный метод" (оказывающийся встроенной в стратегирование верификацией и валидацией) является для Риса главным:
Система «экономичный стартап» использует эти идеи [lean]в контексте предпринимательства. Она предлагает предпринимателям оценивать свой успех не так, как это принято в бизнесе другого типа. Мерилом успеха в сфере производства обычно считается способность выпускать качественные товары. Как мы увидим во второй главе, «экономичный стартап» основан
на других критериях оценки - на способности получать подтверждение фактами. С их помощью мы можем обнаружить и устранить огромные потери, бич любого предпринимателя.
Но фишка в lean startup оказывается не в "потерях" и "точно вовремя", фишка в инженерном подходе к стратегированию и росте как целевой характеристике. Lean тут просто помогает достичь заявленных целей: были бы другие цели (проекта, не фирмы), lean бы и их достиг.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments