Упор в этой серии делается не на рассказ про всякие новинки технологического рынка (т.е. факты), а на обсуждении тех прорывов в теории, которые обеспечили появление этих новинок. "Знание теории освобождает от знания фактов": именно теория даёт возможность переноса знаний из одной ситуации в другую, а наличие рыночной практики просто иллюстрирует эту теорию примерами и облегчает обоснование для начальства -- почему эту теорию уже можно использовать, почему это всё не фантастика, почему идеи работоспособны и не завиральны.
Обнаружилось, что в самых разных организациях примерно половина участников тьюториала читает мой блог -- и каждый раз удивляется тому, что на тьюториале мы даём материал, которого в блоге не было (например, русскоязычные и адаптированные к системной инженерии карточки чеклистов OMG Essence). Конечно, тьюториалы по материалу обычно свежее и обширнее, чем записи в блоге. Чему удивляться-то? С другой стороны, по многим материалам в блоге можно найти ссылки на первоисточники, дополнительную информацию и т.д. -- так что блог вполне сойдёт тут за "литературу", он глубже, но не закрывает всех тем, которые мы даём на тьюториале.
В основе всех блоков тьюториала лежит довольно компактное системное представление о коллективной деятельности, что позволяет как давать больше знаний за меньшее время (ибо это представление о деятельности инженеров, менеджеров, стратегов выносится "за скобки"), так и обеспечивая возможность совместного использования материала тьюториала его участниками -- независимо от того, инженерами ли, менеджерами/логистами, или стратегами/продавцами они являются. Для меня самым важным содержательно является презентация в тьюториале небольшого нового (появились они в 2013г.) набора схем вокруг понятия "система" -- прежде всего это диаграмма альф инженерного проекта из OMG Essence и обобщённая диаграмма описания системы из диаграммы архитектурного описания ISO 42010.
Методически, конечно, не хватает ещё блока про новинки в стратегировании/маркетинге/бизнес-моделя
В текущем варианте тьюториала можно выделить три основных блока (которые присутствовали в тьюториалах для разных наших клиентов в разной степени подробности-длительности):
1. Cистемноинженерное мышление в управлении жизненным циклом.
Нашей целью тут было уложить в один день рассказ о современной формализации понятии "система" у инженеров с выходом на работу с карточками контрольных вопросов жизненного цикла OMG Essence. День заканчивался практическим занятием: попыткой участников тьюториала применить выданные им карточки к материалам их собственных проектов (т.е. идентифицировать целевую систему и определить текущее состояние дел в проекте).
Трудность тут в том, без хорошего понимания понятия "система" невозможно обсуждать жизненный цикл системы, а времени для полноценного разбирательства в одном дне тьюториала катастрофически не хватает. Наверное, нужно поменьше рассказывать о системной инженерии и инженерном менеджменте как профессиональных деятельностях, чтобы это время сэкономить -- но участники отчаянно интересуются этими вопросами ("кто главнее -- менеджер или системный инженер", как они часто это своё непонимание формулируют), и всё "сокращённое" немедленно возвращают назад в программу, задавая дополнительные вопросы. Так что правильным временем для этого блока тьюториала была бы пара дней -- но пару дней для этой темы получить у клиентов у нас пока не удавалось, увы.
Адаптацию диаграмм и карточек чеклистов с "программной инженерии" на "системную инженерию" для OMG Essence в какой-то мере можно считать обкатанной, к этому содержанию вопросов почти не было. Стык с понятием "система" и обобщение ISO 42010 с архитектуры до полного (требования-архитектура-дизайн) определения системы тоже получается уже неплохо. Доработать нужно только объяснение разведения альф и рабочих продуктов: но это вообще трудная тема, хотя и самое главное достижение последних стандартов (это ведь про то, чем теоретическая наука отличается от всяческих феноменологий и прочих алхимий).
2. Организационная инженерия.
По сути, это тот же PraxOS. Но в текущем варианте мы больше акцентов делаем на моделеориентированную инжерению предпринятия, строя изложение вокруг разных моделей деятельности, которые можно найти в разных частях предприятия. По сравнению со старыми вариантами этого тьюториала, больше внимания уделяется театральной метафоре и разбирательству с разделением труда (и, соответственно, методам объединения труда). Весь материал про "системы систем" ушёл сюда, равно как и материал про инженерный менеджмент.
Если этот обзорчик развернуть, то это полный день -- но осмысленно это давать развёрнуто только в том случае, если на тьюториале присутствуют топ-менеджеры (что толку рассказывать про методы организации людям, которым никто не даёт что-либо организовать?). Хотя для одного из клиентов (где как раз топ-менеджеры и присутствовали) мы это рассказывали два дня, хотя и неполных -- полдня таки ушло на управление технологиями.
3. Управление технологиями.
Тут несколько обзорных блоков:
-- инженерия знаний и семантические технологии
-- текущие технологические тренды и управление технологиями
-- приложения слабого искусственного интеллекта -- теория и практика
-- выход IT в физику (generative manufacturing и робототехника)
Опыт показал, что одного дня для такого материала мало: инженерию знаний и семантические технологии нужно бы делать отдельным днём.
Интересно, что участники тьюториалов своими комментариями демонстрировали существенное отставание в мониторинге сегодняшнего state-of-the-art: про многие из рассказываемых технологий они читали несколько лет назад, как про "далёкое будущее", но что за эти несколько лет это "будущее" стало "настоящим" -- этот факт для них оказывается неожидан. Конечно, это "будущее уже здесь, только оно пока неравномерно распределено" (У.Гибсон), поэтому отнюдь не каждая инженерная компания может похвастаться использованием всех этих новейших технологий. Но и нельзя сказать, что всё рассказываемое про тот же "слабый искусственный интеллект" -- сказки, и не имеет отношения к реальности. "Не всех извозчиков берут в таксисты" -- вот слоган для этого блока тьюториала.