Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Курс системной инженерии на Coursera

В понедельник закончились зачёты по модулям (Qizzes) курса Introduction to Systems Engineering на Coursera (https://www.coursera.org/course/introse), но оказалось, что туда до сих пор можно регистрироваться. Ну, я сегодня зарегистрировался и поглядел на тамошнее содержание, поотвечал на эти самые Qizzes (меня честно предупреждали каждый раз, что поезд ушёл и это "только в целях тренировки, в зачёт ответы не идут"), побродил по форумам.

Как я и говорил раньше, это стандартный "проход по жизненному циклу", где очень сжато даётся описание практик системной инженерии -- с упором на рабочие продукты. Несмотря на "жилище" как сквозной пример, используются старинные военные/авиационные стандарты (типа ANSI/EIA-632, Process for engineering a system, обновлялся последний раз в 2003, ISO 15288 был как раз создан на замену). По факту, в курсе старинная военная/авиационная терминология, военный/авиационный старинный "сверху вниз" подход, ни намёка на современную системную инженерию. Более того, в курсе даже не поминается архитектура (основная системноинженерная практика)! Основной упор на работу с потребностями и требованиями. Плюс с некоторыми положениями курса я просто не согласен. Но это моё субъективное IMHO, авторы этого австралийского курса наверняка точно так же будут не согласны с некоторыми положениями моих курсов. Но я бы рекомендовал этот курс только тем, кто интересуется спецификой австралийских военных инженерных заказов, особенно их ранних стадий. Регистрируйтесь, на этот курс сегодня ещё пускают и дают посмотреть все материалы.

Мой опыт проведения подобного курса в 2010-2013 годах был негативным. Даже если учесть, что у меня были сутки (24 часа!) видео, и я делал со студентами похожие упражнения (и даже проще: не жильё в качестве целевой системы, а собачью будку или даже обед), не требовал заучивать, как называется рабочий продукт, в котором внутри будут needs (курс в курсере этого требует), не требовал заучивать названия стадий типового жизненного цикла (а наборот, цитировал положения семейства стандартов ISO 15288 о том, что этих жизненных циклов редкое разнообразие). После курса студенты не демонстрировали понимания сути дела, хотя и бодро цитировали материал лекций и произносили невпопад термины из предметной области.

Аналогичный опыт с этим классическим Introduction to systems engineering был и у других преподавателей (например, В.Батоврина), мы обсуждали это в Бекасово несколько лет назад: для понимания системноинженерных практик студентам не хватало прежде всего тренинга в системном мышлении. Какая такая системная инженерия, если студент очень поверхностно понял, что такое "система"? А ведь понятию системы в австралийском курсе посвящено не больше часа. С тех пор я уже несколько раз менял курс (прежде всего разделил на "системноинженерное мышление" и "практики системной инженерии") и теперь в его основе лежат совсем другие принципы: я учу не какому-то авиационному или оборонному процессу разработки (или "закупки", как принято говорить в армии и как об этом говорится в австралийском курсе), я учу людей думать. А для упражнений использую не абстрактные "жильё" или "обед", а вполне конкретные рабочие проекты самих студентов.

На форумах курсеры (по крайней мере на обсуждаемом курсе) тихо, никто ничего никому не объясняет (хотя иногда курсанты демонстрируют недюжинную осведомлённость в изучаемом предмете: похоже, среди них много таких же "студентов", как я). Преподаватели зачитывают текст к слайдам по бумажке, их в кадре не видно, на видео только немного анимированные слайды с буллетами и чуть-чуть диаграм, примеров в материалах по факту нет (ибо на них и их обсуждение никакого времени видео не хватит!). Хотя можно считать примером "упражнение", которое даётся к каждому из восьми модулей -- типа "ответьте на вопрос: где границы жилья как системы? Если это не отдельный домик, а квартира, как изменится ответ на вопрос?".

Есть учебник (но его нужно покупать в Амазоне отдельно), он для курса необязателен, но там наверняка понятней и материала больше, чем в самом курсе. Я просто не представляю, чему могут студенты научиться в такой ситуации. Но там есть главный элемент: ссылка на возможность получить онлайн-образование в самом университете UNSW, если в этом онлайн-курсе вдруг студент почувствовал интерес к системной инженерии. Но курс совсем непопсовый, наоборот. Как можно почувствовать интерес? Для меня это загадка.

Тем не менее, если заняться той самой классической aerospace/defense системной инженерией, то у людей откуда-нибудь из провинции есть две опции: смотреть какое-никакое краткое видео в курсере или читать полный учебник (самих австралийцев, или того же переведённого уже на русский Косякова на 800 страниц -- http://ailev.livejournal.com/1114485.html).

Опция с видео для меня загадочна, ибо для меня самого всегда удобней учебник. Но я видел презентацию, в которой видео выигрывает у учебника в усвояемости материала для чуть ли не 40% студентов (если я правильно эту презентацию понял). То есть для действительно интересующихся материалом видеоподача может сработать. Так что думаю, не сделать ли мне краткий вариант моего курса системноинженерного мышления для русскоязычной курсеры. Может, это будет для многих людей лучше, чем просто публикация учебника (напомню, мой учебник выложен тут: http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking). Хотя очных занятий и даже чтения учебника это всё не заменит, конечно.

Update: тут и в FB какие-то комменты -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10204718859625422
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments