Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Работы Лефевра

Вот тут лежат работы В.А.Левефра, включая интервью о его последней книжке (1999г.)

Ученый-модельер "общего профиля", психолог, математик и еще черт знает кто. Тут вот критиковали Дойча ;) А как вам такие вещи:
Оказывается, ментальный процесс многократного и последовательного осознания себя подобен совокупности тепловых машин. Бред (Лефевр покрутил пальцем около виска. - А. Л.): получается, что у нас в голове нечто вроде паровоза. Человек становится родственником паровоза в большей степени, чем компьютера, потому что тепловая машина - это более фундаментальная конструкция, непосредственно связанная с двумя основными законами природы: законом сохранения энергии и вторым началом термодинамики. Она является перифразом этих двух законов. Наш мозг устроен так, что в нем работает тепловая машина. Какая-то имитация природы, имитация тепловых машин. Я решил исследовать этот вопрос более детально.

Оказалось, что эта аналогия позволяет выводить формально до сих пор не выведенные законы психофизики. Предположив такой абсурд, что в нашей голове имеется последовательность тепловых машин, мы приходим к возможности выведения очень тонких законов психофизики.

Чтобы их вывести, нужно добавить три цилиндра (каждый тепловой двигатель представляет собой одноцилиндровый мотор). Это очень простая вещь - трубка, в которой находится идеальный газ, для которого выполняется уравнение Клайперона. Оказывается, цилиндр первой машины есть теоретический аналог перцептивной сферы субъекта, цилиндр второй машины есть образ перцептивной системы и цилиндр третьей - осознанная модель образа. В этой аналогии проявилась очень ясная связь между вещами, которые мы знаем, как описываются в психологии и которые проверены многочисленными экспериментами.

А что это значит? Я могу себе представить следующую вещь: каким-то образом нейроны головного мозга имитируют - они могут многое имитировать - тепловые машины, форма существования которых и есть наш субъективный опыт. Фактически это - единственно возможная интерпретация; другая (Лефевр перешел на шепот. -- А. Л.) - мистическая: мы не знаем чего-то очень фундаментального.

Но, поскольку мы занимаемся моделированием и поскольку этот вопрос хочется решить сегодня - я скоро умру и не могу ждать, - то мне надо понять, что это значит. "Космический субъект" и есть попытка предложить объяснение прямо сейчас.

Или:
Я ничего не могу сказать о разумном субъекте. Я могу говорить лишь о чем-то, имеющем многократные образы себя и, наверно, обладающем феноменом внутреннего мира. И все это связано с выбором между Добром и Злом, потому что исходная аналитическая модель была связана именно с этим выбором. Получается такая странная вещь: мы начинаем движение от морального выбора и вдруг приходим к фундаментальным законам физики.

Бред! (Он опять крутанул пальцем около виска. - А. Л.) Я долго скрывал это от своих коллег, пытался как-то замаскировать. Пожалуй, только Поппер был единственным, с кем мне удалось всерьез обсудить этот вопрос. Он, прочтя первый вариант этой книжки, именно это в ней и увидел: различение между Добром и Злом и рационализацию этого различения. Казалось бы, он должен был быть последним в понимании этой рационализации, но он оказался первым.

И он же в прошлом году:
Рассмотрим в этой связи то, что можно было бы назвать "парадоксом талибов". Как известно, молодежная организация талибов возникла в лагерях афганских беженцев в Пакистане. Эти лагеря были созданы, в значительной степени, благодаря американской помощи. Считалось само собой разумеющимся, что талибы станут верными союзниками Соединенных Штатов. Это убеждение играло ключевую роль при подготовке стратегических решений, затрагивающих Центральную Азию. Антиамериканский поворот талибов стал полной неожиданностью для большинства политиков. Глубинная причина этого поворота состоит отнюдь не в специфике Ислама, а в том, что организация талибов, если рассматривать ее в качестве макро-субъекта, принадлежит ко второй этической системе. Любой компромисс такого макро-субъекта с другим макро-субъектом унижает его в собственных глазах, независимо от материальных благ, которые сулит этот компромисс.

Мы видим, что не учет этической системы талибов привел к просчетам на стратегическом уровне. Этот урок необходимо помнить, разрабатывая стратегию борьбы с мировым терроризмом. Организации террористов являются макро-субъектами, не имеющими территориальной компактности, в отличие от таких макро-субъектов, как например государство. Это приведет к тому, что для борьбы с ними будут создаваться интернациональные антитеррористические организации, также не имеющие территориальной компактности и, следовательно, очень трудно контролируемые. Возникнет серьезная опасность перерождения антитеррористических организаций в террористические. Чтобы избежать этой опасности, борьбу с терроризмом надо строить на основе первой этической системы. Это труднейшая проблема, решить которую невозможно без участия профессионалов, изучающих рефлексию, мораль и поведение человека.


А его "Алгебра совести" доступна в Озоне.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments