Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Курс практик MBSE 2014 в МФТИ -- занятие 8, последнее

Сегодняшнее занятие было последним, зачётным. На нём мы разобрали подробно первые четыре эссе (и ушло на это не три обычных часа, а четыре с половиной).

Увы, студенты не смогли самостоятельно разобраться, что с этими эссе делать: требования к эссе они ещё могли представить (как они их поняли), а вот сообразить про stakeholder needs и про различие проверки эссе (мной) и приёмки (в рамках их общего учебно-рабочего сообщества научных руководителей, тьюторов, других преподавателей и т.д.) уже было слабо.

Тем не менее из четырёх эссе одно свидетельствовало о твёрдой двойке (студент употреблял слова из курса, не слишком понимая, что они вообще обозначают. Немудрено, посетил он лишь два занятия из предыдущих семи. Ну, и в прошлом году были проблемы. Так что банально налёта часов не хватало, кавалерийского наскока не получилось), другая двойка была уже не очень твёрдая и вполне дорабатываемая, одно эссе было хорошим но не про проект (то есть два и пять одновременно), одно вполне тянуло на пятёрку (если его чуток доработать). Полный спектр, при этом потенциальная пятёрка приятно удивила. Все эссе отправлены на доработку, я ведь не злой (но и не добрый).

Эссе занимает особую роль в курсе. Оно склеивает теоретический материал и практическую деятельность. Применить теоретическое знание к кейсу (упражнению) из книжки относительно легко, к проекту однокурсника сложнее, но тоже можно. А вот к собственному проекту, в котором тебя одолевают эмоции и смывает изобилием известных деталей со слабо понимаемыми приоритетами в их важности, к родному до боли проекту применить теоретическое знание оказывается сходу нельзя, это требует колоссального усилия над собой и некоторого тренинга. Врач не может себя лечить, обращается к коллегам. Яблоки из задачи считаются совсем не так, как яблоки из жизни.

В этом-то и фишка эссе: показать не то, что "прочли книжку, выучили пятьдесят новых слов, можем пересказать", а показать какую-то пользу дипломному (в МФТИ -- рабочему!) проекту от узнанных в курсе практик моделеориентированной системной инженерии. Валидация -- это когда проект (using system) при использовании пройденных в моём курсе практик становится лучше. В эссе это нужно просто задокументировать (то есть не просто выполнить практики и подумать об их выполнении, но отрефлектировать и описать результаты, ход выполнения, планы, свои мысли по этому поводу). Тем самым моя проверка -- это только проверка по методологической форме. А вот валидация будет по инженерному содержанию, в ходе защиты диплома. Идеальный вариант, это когда полностью текст эссе войдёт как часть диплома, безотходно. Но как только студент соображает, что знание материала курса по системной инженерии помогает ему в работе и он достигает результатов, о которых он и мечтать не мог без этого знания -- всё, с этого момента отношение студента к курсу меняется и начинается настоящая "учёба для себя", а не "учёба для преподавателя".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments