Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Гибридный формат обучения и консалтинга: тьюториалы + рабочие сессии

Конечно, мы не учебная лавка, а консалтинговая, хотя у нас и "образовательный консалтинг" (http://ailev.livejournal.com/1081775.html -- учебная деятельность ведётся на кейсах преподавателя, а консалтинговая -- на кейсах клиента). Типовая программа тьюториалов по системной и организационной инженерии (http://ailev.livejournal.com/1086034.html) и материалы к ней (слайды, Body of Knowledge и т.д. -- http://ailev.livejournal.com/1084933.html) являются хорошей основой для гибридного формата: тьюториалов на материале (слайды+BoK) предметной области и рабочих сессий по привязке знаний тьюториалов к ситуации клиента.

Ниже я даю пример программы такого цикла "учебно-консультационных" мероприятий -- речь идёт о старте проекта по постановке управления жизненным циклом какого-то типа инженерных объектов (назовём это "xxx инженерия" -- чтобы никаким отраслям не было обидно). Программа подразумевает многомерный жизненный цикл из OMG Essence и использование тамошнего языка, основных сущностей и техники контрольных вопросов. Но это прямо в программе не указано, хотя и даны намёки (например, использован термин "альфа", чтобы было понятно, что будет какое-то оригинальное содержание, а не перепевы из PMI PMBoK. Впрочем, об отстройке "управления жизненным циклом" от "управления проектами" в тексте прямо сказано). В принципе, это даже не сама системная инженерия, а системноинженерный менеджмент (SEM, systems engineering management). Поэтому в программе системная инженерия не упоминается.

В части использования "Типовой программы" и её материалов, то тут будут затронуты темы модуля системноинженерного мышления и отчасти организационной инженерии (ибо предполагается проект развития -- нужно что-то рассказать про организацию работы), но не будет материалов по практикам системной инженерии и стратегирования из "Типовой программы". Организационная инженерия (она же enterprise engineering) для целей этого конкретного примера переименована в "организацию жизненного цикла" -- чтобы точнее соответствовать общей теме.

Удобство такой модульности мы обсуждали в предыдущем примере (пример из http://ailev.livejournal.com/1086034.html), но сейчас мне важнее показать другую форму мероприятия: уже не только учебного, но ещё и не полностью консалтингового. И это можно варьировать (тут 5 дней -- 3 дня тьюториала плюс 2 рабочих сессий, т.е. преобладание "учебности". Если делать 2 дня тьюториала и 3 дня рабочих сессий, то будет больше "консалтинговости". У разных клиентов тут разные предпочтения).

Конечно, все тематические акценты и общее время оговариваются в каждом отдельном случае, но сам принцип должен быть понятен -- общетеоретические куски даются в терминах типа "сложные инженерные объекты", а рабочие сессии ведутся в материале "xxx инженерии". Обратите внимание, что в однодневном курсе из предыдущего примера http://ailev.livejournal.com/1086034.html нет времени на рассказ про адаптацию метода (там только упоминается необходимость адаптации основных сущностей инженерного проекта к каждой предметной области), а в предлагаемом примере это существенная часть -- как формулировать подальфы и разбираться с предметными деятельностями и делами, как менять метод по ходу проекта и т.д..

* * *
Управление жизненным циклом в xxx инженерии.

Цикл тьюториалов и рабочих сессий


Целевая аудитория: цикл тьюториалов и рабочих сессий «Управление жизненным циклом в xxx инженерии» предназначен для специалистов КонкОрга, стартующих деятельность по анализу состояния проектов xxx инженерии.

Управление жизненным циклом включает определение состояния различных отслеживаемых в инженерном проекте сущностей в целях согласования проводимых с ними содержательных работ (в отличие от управления проектами, в котором объектом управления является не столько содержание, сколько ресурсы и графики работ).

Продолжительность цикла 5 учебных дней (3 однодневных тьюториала и 4 рабочие полудневные сессии).

Цели цикла тьюториалов и рабочих сессий:
• Предоставить теоретические и практические знания международного уровня в области управления жизненным циклом сложных инженерных объектов.
• Повысить мотивацию участников на профессиональное развитие и применение в своей работе современной теории системного мышления и управления жизненным циклом сложных инженерных объектов.
• Сформировать у команды сотрудников Клиента актуальные навыки использования современных практик управления жизненным циклом в проектах xxx инженерии
• Стартовать в организации Клиента деятельность по анализу состояния проектов xxx инженерии современными методами.

В результате цикла участники:
• Получат теоретические и практические знания по методам управления жизненным циклом (в отличие от методов управления проектами)
• Получат опыт целостного анализа состояния инженерного проекта с использованием контрольных вопросов и других видов описания инженерного проекта.
• Узнают, как адаптировать контрольные вопросы и другие описания инженерного проекта к условиям конкретных инженерных дисциплин, прежде всего xxx инженерии.
• Начнут адаптацию общих методов управления жизненным циклом инженерных объектов к конкретным условиям управления жизненным циклом xxx инженерии в организации Клиента.

Краткая характеристика содержания:
Программа цикла тьюториалов и рабочих сессий по управлению жизненным циклом в xxx инженерии даёт общий язык обсуждения текущей ситуации для самых разных стейкхолдеров проектов xxx инженерии, ибо на настоящий момент каждый из стейкхолдеров из самых разных инженерных компаний и регулирующих органов использует свой набор технических стандартов, свою терминологию, свои информационные системы и своё понимание общей ситуации. Без общего языка невозможно достичь однозначной трактовки ситуации, поэтому вместо выполнения одного и того же проекта по xxx инженерии получаются кое-как состыкованные друг с другом отдельные проекты разных стейкхолдеров и неминуемое «тушение пожаров» в ситуациях нестыковки этих частных проектов -- речь тут идёт как о стейкхолдеров внутри организации Клиента, так и внешних (заказчики и подрядчики, надзорные органы).

Тьюториалы цикла предлагают общий язык системноинженерного мышления, специально приспособленный для поддержания обсуждения целостного проекта стейкхолдерами многих инженерных специальностей. Рабочие сессии предполагают тренинг в использовании этого языка в конкретных проектах Клиента.

Основной упор в тьюториалах делается на передачу участникам теоретических знаний, которые применимы для принятия решений по управлению жизненным циклом в самых разных инженерных проектах, а также знакомство со средствами адаптации этих знаний к условиям конкретных проектов (3 однодневных тьюториала). Рабочие сессии (4 полудневных практических занятия) как тренируют приложение этих теоретических знаний к ситуациям проектов xxx инженерии, так и позволяют стартовать группой участников работу по постановке управления жизненным циклом в организации Клиента.

Тем самым цикл тьюториалов и рабочих сессий включает в себя 7 мероприятий:
1. Тьюториал «Системноинженерное мышление: основные сущности инженерного проекта» (1 день).
2. Рабочая сессия «Адаптация основных сущностей инженерного проекта для проектов xxx инженерии» (0.5 дня)
3. Тьюториал «Управление жизненным циклом» (1 день)
4. Рабочая сессия «Адаптация метода контрольных вопросов для определения состояния проекта в xxx инженерии» (0.5 дня)
5. Тьюториал «Организация жизненного цикла» (1 день)
6. Рабочая сессия «Организация жизненного цикла проекта xxx инженерии» (0.5 дня)
7. Рабочая сессия «Планирование работы по организации жизненного цикла проекта xxx инженерии в организации Клиента» (0.5 дня)
Subscribe

  • lytdybr

    Я написал, что регламенты -- это учебники, а табличное моделирование альф -- это домашки (четвёртый пункт в…

  • lytdybr

    В это воскресенье закончился поток СМИ27, по итогам -- три мастера, один практик. Из экспериментов -- включение скоростного прохода по…

  • Обновление "Системного обучения личности".

    В курсе "Системное обучение личности (пререлиз)" обновлены разделы: 4. Практика методической работы: "как учить" 5. Архитектурная работа в обучении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments